Добавить статью
14:33 8 Апреля 2016 94837
Махмуд Кашгарский - великий энциклопедист, выдающийся ученый-тюрколог

947 В последнее время, увлекшись тысячелетним юбилеем выдающегося философа, государственного деятеля тюркских народов эпохи средневековья Жусупа Баласагына, мы как-то упустили из виду другого выдающегося ученого-тюрколога, энциклопедиста того же времени – Махмуда Кашгарского. Неслучайно в указе, подписанном Президентом А.Ш.Атамбаевым отмечено, что Караханидский каганат был крупнейшим государством X-XII веков, в составе которого предки современных тюркских народов достигли высокого уровня духовного, культурного, экономического и политического развития. Наряду с эпохой Кыргызского Великодержавия (IХ-X века) караханидский период сыграл огромную роль в развитии кыргызской государственности и требует глубокого исследования исторической наукой. Махмуд Кашгарский как первый тюрколог, энциклопедист внес весьма заметный вклад в развитии культуры Караханидского каганта в целом. Статья посвящена его деятельности.

Известно, что история создается не только отдельными народами и государствами, но и конкретными людьми, вносившими свою лепту в зависимости от своих возможностей, морали, жизненных принципов и ценностей в ту или иную сферу общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни разных эпох и времен. Многие из них, благодаря своей исключительности, оставили неизгладимый след в истории многих народов. Эти люди, благодаря своим выдающимся личным качествам, творчеству, научному поиску, таланту и опыту, острому уму, твердой воле, целеустремленности, незаурядной способности, сделали очень многое как для всего кыргызского народа, так и для всего региона, да и тюркского мира тоже. К их числу можно причислить и знаменитого Махмуда Кашгарского, который оставил нам величайший шедевр своего времени «Диван лугат ат-турки».

Несомненно, Махмуд Кашгарский является одним из выдающихся тюркологов всех времен и первый в мире тюрколог, заложивший начало специальной отрасли в науке тюркского языкознания – научной тюркологии. Целая плеяда известных востоковедов-тюркологов (А.Н.Кононов, Н.А.Баскаков, Е.Е.Бертельс и др.), изучавших словарь Махмуда Кашгарского признают его как ученого, основоположника научной тюркологии. Это тот самый величайший труд, который не ограничивается изучением только тюркских языков, но и целого ряда отраслей науки – истории, литературы, культуры, традиций, обычаев тюркских народов, а также географии, картографии, астрономии, медицины, топонимики, этнонимы, природы и др.

Махмуд Кашгари как разносторонне образованный ученый написал два крупных научных труда, один из которых, к сожалению, бесследно исчез. Учеными установлено, что он сначала написал солидный труд по тюркской грамматике «Жавахир ан-нах фи луга ат-турк» - «Синтаксический сборник тюркских языков». Именно этот его труд не дошел до нас или еще не найден учеными. Сохранился главный труд его жизни – монументальная работа «Диван лугат ат-турк» - «Словарь тюркских языков», являющееся крупным вкладом в развитие мировой культуры. Отметим, что данный труд состоит из 8 книг, написан на арабском языке и создавался как энциклопедический словарь, позволяющий любому читателю проникнуть и осознать особенность языков всех тюркских родов, племен и народов. И еще, как свидетельствуют турецкие ученые, единственная и самая ранняя копия данного труда, датированного 1 августом 1226 г., хранится в Национальной библиотеке Стамбула.

Автор величайшего шедевра средневековья изучал тюркские слова с позиции и по правилам арабского языкознания. Это обусловлено рядом факторов:

1. К моменту написания «Диван лугат ат-турк» фактически отсутствовала научная тюркология, еще не было создана данная отрасль научного языкознания.

2. Он посвящал свой труд правителю, который говорил, творил и мыслил по-арабски.

3. Махмуд Кашгарский создав «Диван лугат ат-турк» бросил смелый вызов арабскому языку, арабской культуре того времени и тем самым хотел доказать богатство и красоту тюркских языков.

Это было время, когда многие отдавали дань уважения арабскому языку и культуре, создание такого шедевра был вызовом местного ученого к распространителям и сторонникам арабской культуры.

Однако это не значит, что он был против арабов или ислама, думаем, что он хотел показать богатую и приятную созвучность языков тюркских народов. И потом, не следуют забывать и тот факт, что для многих ученых того времени арабский язык был языком творчества всех видов.

Его работа является энциклопедией тюркских народов средневековья и величайшим памятником своей эпохи. «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгарского стал подлинной энциклопедией тюркских языков в полном смысле этого слова. Ибо кроме языков, в ней собран, обработан и обобщен огромный историко-культурный, этнографический, этнический, картографический материал по тюркским племенам, родам и народам в эпоху средних веков. Это значит, что он глубоко освоил языки, литературу, историю, этнографию, традиции, обычаи, географическое месторасположение всех тюркских народов того времени. Места расположения многих тюркских родов, племен и народов он посещал сам, изучал воочию, что позволило ему создать гениальный труд по научной тюркологии эпохи средних веков. Следовательно, он изучал не только языки, но и политические, и историко-этнографические особенности тюркских народов.

Энциклопедическим этот труд назван потому, что содержит в себе информацию по истории, культуре, литературе, поэзии, фольклору, быту, астрономии, географии, религиозным представлениям тюркских племен. В ней также заключены ценные, во многих случаях единичные сведения о племенном составе тюрков, о землях, озёрах и реках, городах и населённых пунктах своего времени. Словарь также содержит названия различных должностей, блюд, напитков, животных, птиц, месяцев и дней недели, лекарств, астрономические, военные, медицинские, религиозные и другие термины.

Большой интерес представляют названия животных, растений, насекомых и др. Не менее интересны обширная география гидронимов и топонимов. Например, интересные сведения встречается о городе Узген. Уз – свой, кенд – город, населенный пункт. Следовательно, город Узген имеет значение как свой, собственный город.

В его наследии также запечатлены термины этических норм и ценностей, традиции, обычаи, обряды, ритуалы тюркских народов, национальные игры, мировосприятие тюркских народов того времени. Есть важные сведения об историко-культурных связях между различными тюркскими народами и племенами на территории нынешней Центральной Азии.

Немалый интерес для исследователей представляет сохранившаяся в его сочинении самая старая тюркская карта мира. Отметим, что она отличалась от многих карт мира того времени. Фактически, это была первая тюркская карта мира. Впервые карту Махмуда Кашгарского изучали немецкие ученые И.Маркварт, К.Миллер и Г.Генслер. Они же в свое время опубликовали специальную статью «Турецкая карта мира Кашгари». В последующем карту Кашгарского изучали И.Крачковский, И.Умняков, В.Минорский, А.Велиди, академик В.Бартольд, узбекские ученые С.Умурзаков, Х.Хасанов, из числа кыргызских ученых О.Караев, Т.Чоротегин и др.

Для нас большой интерес представляет то, что в карте центром земного шара указано не святилище мусульман – Мекка, а родина автора - Иссык-Куль и Центральный Тянь-Шянь. Там же указан только город Барскан, малая родина автора. А тот факт, что многие топонимы не указаны, дают нам основания считать, что, возможно, карта была не завершена автором.

Другая особенность - впервые в истории мусульманской картографии в ней указана на востоке Япония (Жабарка), город Катун сыны – столица уйгуров в Ганьчжоу (Е.Кычанов), на западе Венгрия (ал Мажар). Таким образом, он был среднеазиатским мусульманским картографом.

Книга М.Кашгарского содержит более 400 пословиц, поговорок и устных наречений. Не зря ученые утверждают, что "Диван лугат ат-турк" Махмуда Кашгари яв-ляется единственным памятником тюркской диалектологии в эпоху средневековья. К сожалению, словарь нашего великого ученого в течение долгого времени оставался малоизвестным для научной общественности мира.

Для историков "Диван лугат ат-турк" выступает как важный средневековой исторический письменный источник по истории всех тюркских родов, племен и народов обширной территории Евразии. В его работе освещены история, этнография, культура, традиции, обычаи, обряды, ритуалы, национальные игры, одежды, жилища многих тюркских народов того времени. Учеными установлено, что в его работе называется более ста этнических названий тюркских родов и племен. Особенностью словаря Махмуда Кашгарского является тот факт, что в ней тюркские этносы – огузы, карлуки, халаджи, уйгуры, булгары, ягма, кыргызы, кыпчаки, тюрки, туркмены, чигилы, тухси и многие другие упоминаются не как народы, а как «уруу», «урук» - «род», «племя». Это ближе к историческим реалиям.

Кстати, кыргызы также в числе других тюркских родов и племен упоминаются несколько раз. Для нас весьма важным представляется и упоминания о наших предках X-XI вв. При этом он пишет не об Енисейских, Саяно-Алтайских кыргызах, а о кыргызах, живущих вокруг Тенир Тоо (Тянь-Шаня), среди которых он сам побывал. Это значит, что Махмуд Кашгарский еще раз свидетельствуют о пребывании кыргызов на Тянь-Шане в более раннем времени. Наш знаменитый писатель Т.Сыдыкбеков в свое время отмечал, что, если сравнить основу «Диван лугат ат-турки» с современным кыргызским языком, то выявляется очень многие схожего. Патриарх кыргызской литературы очень верно заметил.

И еще, более поздние почитатели его труда установили, что в его словаре зафиксировано более 200 терминов, относящихся к традиционной одежде тюркских народов, многие из них до сих пор остаются единственными историко-этнографическими сведениями о национальной одежде средневековых этнических тюрков.

Словарь Махмуда Кашгарского действительно является неиссякаемой сокровищницей языкознания. В нем содержится сравнительный анализ тюркских языков, фактически, он оставил нам первый, причем удачный, образец сопоставительного анализа (фонетического, лексического, фразеологического, синтаксического) тюркских языков.

Не зря, спустя многие века, наследие выдающегося учёного, тюркского лексикографа, грамматиста и диалектолога Махмуда Кашгарского по-прежнему вызывает интерес читателей и всех, кому интересен язык, история тюркских народов не только региона Центральной Азии, но и пространства Евразии.

«Диван лугати ат-турк» - это не просто лингвистическое исследование тюркских языков, а политическое, историко-этнографическое произведение. Махмуд Кашгари своим трудом расширил область познания исламских ученых, впервые создав энциклопедический словарь по языку, истории, этнографии и культуре тюркских родов, племен и народов в эпоху средних веков. В современных терминах его можно было бы назвать лингвострановедческим, содержащим огромный объём информации по вышеуказанным отраслям науки. Можно смело сказать, что Махмуд Кашгарский действительно - великий ученый своей эпохи.

Изучая его жизнедеятельность мы бы хотели отметить, ряд моментов:

1. Махмуд Кашгарский - кто он? Этот вопрос привлекает внимание ученых, и не только их, до сегодняшнего дня. Разумеется, мы уважаем, мнение ряда наших коллег из других республик и стран, однако они, поддаваясь чувству национального патриотизма, нередко приписывают его к конкретному нынешнему народу. Например, некоторые казахские ученые прямо утверждают, что он «выдающийся сын казахского народа», узбекские коллеги твердят, что он узбек, уйгурские друзья пытаются сделать его уйгуром, мои коллеги - кыргызом. Однако нельзя впадать в такую крайность, и нам кажется, правильнее будет, если скажем, что он был представителем всех тюркских народов Караханидской эпохи. Ибо, по предположению ряда ученых, он был потомком одной из правящих династий Караханидов - чигилей. Его отец - Хусейн ибн Мухаммад, внук завоевателя Мавераннахра Богра-хана, в 40-50-гг. XI в. был эмиром Барсхана (южный берег оз.Иссык-Куль), затем переселился в Кашгар. Дед Мухаммед ибн Жусуп Кадыр-хан, по свидетельству О.Прицака и О.Караева, был Улуг каганом Караханидов в 1056-57 гг., однако в те же года был умерщвлен. Следовательно, автор выдающегося культурного наследия «Дивана…» носил полное имя Махмуд ибн Хусейин ибн Мухаммед ибн Жусуп Кадыр-хан.

2. Он был выходцем из Барсхана, где родился и провел детские и юношеские годы. Однако он взял себе приставку не Барскани, а Кашгари, поскольку именно в этом городе он получил образование, продолжив его в Бухаре и Нишапуре. Там же он формируется как личность, ученый тюрколог, энциклопедист, куда, как мы предполагаем, перебрался в связи неблагоприятными для него политическими событиями. Именно в Кашгаре – в одном из административно-политических, научных и культурных центров он проявил интерес к языкам, фольклору, этнографии, географии, расселению, менталитету тюркских народов и написал основную часть своей монументальной работы. Отсюда и его ныспа – Кашгари.

3. Он был разносторонне образованным человеком. Ряд ученых полагают, что он изучал и был знаком многими трудами географов, языковедов, энциклопедистов, историков, теологов тех лет. В частности, с трудами аль Беруни, Ахмеда Фархади, среднеазиатского арабиста-языковеда Исхака Фараби и мн.др. Вполне возможно, имеется их влияние на создание Махмудом своего знаменитого словаря. Его наследие впоследствии стало образцом творчества и эталоном разносторонне образованного человека для многих людей, своих современников и многих поколений последователей, которые чтили его творения и наследия.

4. Он сосредоточил в себе лучшие достижения науки, образования таких культурных центров средневековой Центральной Азии как Бухара, Самарканд, Кашгар, Баласагын, Фараб, Ош, Узген, Тараз и мн.др. Известно, во многих городах были свои редкие библиотеки, именитые медресе. В последних кроме основ ислама изучали литературу, философию, право, этику, логику и др. Благодаря им, вышли такие именитые ученые как Махмуд Кашгарский, Ж.Баласагунский, аль Фараби, аль Фергани и др.

5. Его работа является энциклопедией тюркских народов средневековья и величайшим памятником своей эпохи. Ибо в ней заключены ценные, во многих случаях единичные, сведения о племенном составе тюрков, о землях, озёрах и реках, городах и населённых пунктах своего времени. Словарь также содержит названия различных должностей, блюд, напитков, животных, птиц, месяцев и дней недели, лекарств, астрономические, военные, медицинские, религиозные и другие термины. В его наследии также запечатлены этические нормы и ценности, мировосприятие тюркских народов того времени. Есть важные сведения об историко-культурных связях между различными тюркскими народами и племенами на территории нынешней Центральной Азии.

6. Известно, что многие тюркские народы проживали вдоль Великого Шелкового пути, что в свою очередь позволило обогатить культуру каждого народа. Получая все положительное от других народов, государств и регионов, в свою очередь, тюркские ученые стремились описать и распространить среди народов других регионов и стран достижения истории, философии, традиций, обычаев, морали, этики, патриотизма, любви к своему народу и Отечеству через свои труды. Не является исключением Махмуд Кашгарский, более того, в его «Диване» этот фактор отражен на высшем уровне.

7. «Диван лугат ат-турки» Махмуда Кашгарского был первым энциклопедическим трудом по языкам средневековых тюркских народов. Известный академик А.Н.Кононов справедливо отмечал, что дошедший до наших дней труд Махмуда Кашгарского представляет собой фонетику, грамматику и лексику многих тюркских языков. Одновременно является бесценным и выдающимися творением по лингвистике, этнографии, фольклора, географии, истории караханидских тюрков – тюрков, туркмен, огузов, ягма, чигилей, карлуков, кыргызов, уйгуров, татаров и мн. др.

8. Относительно его «Дивана…» хотелось бы отметить, что в ней собрано огромное количество тюркских слов, их значений, создан словарь и осуществлен арабский перевод каждому слову. Во многом он передает не только дословный перевод, но и обширное смысловое значение. При этом автор удачно использовал каждой слово своего словаря в разных пословицах, поговорках, отрывках из песен или дастанов многих тюркских народов. Автору удалось в логической и строгой последовательности создать тюркское правописание, грамматические последовательности и диалектические особенности. Здесь же он дает многих топонимов, этнонимов и места расположения тюркских народов.

Таким образом, подводя итоги можно отметить, что «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгарского - это не просто лингвистическое исследование тюркских языков, а еще и политическое, историко-этнографическое произведение. В современных терминах его можно было бы назвать лингвострановедческим, содержащим огромный объём информации по истории, культуре, этнографии, поэзии, фольклору, быту тюркских племён.

Следовательно, можно сделать вывод, что Махмуд Кашгарский, действительно, великий ученый, энциклопедист, выдающаяся личность и достойный сын своей эпохи. Несомненно, он является великим современником величайшего, мудрого мыслителя и государственного деятеля Жусупа Баласагынского, тысячелетия которого мы ныне отмечаем.

Наследие и Махмуда Кашгарского, и Жусупа Баласагынского, живших и творивших в эпоху Караханидов имеет весьма важное значение не только для нашей истории, но и для истории всех тюркских народов как тогда, так и сейчас. Следовательно, мы и наш народ имеем полное право гордиться ими - выдающимися учеными, мыслителями, творцами своей эпохи.

Байболот Абытов, доктор исторических наук, профессор

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

01-11-2019
Становление милиции Кыргызстана
41405

17-05-2019
Какие факты о Великой Отечественной войне не нужно забывать
42896

22-04-2019
Ош как важный военно-стратегический, торгово-экономический и культурный центр Великого Шелкового пути
32091

24-07-2018
Ош в конце XIX – начале XX века
27744

11-07-2018
Об отношениях Курманджан-датки и российских царских властей
43958

18-05-2018
Алымбек Датка и Алымкул Аталык: соратники в политике или непримиримые конкуренты?
36530

03-03-2017
Государственному флагу Кыргызской Республики – 25 лет
49583

29-06-2016
А.Ф.Керенский ким? Кыргыз элинде, жеринде анын атын түбөлүккө калтырууга татыктуубу?
82338

05-05-2016
Архивдер түгөнбөс кенч, чыныгы тарыхый мурастар байлыгы
38395

28-01-2016
1916 год: Полемика вокруг восстания кыргызов
(продолжение)
81827

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×