Чын/Жалган – это один из самых ключевых столпов кыргызского мировоззрения и, соответственно, образа жизни и понимания роли человека в этом мире. «Чын» и «жалган» можно перевести как «истинное» и «ложное». В кыргызской философии есть такие понятия как «чын дүйнө» и «жалган дүйнө». Сегодня считается, что «чын дүйнө» - это потусторонний мир, а «жалган дүйнө» - это наш с вами тленный, полный рутины и мелких людских делишек мир.
Однако здесь более глубокий смысл, который больше отражает структурное видение человеком окружающего его мира. Структурализм в мировоззрении человека присутствует в любых культурах: черное/белое, мужское/женское, добро/зло, правое/левое, верх/низ, инь/ян, чын/жалган и т.д.
Как вы смотрите на этот мир?
Последнее время такой дуалистический взгляд на вещи, особенно в плане взгляда на «своих» (хороших) и «чужих» (плохих), становится объектом критики со стороны так называемого «постструктурализма». Постструктурализм в основном критикует евроцентристский взгляд на мир, который обосновался в научной среде, где критерием стал западный путь, как путь к прогрессу и процветанию. Остальные пути и культуры, которые не соответствовали этому пути, становились развивающимися, отсталыми, нецивилизованными и т.д. В последнее время научная среда западного мира постепенно делает попытки отойти от структурализма и модернизма, но пока что эти попытки принадлежат весьма узкому кругу интеллектуалов. При этом первенство в этом деле принадлежит выходцам из бывших западных колоний, но не самим европейцам.
Обложка книги «Ориентализм» Эдварда Саида
Например, Эдвард Саид, родившийся в Палестине, подверг постструктурной критике концепции европейцев о Востоке, которые были названы им «Ориентализмом» (востоковедение). В продолжении темы «Ориентализма» и евроцентризма я предложил тему «седентаризма» (http://kgcode.akipress.org/unews/un_post:2096). Седентаризм – это представления и предубеждения оседлого мира против кочевников, которые стали исторической наукой. Кочевники и даже их домашние и приученные животные изображались как абсолютное зло. Через образование потомки кочевников стали воспринимать собственную культуру и самих себя таким же образом.
Шаньюй хунну (мультфильм «Мулан»)
Таким образом мы подходим к главной теме статьи. Здесь стоит определить, что такое «чын дүйнө» («истинный мир») и «жалган дүйнө» («ложный, иллюзорный мир»). Как было сказано выше, сегодня многие думают, что «чын дүйнө» - это потусторонний мир, а «жалган дүйнө» - это наш мир живых, но живых временно. Но на самом деле под терминами «чын» и «жалган» необходимо понимать совершенно другие вещи. Это не значит, что этот мир нам только снится, а настоящая жизнь начнется после смерти. Это не значит, что в этот мир мы пришли только ради испытания, а настоящая жизнь начнется после смерти. Этот мир реален, нереальны наши представления о нем, и, исходя из этих неверных представлений, наши действия в нем становятся ложными. «Жалган» - это ложные представления об этом мире, о целях человека и, соответственно, его ложные действия и развитие в этом настоящем («чын») мире.
Что такое настоящий мир? Это наша вселенная, по крайней мере ее видимая часть, по меньшей мере этой вселенной. «Чын дүйнө» - это наша планета Земля, наш мир настоящего. Ложный мир («жалган дүйнө») – это наши представления о нем. Эти представления могут основываться на представлениях предыдущих поколений и быть вдвойне или более ложными. Ложные представления о мире могут расти в геометрической прогрессии.
Вкратце это примерно так. Скоро закончится зима. Весной фермеры посадят семена подсолнуха и к лету они вырастут и будут такими.
Фотография подсолнуха, но не сам подсолнух
Надо точно знать, что это не настоящий подсолнух, а его обработанная фотография. Но люди любуются не настоящими подсолнухами, а его обработанными копиями. Некоторые копии подсолнуха люди просто боготворят. Например, эти подсолнухи Винсента Ван Гога. При этом надо точно знать, что это не картина художника, а одна из миллионов фотографий картины
Фотография картины Ван Гога «Подсолнухи», но не сама картина, с изображением подсолнухов, но не сами подсолнухи
Также и с нашими представлениями о мире. Мы можем назвать подсолнухами эту фотографию, хотя на самом деле это фотография картины Ван Гога, на которой нарисованы подсолнухи. Но в любом случае надо помнить, что настоящие подсолнухи существуют, но их надо искать в поле, на природе.
В кыргызской и кочевой философии не отрицалось реальность и настоящность нашего мира. Это очень важно, потому что реальность мира реальна, нереальны и ложны наши представления о нем. Реальность настоящего (“чын”) мира очень важна для определения в нем роли человека. Многие религии представляют человека как нечто греховное, обладающее темными и низменными характеристиками, существа. В аврамистических религиях человечество – это изгнанное из рая потомство Адама и Евы, которое должно не просто жить, а прожить в испытании этим сложным и несовершенным миром, для того чтобы избранные смогли вернуться в рай.
Грехопадение и изгнание из рая. Микеланджело
В кочевой концепции человек изначально часть этого реального мира, настоящего мира. Плохим он становится из-за ложных представлений человека об этом мире, которые порождают в нем ложные устремления и цели. Изначально хорошая природа человека противостоит греховной сущности людей в других религиях. Отсюда и совершенно другой способ организации общества. Если у оседлых народов государство – это репрессивный аппарат, который должен контролировать греховную природу человека, то у кочевников – это сообщество свободных людей, проживших тысячи лет без постоянной армии, полиции, милиции, налоговой инспекции, прокуратуры и других порождений наших неверных представлений об этом мире и природе человека. Эл кочевников – это скорее братство свободных людей (по крайней мере так было задумано), нежели репрессивный аппарат «с монополией на легитимное насилие».
«Гроза». Картина Зорикто Доржиева
Осознавая реальность настоящего мира, кочевники просто жили в этом мире, а не посвящали свою жизнь подготовке к следующей жизни. Понимая, что представления человека могут быть ложными, кочевая культура не создавала религий и особенно религиозных текстов, которые могли стать канонами ложных представлений об этом настоящем мире. И если этот мир настоящий, то зачем его перестраивать? Возможно, в этом и есть основа кочевого образа жизни. В представлении о реальности настоящего мира, который идеален для жизни и который не надо перестраивать, а жить в нем здесь и сейчас.