Добавить статью
13:50 1 Сентября 2016 62403
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов

ushniskiy Редакция предлагает Вашему вниманию монографию Василия Ушницкого, российского историка, кандидата исторических наук, посвященную проблеме этнической истории кыргызского народа в рамках изучения происхождения тюрко-монгольских народов. Большое внимание уделяется этнической истории племен, вошедших в состав кыргызов. Автор попытался проследить миграционные процессы и этнополитические, этногенетические и этнокультурные связи средневековых татар. Изучаются историографические и мифологические аспекты древней истории огузов, кыргызов, тюрок, кыпчаков, кимаков, кераитов, найман, история возникновения и распада кочевых союзов в средние века. В монографии также получило широкое освещение этническая история древних тюрок, эпоха Кыргызского Великодержавия, процессы этногенеза монголов, бурят, хакасов и алтайцев.

160901

Глава I. Эпоха древнетюркских каганатов.

Племена тюрков и тогуз-огузов – местный субстрат в составе современных кыргызов

Этногенез и этническая история тюркских народов остается дискуссионной проблемой. Постольку хунну считаются тюркоязычными, то генезис тюркских народов обычно связывается с ними. Но в постсоветское время не только фолькс-историки в тюркоязычных странах и республиках, но и известные археологии языковеды в поисках древних корней тюркских народов обращаются к скифо-сибирской эпохе, считая вполне вероятным этническую принадлежность скифо-сакских племен к тюркам. Этническую преемственность и смешение скифо-сибирского населения с древними тюрками можно считать доказанным. Поэтому связь между тюрками и их предшественниками: саками, юэчжи и усунями прослеживается уже в самой ранней истории древних тюрков. Данный факт прослеживается и в генеалогической истории племени Ашина.

Так С.Г.Кляшторный считает вероятным, что племя Ашина иммигрировала в Ганьсу после 265 г., в период массового переселения за Великую стену гуннских и зависимых от гуннов племен Центральной Азии и Южной Сибири. Путем смешения с коренными жителями Турфана в Пиньляне и Хэси появились «смешанные ху». После переселения на Алтай племя стала называться тюрками, термин Ашина стал названием правящей династии [Кляшторный, 2010, с. 189]. С.Г.Кляшторный выделяет два основных этапа ранней истории племени тюрк (ашина): ганьсуйско-гаочанский (265-460) и алтайский (460-553) [Кляшторный, 2010, с. 189].

Согласно устной истории, около 500 семейств Ашина могли прибыть только на Гобийский Алтай. Устные исторические предания также указывают на то, что они получили племенное название «тюрк» только после прибытия на Горный Алтай. Современные тюркологи признают тот факт, что Ашина пришли на Алтай из Ганьсу или Гаочана [Билегт, 2008].

В больших орхонских надписях и повествовании о первых каганах народ, населявший вновь созданную империю, назван kokmurk - в обычном переводе «голубые (синие) тюрки» 160901_1. Именем Ашина называлась, прежде всего, династийная группа каганата, обозначенная в древнетюркских эпитафиях словами «кок-тюрк» ("Небесные тюрки"). Однако считается, что на тюркском материале это наименование не имеет обьяснения [Яйленко, 1961, с. 95].

Транскрипция asina восходит к хотано-сакскому варианту asana. Сопоставляется с обозначением усуней *asman/“Небо”, “Небесные”/ [Зуев, 1967, с. 305, 307]. С.Г.Кляшторный утверждает, что именно сакская этимология ашина (Двойное название ашина-тюрки обычно трактуется таким образом: первое название относиться к правящей династии, второе название обозначает весь народ обьединенной вокруг Ашина. Поэтому интересно установить происхождение термина Тюрк. В древнеперсидском языке слово тюрк обозначало шлем 160901_2. Действительно, в китайской хронике VI-VII вв. «Суй-шу» название тюрков выводится из монгольского слова дуулга

Много дискуссии также существует вокруг уйгурской надписи “Тюрки-кыбчаки над нами тогда господствовали”. Германский тюрколог Г.Дерфер считает, что в нарицательном значении его можно понимать как «господствующий народ». «Тюрки-кыбчаки» -можно понимать так, что господствующий род кыбчаков тогда властвовал [Айдаров, 1971].

Древнетюркская легенда повествует о рождении народа следующее: «Вероятно, тюрки являются особым поколением сюнну. Некто из рода Ашина отделился и образовал було. Позже було Ашина было разбито соседним государством, которое полностью уничтожило этот род. Остался только один мальчик, примерно десяти лет. Воины, видя, что он мал, не разрешили убивать его. Тогда отрубили ему ноги и бросили его в болотистую низину, заросшую травой. Какая-то волчица вскормила его мясом. Когда он вырос, то спарился с волчицей, вследствие чего забеременела. Соседний князь, услышав, что этот мальчик еще жив, снова послал убить его. Посланные обнаружили, что подле находится волчица, и хотели вместе с мальчиком убить и волчицу, но волчица убежала в горы к северу от государства Гаочан» (Турфанский оазис) [Кычанов, 2000, с. 287].

В «Чжоу шу» сказано: «После этого волчица родила десять сыновей. Среди них один, рода Ашина, был самым мудрым, благодаря чему он стал государем… выставил знамя с головой волка. Некий Асяньшэ, возглавив було, вывел его из пещеры. Через несколько поколений подчинились жужаням… Поселились на южных склонах гор Цзиньшань (Алтай), работая плавильщиками железа и кузнецами. Очертания гор Цзиньшань похожи на шлем. По их обычаю шлем назвали туцзюэ, и по этой причине (потомков Ашина) назвали туцзюэ (тюрками)» [Кычанов, 2010, с. 287].

Волчица, как бы защищаемая божеством нашла пристанище на горе. «Это гора находится к северо-западу от Гаочан, к востоку от моря. У подножия горы была пещера. Волчица вошла в нее и обнаружила там ровную землю, поросшую густой травой. Волчица спряталась там и родила десять сыновей. Десять сыновей выросли, вне выпросили жен, забеременели. Потомки каждого из сыновей имели особое наименование своего рода. Ашина как раз был один из них. Сыновья и внуки множились, и постепенно число их достигло сто семей» [Кычанов, 2010, с. 287].

В сочинении «Тай-пин гуан чжи» сохранилась версия легенды об ином первопредке тюрков, антиподе волка – белом олене с золотыми рогами. Во время охоты этот олень был убит одним из предводителей племени аши. Правитель Имо-шэли приказал казнить виновного. Позже, во время жертвоприношений знамени с избражением волка, в церемонии участвовали и представители племени аши, предок которых убил оленя [Кычанов, 2000, с. 290].

Основным героем цитированного предания является олень с золотыми рогами, с образом которого, сближается происхождение династийных тюрков. Олень обитает в пещере их предков, на него наложено табу. Начало легенды дает основание считать, что речь идет не просто об олене, а о лани – прародительнице, духе земли и леса, противостящей духу воды [Зуев, 1967, с. 88].

Под образом зверя, определенного божества – тотема, прячется древний этнос – племя. Образ оленя (лани) имели в качестве почитаемого божества древние саки-скифы, об этом свидетельствуют находки многочисленных «оленных камней» от Причерноморья до Монголии. Волка почитали в качестве тотемного зверя индоевропейские народы, достаточно вспомнить Ромула и Рема.

Тюрки-ашина поклонялись оленю, как священное животное, он был табуирован. По словам Ю.А.Зуева мы узнаем, что олень был не только священным животным, но и олицетворялся с племенем ашина [Зуев, 1967, с. 110].

По словам Ю.А.Зуева, первая редакция генеалогической легенды древних тюрков сообщает о родине тюрков, названной «страной» Со; вторая имеет в виду физического предка, имя которого должно было звучать Сого. По консультации С.Е.Яхонтова, среднекитайское звучание иероглифа сопредполагает один вариант sak. Дин Цянь и ряд авторов возводять происхождение «страны» Сок одному из сяньбийских племен (солу), тождественного с табгачами [Зуев, 1967, с. 62].

Ю.А.Зуев считает переселение иранского этнонима в тюркскую среду необычным. Но вероятность происхождения древних тюрков от античных саков усиливается сообщением византийского автора Менандра об одном из посольств тюрков, «которых раньше называли саками» [Зуев, 1967, с. 62].

Ю.А.Зуев сопоставляет древнетюркское предание с тотемистическим мифом древних усуней, обращая внимание на общность черт. Так летопись определяет древнее местожительство усуней «между Цилянь и Дуньхуаном», у озера «поросшего травой» (т.е. болота). Ашина находились на западе от Западного озера (моря), в том же районе. Усуни представляли собой «малое княжество западной границы сюнну». Во всех вариантах легенды Ашина является обособившейся отраслью сюнну, под которыми в Vв. подразумевались Тоба. Усуни и ашина были разбиты соседями, в живых остался один мальчик. Мальчика в обеих случаях (генеалогических легендах) спасает волчица [Зуев, 1967].

Как отмечает Е.И.Кычанов, между усуньской и древнетюркской легендами, имеется много общего: 1) нападение врагов; 2) остается в живых мальчик; 3) его кормит волчица молоком (усунь), мясом (древнетюркская легенда). Далее идут расхождения: 1) мальчика приютил шаньюй гуннов, он становится правителем усуней (усуньская легенда); 2) мальчик спаривается с волчицей. Только концовки у той, и этой легенды разные: у усуней мальчик становится правителем, у тюрков – мальчика убивают возвратившиеся враги; волчица чудесным образом спасается и рожает десять сыновей; один из них – предок царского рода тюрков Ашина. Волчица уже не просто вскармливает, она порождает первопредка [Кычанов, 2010, с. 287].

Генеалогическое предание содержит описание четырех основных этапов происхождения собственно тюрков. 1. «Общеалтайский» период обитания пратюрков «от сюнну на севере» под эгидой оленя. 2. Краткий разгром пратюркской общности с последующей ее консолидацией, когда появляется еще один тотем – волк. 3. К третьему этапу относиться появление тюрков с тотемом волка, где отмечается «корова», за которой они «следуют» и которое занимает место оленя. 4. Становление союза «десяти племен» под эгидой династии Ашина, связанной с культом дерева [Зуев, 1967, с. 69].

Анализ генеалогической легенды, проделанный Ю.А.Зуевым, приводит к выводу, что географической средой «пратюркского» и «раннетюркского» этногенеза был район, включающий Алтай и Тяньшань. В энциклопедии «Тунчжи», составленной в период Сун говорится: «Тюрки из поколения в поколение обитали в Золотых горах (Алтай); впоследствии разделились на три части» [Зуев, 1967, с. 85].

Как установлено, ханским родом тюрков были ашина (шары, кыпчак и т.д.). Потомки добродетельных каганов ашидэ являлись вторыми по значению родом/фратрией, племенем/в каганате. Тоньюкук происходил из рода Ашидэ. Императрица – катун должна была браться из рода Ашидэ, и его мужские представители занимали важное место в каганате [Зуев, 1967, с. 151, 153].

Сходство генеалогического мифа у двух разных народов, проживавших в различные эпохи в территории Центральной Азии можно объяснить «кочующими» мотивами в мифологии. Сходные легенды о происхождении правящего дома от предка оленя (лани) и волка бытовали у древних монголов. Однако представляется, что данная легенда свидетельствует об этнических контактах между древними усунями и тюрками, преемственности правящих династий в степях Центральной Азии. После гибели кочевого объединения усуней от соседей сяньби через несколько веков на смену им приходить династия Ашина, тоже возводящая свой род к волчице. Древние монголы тоже возводили далеких предков к тотемному предку Бортэ-Чино (Сивому Волку), как и древние уйгуры. По мнению Е.И.Кычанова, сходство легенд о правящей династии может служить важным аргументом в пользу тюркской этнической принадлежности усуней [Кычанов, 2010, с. 288].

Пещерой, где выросли предки тюрок, является сам Горный Алтай. В горных районах Алтая, которая в те времена была непроходимой для конницы, могли укрыться остатки хунну, ставшие в сяньбийское время одной из племен тоба. Благодатная степь, куда из пещеры вышли предки тюрок, возможно Чуйская степь, увеличив численность кочевого населения, тюрки продолжали получать железные вещи и оружие из племен металлургов и кузнецов, оставшихся в горной местности. Возможно, шорцы, с развитым кузнечеством и металлургией, возможно, являются потомками этого древнего населения.

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

15-03-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: племя Тумат
(21 часть)
60796

15-02-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Баргуты - поиск потомков в евразийском регионе
(20 часть)
31064

30-01-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Бома (алаты) – предки алат кыргызов
(19 часть)
29590

19-01-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Ангарская провинция кыргызов
(18 часть)
31995

28-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Алтайцы – этнос, наиболее близкий к кыргызам
(17 часть)
54934

23-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Проблема происхождения хакасов
(16 часть)
34822

14-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Этнонимы «бурут» и «бурят» имеют единое происхождение?
(15 часть)
45860

01-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Монгольские народы и кыргызы - общность исторических судеб в Центральной Азии
(14 часть)
67419

22-11-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Меркиты – загадочное племя Центральной Азии
(13 часть)
37850

16-11-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Загадочное племя кереитов
(12 часть)
37784

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×