Добавить статью
17:42 23 Сентября 2016 75185
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Кыпчаки – одно из основных звеньев в этногенезе кыргызов
(6 часть)

(Читать сначала)

(Читать 5 часть)

Проблема происхождения кыпчаков

Образование и распад кочевых орд в Евразийских степях в значительной мере отличалось от этногенетических процессов, происходивших у оседлых народов. Поэтому типичные для оседлых народов процессы этногенеза и формирования культурных традиций не применимы для них. Для кочевников характерными являются дальние миграции, полное истребление и уход прежнего населения с территории обитания, формирование на основе распавшихся орд и появление близких племенных названий на огромных расстояниях. Их этническую историю нельзя исследовать в застывшем виде, считать неизменным на протяжении веков, ограничиваться методами лингвистического и генетического сравнения.

post25big3

Между тем в изучении этногенеза кочевых народов применяются те же стереотипы, принятые при исследовании оседлых народов; для которых характерны устойчивые границы бытования этнонимов, преемственность языка и культуры. Весьма трудным является попытка проследить пути формирования новых кочевых народов в результате миграции таежных, лесных этносов в степь. Этническая история кочевых народов известно из описаний путешественников и ученых, которые переработали фольклорные и мифологические сведения в литературном виде. Разрозненные легендарные сведения о степных племенах и их дальних миграциях, память о которых сохранялась кочевниками в течении столетий, стали оцениваться современной историографией как вполне достоверные события, происходившие в эпоху, когда жил творец того или иного исторического сочинения.

Этническое самоопределение тюркских народов в фольклорных источниках зафиксировано в легенде об Огуз-кагане, высказывалось версия, что его прототипом является хуннский Шаньюй Маодунь. Согласно данному фольклорному самосознанию, кыпчаки являлись одним из 24 племен огузов. Мифического мальчика, которому Огуз-каган присвоил имя кыпчак, и по имени которого назвали его племя, согласно легенде, нашли во время неудачного похода огузов на племя ит-барак в дупле дерева, что и отразилось на его имени. "Это слово – производное от слова "кобук", что по тюркски-означает "дерево со сгнившей сердцевиной)" [Рашид-ад-Дин, 1952, с. 83, 84]. По замечанию Абу-л-Гази: "На древнем тюркском языке дуплистое дерево называют кыпчак [Абульгази, 1906, с. 43].

Таким образом, по тюркской мифологии генезис кыпчаков тесно связан с образами дерева и леса, что, видимо, связано с их таежным происхождением. Лексема кыпчак связывается с якутским словом кыпчый, кыбытар – зацепить, защемлять.

Традиция погребения с конем в восточноевропейских степях, связываемая с половцами-кыпчаками, впервые появляется у древних южносибирских племен пазырыкской и уюкской археологических культур. Исходя этого, можно предположить, что начальный этап этногенеза племен кыпчакской языковой группы связан с территорией Южной Сибири и протекал отдельно от хуннских племен. Так у Сыма Цяна (II в. до н.э.) среди племен, покоренных Маодунем, встречается племя цюйше. Попытка Б.Калгрена реконструировать это название как кыйчак-кыпчак была поддержана рядом советских исследователей [Бернштам, 1947, с. 154]. Это племя упоминается в числе других этносов, покоренных “на севере” хуннским шаньюем Модэ в 201 г. до н.э. [Бичурин, 1950, с. 50]. Д.Г.Савинов выдвинул гипотезу о передвижениях племени цюйше, которое в хуннское время жило в Верхнем Приобье, а затем вошло в состав объединения теле [Савинов, 1994, с.72-75]. Отождествление предков кыпчаков с известным в ханьских источниках названием кюеше или цюйше и его локализация в Верхнем Приобье вызывает серьезные сомнения. К тому же отождествление слов “цюйшэ” и “кыпчак” не оправдано фонетически [Кляшторный, Султанов, 2000, с.110].

Спор о тождестве названий кыпчак и куман имеет большую историографию и разделяется на две группы: тех, кто кыпчаков и куманов считает единым племенем, и тех, кто считает, что кыпчаки и куманы – это два отдельных племени. В отечественной и зарубежной историографии принято считать, что в западных источниках кыпчаков знали под именем куманов. Таким образом, в западноевропейских, византийских, армянских, грузинских источниках кыпчаки называются с позиции их языка по-своему – команы, куманы, валаны, плавцы, хардиаш [Ахинжанов, 1989, с. 79-80]. Однако известные исследователи П.Пелльо, К.Цегледи, А.Н.Кононов и Б.Э.Кумеков разделяют куманов и кыпчаков. Например, Б.Э.Кумеков утверждает, что на востоке и на западе Дешт-и-Кыпчака были племена или группы племен, носившие общее, объединявшее их самоназвание – куман, и они просто находились под политическим влиянием кыпчаков [Кумеков, 1994, с. 31].

На Алтае сохранился этнос, название которого куманды кижи, по мнению профессора О.Притцака, термин "куман" в этом названии адекватен этнонимам половец и кыпчак. Кумандинцы себя считают потомками светловолосого и голубоглазого народа ди. Существует кумандинская легенда о приходе нового монголоидного населения и гибели народа ди. Среди них до сих пор нередко можно встретить рыжеволосых и зеленоглазых людей, еще В.В.Радлов отмечал это, объясняя это явление смешением тюрков с угро-финнами, населявшими Алтай до прихода тюрков. Значит, куманов можно воспроизвести от населявших Горный Алтай в скифо-сибирский период, от тех же пазырыкцев, имевших европеидный антропологический тип.

С прочтением памятников тюркской рунической письменности начался поиск в них названий тюркских племен. Г.Рамстедт в 1909 г., обнаружив в Монголии стелу с руническим текстом, уверенно интерпретировал начальную часть строки: «Когда тюрки-кыпчаки властвовали над нами пятьдесят лет» [Кляшторный, 1986, с. 162]. Следовательно, можно прийти к мнению, что тем самым уйгурский каган Моюнчур свидетельствует, что в государстве тюрков и подвластных им уйгуров господствующей, т.е. династийной, группой были кыпчаки [Зуев, 1967, с. 119]. Ю.А.Зуев в ранних работах предполагал, что кыпчакский язык мог быть «народным» языком древних тюрков [Зуев, 1967].

В надписи, посвященной уйгурскому кагану Элетмиш Бильге-кагану, встречается употребление термина «Тюрк кыбчак» в фразе «Когда тюрки-кыбчаки властвовали (над нами) пятьдесят лет…». Реконструкция Рамстедтом племенного названия кыпчак в эпитафии Элетмиш Бильге-кагана не вызвала доверия у наиболее осторожных исследователей. Во время полевых работ в Монголии в 1974-1975 гг. С.Г.Кляшторный с монгольским коллегой М.Шинеху ревизовал чтение надписи. Оба пришли к заключению, что реконструкция [qy]bcaq, судя по следам знаков, сохранившихся в подвергшейся эрозии части строки, вполне обоснована [Кляшторный, 2003, c.302].

В начальном тексте эпитафии орхонских владык «Тюрк сир будун» видят династийную группу племен, именуемых "тюрки и сиры". Упоминание в уйгурском памятнике из Шине Усу сочетания "тюрки и кыбчаки" считается производным от другого наименования этого племени как «злосчастного, неудачного, злополучного» после его разгрома [Кляшторный, 1986, с. 159-160]. Если допустить, что в уйгурской надписи действительно упоминается схожее слово кыбчак, то, возможно, оно употреблялось для унижения побежденных уйгурами древних тюрков. По мнению С.Г.Кляшторного, сиры орхонских памятников тождественны с первым названием в составном этнониме сеяньто в китайских источниках [Кляшторный, 1986, с. 153-155]. К сожалению, в уйгурском памятнике оказались стертыми надписи, в котором Рамстедт прочитал слово кыбчак. Гипотеза С.Г.Кляшторного обоснована на том, что после 735 г. о сирах не упоминается ни в одном источнике, но уже во второй половине VIII в. в руническом тексте и в первом арабском списке тюркских племен появляется этноним кыбчак [Кляшторный, 1986, с. 153].

Название племени сйеяньто по созвучию сравнивали с сойотами – обозначением тувинцев; но вторая часть этнонима яньто получило убедительную транскрипцию в названии тюркского племени йемек. Именно племя йемек отождествляется с кимаками. Значит, в этнониме яньто следует увидеть йемек-кимак. Слово сир в древнетюркском памятнике в фразе «тюрк сир бодун» - считается, что термин сир является этнонимом. Прочтение названия племени сйе как сир, было сделано еще Ю.А.Зуевым в работе «Тамги лошадей из вассальных княжеств» [Зуев, 1960]. Слово сир в тюркских языках, служит одним из эквивалентов для обозначения льва; поэтому сиры отождествляются с «катунской» фратрией древних тюрков Ашида, имевших тамгу с изображением льва [Зуев, 1967]. Но данная гипотеза выглядит малоубедительной, так как Ашида были династийной группой древних тюрок, а не отдельным племенем.

Исследователи формирование кыпчакских племен связывают с великим переселением племен в Евразийских степях, происходившим в X в. О нем рассказывается в книге Марвази «Природа животных» (1120 г.). В переселении участвовали племена каев, кунов, сары. Племя кай считается ветвью племени си (хи); белые си – байси входили в состав телеского объединения [Евстигнеев, 2010, с. 24-25]. Каи обосновались на Сырдарье, став известными как племя уран в составе кыпчаков; другая часть оказалась среди огузов в качестве племени кайы, из которого был Осман-бей [Евстигнеев, 2010, с.24-25].

По одной точке зрения, куманы сопоставимы с народом сары ал-Марвази. Например, как считал С.М.Ахинжанов, этнонимы "куман" и "сары" объясняют внешний облик кыпчаков-половцев [Ахинжанов, 1989, с. 81-84]. Знаменитый востоковед В.В.Бартольд впервые высказал предположение, что этноним "половцы" - это калька с тюркского этнонима "сары (к)". Однако бытование этнонима сары(к) у среднеазиатских народов, казахов и башкир приводит к мысли, что в средние века "сары (к)" было ("желтый"), видимо, наименованием крупного тюркоязычного племени [Шаниязов, 1974, с. 29-30]. Русским источникам половцы были известны кроме имени команы, под названием сарацин, сорочин, срачин, сорочинин [Шаниязов, 1974, с. 29].

По мнению же С.Г.Кляшторного, половцы отличны от кыпчаков и являются потомками части басмалов, прозываемых шары [Кляшторный, Султанов, 2004, с. 137]. У аль-Марвази есть интересное место, где он отождествляет басмылов с шары, занявших прежние земли туркменов и огузов, т.е. степи Казахстана. Во главе басмылов стояли князья из рода Ашина, а шары, по аль-Марвази, были известны благодаря их вождю, происходящему от басмылов [Кляшторный, Савинов, 2000, с. 56].

Так как кыпчаки сначала упоминаются в Восточном Туркестане, то они могли быть связаны с басмылами, которые там же обитали. По словам Г.Рубрука, басими (басмылы) это те же «аргоны» [Рубрук, 1997], под аргонами можно понимать аргынов – крупный союз племен в составе казахского народа. Аргын в казахском языке обозначает «помесь, смесь», как и басмыл. Басмылы состояли из 40 племен и могли иметь смешанное происхождение.

Довольно интересное мнение высказал Ю.С.Худяков. По нему, термин “кыпчаки” – в буквальном смысле обозначала “ничтожные”, в переносном смысле – “кочевники” в Кимакском каганате. Постепенно обозначение “дикие, никчемные кочевники” был перенесен на все кочевое население этого государства, самих тюрок и тюркизированное население лесостепной зоны Западной Сибири и степей Казахстана. Кимаки и другие племена приняли в качестве политонима общее название “кыпчаки” [Худяков, 2004]. Это утверждение опирается на высказывание «кыпчаки более дикие, чем кимаки».

Однако С.М.Ахинжанов подверг сомнению устоявшееся в науке отождествление кимаков и кыпчаков. Он считал, что в отличие от тюркоязычных йемеков и кыпчаков, кимаки, татары и байандуры, входившие в состав кимакского объединения, были монголоязычными племенами [Ахинжанов, 1989]. Еще немецкий ученый И.Маркварт основал монгольскую версию происхождению кыпчаков. Его теория была основано на биографии кыпчакского хана и Юаньского генерала Тутухи. Согласно ей, предок Тутухи перекочевал с гор Аньдогань в Юйлиболи, в котором исследователи видят Уральские горы [Маркварт, 1914]. Как выяснил П.Пелльо, предки Тутухи были из племени байаут, присвоивших себе имя кыпчаков, они приняли этноним юйлиболи, переводимого как эльбури (ильбари или ольбурлик). Байауты проживали на территории Южного Забайкалья, по реке Джида, их тоже можно отнести к саянтуйской культуре. Действительно, в списке поздних кыпчакских племен фигурируют байауты [Ахинжанов, 1989].

Предполагается, что означенное событие могло иметь место в XII в., в это время на Урал переселялся дед Тутухи. Именно к ним бежали в 1216 г. разбитые монголами меркиты. Но нужно обратить внимание на фразу, что байаутов стали именовать кыпчаками. Байаутов принято относить к монгольским племенам; но они, скорее, тюрки, попавшие под монгольское господство. В составе огузов династийным племенем были баяты, их связь с монголо-кыпчакскими байаутами остается дискуссионной. Их можно отнести к потомкам теле-огузского племени байырку. Нужно обратить внимание, что уже в составе кимаков были байандуры.

Ранние кыпчаки упоминаются в качестве одного из семи племен кимаков. Отсюда считается, что кыпчаки сначала находились в вассальной зависимости от кимакского кагана. Однако кыпчаки являлись отдельным племенем и отделялись от кимаков территорией, именуемой Ондар-аз-Кипчак. При этом данное словосочетание переводится как «внешние кыпчаки». Отмечается и совпадение этих терминов с названиями родов саяно-алтайских тюрков. Так, ондары - это название тувинского рода (ондар уйгур), этноним азы совпадает с названием племени азов, воевавших с орхонскими тюрками. Но уже к концу XI в. Кашгари упоминает йемеков, т.е. собственно кимаков как своего рода бедных родственников кыпчаков.

На смену кимакам приходят новые конфедерации племен, среди них канглы; можно привести высказывание Г.Рубрука о близком родстве канглы с команами (кыпчаками). Тем самым, И.Маркварт считает справедливой замечание В.В.Бартольда о том, что «племенные наименования канглы и кыпчак представляются нам почти тождественными» [Маркварт, 1914]. Тамги кыпчаков и канглы совпадают, следовательно, кыпчаки могли происходить из канглы.

Из перевода труда Марвази, в интерпретации И.Маркварта известно, что к тюркам принадлежит также племя марка, именуемое кун. Они ушли на Запад после столкновений с киданями из-за территориальных претензий. И.Маркварт затруднялся отождествлять название племени марка с монгольским этнонимом «меркит», так как в нем имеется палатальная гласная [Маркварт, 1914]. В труде бухарского хана XVII в. Абульгази Бахадур-хана меркиты обозначены под именем маркатов. В.Ф.Минорский отмечал, что в арабских скрижалях упоминается племя марка, по его замечанию, данное название у тюркоязычных народов встречается только в Якутии, где в долине Туймаада есть местность Марха [Minorsky, 1936].

В бассейне Лены и Вилюя широко встречается топоним Марха. Топоним Марха можно вывести от названия рода Марха, имеющегося в составе Кангаласского улуса. Топоним Марха встречается и на территории Казахстана. Довольно оригинальным взглядом представляется отождествление кунов, т.е. марка с курыканами [Яйленко, 1987, с.153]. Однако его гипотеза построена только на сопоставлении второй части этнонима курыкан – кан с кунами, что, безусловно, представляется выдуманным.

По мнению Ш.А.Казиева, на этногенез кыпчаков и кимаков могли серьезно повлиять отдельные группы народа бома-алатов. При этом он приводит казахскую легенду о былом единстве казахов и алатов [Казиев, 2014, с. 353].

Более убедительным является воспроизведение имени кунов от названия телеского племени хунь. С.Г.Кляшторный утверждает о тождестве кунов с племенем ябагу, согласно М.Кашгари, имевших свой язык, однако хорошо знавших и тюркский язык. В общем, в X в. происходило выталкивание оставшихся на своей прародине тюрков с территории Забайкалья и Монголии монголоязычными племенами, опиравшимися на киданьскую армию. В это время теле-огузские племена хунь, шары-басмыл, кай (байси) были изгнаны из своих земель предками монголов дальше на Запад. Имеется версия, считающая кунов частью киданей, ушедших на Запад. Куманы Венгрии получили имя кун, что свидетельствует об уходе кунов далеко на Запад. Таким образом, на Западе кыпчаки никогда не были одним племенем. Племена – участники великой миграции X в.: куны, каи, куманы или сары, собственно кыпчаки. В свою очередь они были потомками племен древнетюркской эпохи: хунь, байси, сйеяньто, басмыл. Таким образом, кыпчаки - это не какие-то ранее неизвестные кочевые племена, а потомки племен, входивших в состав древнетюркских каганатов.

Отдельно стоит попытка отождествления кунов с ябагу – тюркским племенем, проживавшим в Джунгарии XI в. [Кляшторный, 2000]. Примечательно, что у Махмуда Кашгарского отсутствуют ябагу, зато есть куны. По версии Ю.А.Зуева, ябагу – племя драконов, змеев связано с кимаками [Зуев, 2002]. Следовательно, переселение кунов в западные степи могло состояться в более ранние эпохи, во время становления кимакского этноса в VIII в.

Рашид-ад-Дин пишет в 19 главе «Жизнеописания султана Джалал ад-Дина Манкбурны» о матери хорезмша-ха Мухаммада Теркен-хатун: «Она была из племени баят, а это одна из ветвей племени емек» [Рашид-ад-Дин, 1960, с.87]. Таким образом, «этническими» родственниками Теркен-хатун были баяты, а не байауты [Рашид-ад-Дин, 1960, с.326, прим. 1]. Ю.А.Евстигнеев считает, что «новые» ильбари - фактически байауты; и что «ханское» племя Сыгнакского владения баят – ветвь емеков (кимаков), а не кыпчаков [Евстигнеев, 2012].

В период существования Монгольской империи на территории Центральной Азии и сопредельных стран, покоренных Чингисханом и его преемниками, проживали и принимали активное участие в военно-политических событиях кыпчаки, находившиеся на службе у монгольских ханов, а в дальнейшем у юаньских императоров. Учеными прослежены события, в которых принимали участие кыпчаки в составе войск Монгольской империи Юань в Центральной Азии в XIII в. [Кадырбаев, 1990, с. 56-61].

Как утверждает хакасский ученый Л.Р.Кызласов, центральноазиатские кыргызы в эпоху Монгольской империи являлись вассалами юаньских феодалов. Они были родственны кыпчакам и входили в одну армию с ними, которой командовал кыпчакский хан из династии эльбури и юаньский генерал Тутуха. Это армия в 1292-1293 гг. в крови подавила восстание енисейских кыргызов и туматов на Саяно-Алтае и разместилась на их территории. Подвиги эпического героя Манаса заканчиваются тем, что он погибает от стрелы, пущенной неким Токтукой, отождествляемого кыргызским ученым Б.Э.Молдобаевым с исторической личностью Тутухи. Т.е., древнекыргызская государственность заканчивается вместе с гибелью родоплеменной аристократии в ходе борьбы против монгольских завоевателей, при этом верными проводниками политики юаньских императоров на юге Сибири, в Китае и Юго-Восточной Азии были переселенные кыпчаки.

Таким образом, по поводу происхождения кыпчаков есть множество равноценных версий. Это гипотеза, связывающая их с племенем цюйше (кюйче), предположительно оставившим верхнеобскую археологическую культуру. Версия, связывающая кыпчаков с сирами-сйеяньто, ныне является наиболее популярной. Выделяются гипотезы, возводящие этногенез кыпчаков к басмылам (С.Г.Кляшторного), монголоязычным байаутам (Маркварт), ябагу. Кыпчакский союз составили племена, эмигрировавшие с глубин Центральной Азии: куны, каи, сары (сами кыпчаки). В свою очередь кунов воспроизводят от маркатов, каи от племени байси и кимаков (кумохи). В кыпчакский союз племен входили крупные племена каи (каепичи), байандуры, гузы, канглы, башкиры, перекочевавшие из Забайкалья байауты и баргуты.

В последнее время растет число публикаций, содержащих новые факты и сведения о кыпчакских племенах. Есть солидный корпус трудов археологов, которые связывают различные культуры Западной и Южной Сибири с этногенезом кыпчаков. Выделение обширной кыпчакской группы тюркских языков показывает место кыпчаков в этногенезе тюркских народов западных степей. Р.А.Абдуманапов защитил тему об участии кыпчакского компонента в этногенезе кыргызов. Исходя из его работы, можно говорить о кыпчаках – как об одном из основных звеньев в этногенезе кыргызов.

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

15-03-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: племя Тумат
(21 часть)
60773

15-02-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Баргуты - поиск потомков в евразийском регионе
(20 часть)
31058

30-01-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Бома (алаты) – предки алат кыргызов
(19 часть)
29587

19-01-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Ангарская провинция кыргызов
(18 часть)
31986

28-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Алтайцы – этнос, наиболее близкий к кыргызам
(17 часть)
54924

23-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Проблема происхождения хакасов
(16 часть)
34818

14-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Этнонимы «бурут» и «бурят» имеют единое происхождение?
(15 часть)
45835

01-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Монгольские народы и кыргызы - общность исторических судеб в Центральной Азии
(14 часть)
67390

22-11-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Меркиты – загадочное племя Центральной Азии
(13 часть)
37842

16-11-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Загадочное племя кереитов
(12 часть)
37769

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×