Добавить статью
8:59 26 Марта 2019 Обновлено 17:12 31 Марта 2019
Особенности хозяйства и культуры Хонгорая - население добывало руду и считалось искусными плавильщиками железа

Основой хозяйства кыргызов являлось скотоводство полукочевого типа, максимально приспособленное к местным природным условиям. Скотоводческое направление хозяйства в долине Среднего Енисея установилось уже в эпоху средневековья. В 1253 г. В.Рубрук сообщал, что к северу от монголов "также нет ни одного города, а живет народ, разводящий скот, по имени Керкисы (т.е. кыргызы - В.Б.)".1

Минусинская котловина являлась одним из древнейших скотоводческих очагов Сибири. Основными видами стада здесь были лошади, крупный рогатый скот и овцы. В 1667 г. Алтын-хан Лоджан у алтырских кыргызов отогнал "коней де и рогатова скота и овец" шесть тысяч голов.2 В 1689 г. джунгарский хан Галдан Бошохту-хан из Кыргызской земли в качестве налога забрал 20 тысяч голов скота.3

Основная порода местных лошадей была "степная киргизская". Табуны паслись круглый год в степи и горах на подножном корму. Лошади использовались как убойный скот на мясо и как средство передвижения. Во второй половине XVII в. в русских документах сообщалось, что джунгары Галдан Бошохту-хана "ездят на быках, а они де кыргызы ездят на лошадях".4 Население Западной Тувы ещё в Х1Х в. использовало волов под верховую езду. В отличие от них "кыргызы, алтырцы, тубинцы и моторцы, точи и саяны, мунгалы и браты, все... люди конные".5 В питании скотоводов большим спросом пользовалась конина. Однажды в 80-х гг. XVII в. джунгарский отряд, расквартированный в долине Абакана "в кыргызских улусах их кыргызских людей из проели, съели у них две тысячи лошадей опричиного скота".6

Рабочие лошади зимой держались на приколе - "орген". Осенью около аала вбивались колья. Для одного коня нужно было установить 40 кольев на расстоянии двух арканов друг от друга. Зимой к ним привязывали коня, который находился на подножном корму. В степной части Хонгорая было развито верблюдоводство. Верблюды использовались для дальних перекочевок. В 1641г. во время военного похода Я.Тухачевского в Кыргызскую землю было захвачено в Алтысарском и Исарском улусах 158 верблюдов.7 Вполне возможно, что основная масса верблюдов была уведена за Алтай вместе с угоном населения Хонгорая в 1703 году.

В условиях полузасушливых степей Минусинской котловины развитие скотоводства было связано с перекочевками на сезонные пастбища. В XVII веке русские документы отмечали: "А Кыргызская де землица кочевная, живут в избах холстяных (т.е. юртах - В.Б.), а ходят в шубах и зипунах, а едят рыбу и зверь бьют, а бой у них лучной,... лошадей и коров и овец много, хлеба не сеют и не родитца".8 Скотоводы Хонгорая согласно сезонам меняли кочевья четыре раза в год. "Кочуют кыргызы беспрестанно..., - сообщали русские документы, - в зимнее время ... живут на реке Енисее по островам во всю зиму".9

Перекочевки со скотом совершались по давно выработанному маршруту и на определенные пастбища. Все имущество перевозили, навьючивая на коней или грузили на волокуши. Например, чтобы перевезти юрту требовалось навьючить три коня.

В степной части Хонгорая использовался также колесный транспорт. Русские источники неоднократно упоминают о "кыргызских подводах". Например, в 1638г. посольство В.Старкова к Алтын-хану из Алтырского улуса "поднялись на кыргызских подводах с великою нуждою на Абакан реку; половину пеши брели, потому что подвод было мало...".

Сенокошением кыргызы не занимались. Как сообщали в 1684 г. русские источники, в "их кочевьях снеги мелки, а сен они на скот не готовят".10

Основным жилищем кыргызов являлась юрта "иб". Например, у князя Улагача в бою с русскими в 1704 г. "взяли цветную юрту со всяким убранством".11

В степной части Хонгорая существовала облавная форма охоты - "аб". Её участниками становились все жители аала. В связи с этим, у хакасов до сих пор бытует пословица: "Аал - куннiн абы nip, аал-хончыхтың хобы nip". - У аальной общины есть единая облавная охота, у соседей единые сплетни. В XVIII в. облавная охота была подробно описана Г.Ф.Миллером. Он сам наблюдал, как 300-400 человек, среди которых были женщины и дети, верхом выезжали в степь. "Сначала они образуют линию, в которой один человек находится от другого на расстоянии 100 саженей. Затем оба крыла постепенно сближаются, а так как вся линия всадников непрерывно движется вперед, то получается круг (называемый по-хакасски "ciвee - т.е. крепость - В.Б.). Старшина охоты, избираемый всей охотящейся группой, едет впереди посередине. Ему подчинены ещё два старших охотника, которые командуют правым и левым крыльями... Как только оба крыла сомкнутся, со всех сторон поднимается громкий охотничий крик. Тогда дичь начинает сбегаться... Старшина охоты с несколькими хорошими стрелками находится в середине круга, и они все время бьют дичь.... Иногда они делают два круга в один день, иногда только один. При одном круге они идут вперед до 10 верст, прежде чем сомкнётся круг. Вся убитая дичь сносится в одно место и делится поровну всеми".12 При облавной охоте сохранялись общинные формы отношений. Подобная охота была широко распространена в средневековой Хакасии. Например, в 1660г. русский посланник к Алтын-хану С.Грек отмечал: "И декабре в 20-й день приехали на Уйбат реку в Алтырские улусы, а в те поры выехали алтырцы все на облаву"...13 Охота была суровым и нелегким трудом. Недаром местные жители сложили пословицу: "Силы женщины забирают дети, силы мужчины забирает тайга".

 

Зарождение плужного земледелия со сложными ирригационными системами относится к периоду Кыргызского каганата. До сих пор остатки старинных оросительных сооружений у хакасов называются "хыргыс аргылары" - кыргызские нивы.

Зарождение плужного земледелия со сложными ирригационными системами относится к периоду Кыргызского каганата. До сих пор остатки старинных оросительных сооружений у хакасов называются "хыргыс аргылары" - кыргызские нивы. В эпоху позднего средневековья в Хонгорае русские источники отмечали наличие "кыргызских пашен". Они находились в лесостепных районах, где сеялись ячмень и кырлык (местная гречиха).14 Основным земледельческим орудием служил "абыл" - тип кетменя, представляющий собой массивную железную лопату с насаженным под углом черенком. Он изготовлялся шорскими кузнецами. Абылом окапывали земельные участки, расположенные на южных склонах гор и холмов. Эти пашни не требовали полива, т.к. весной было много влаги от тающего снега.

Кыргызы широко применяли в своем рационе питания дикорастущие плоды и съедобные коренья. В начале лета женщины и дети выходили на промысел кандыка и сараны. Выкапывали их специальным орудием "озоп", железный наконечник которого изготовлялся кыргызскими киштымами. На одно хозяйство заготавливали до 5 мешков кандыка и сараны, их мыли, нанизывали в связки и сушили. Сушеные корни мололи на ручных мельницах, а из муки делали каши, пекли лепешки и т.д. В 1660 г. русский посланник С.Грек сообщал: "И живучи многое время в Кыргызах, и в Тубе, и в Кереитах, и в Алтырах покупали себе на еду скот и бараны, и молоко, и крупы, и кырлышную муку, и сараны, и кандык, и всякой коренья ездя по улусам дорогой большой ценою и тем питалися много время".15

 

Кыргызы широко применяли в своем рационе питания дикорастущие плоды и съедобные коренья. В начале лета женщины и дети выходили на промысел кандыка и сараны. Выкапывали их специальным орудием "озоп", железный наконечник которого изготовлялся кыргызскими киштымами. На одно хозяйство заготавливали до 5 мешков кандыка и сараны, их мыли, нанизывали в связки и сушили. Сушеные корни мололи на ручных мельницах, а из муки делали каши, пекли лепешки и т.д.

Население подтаежных районов Хонгорая добывало руду и считалось искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи "хура" сооружались из глины внутри зимних жилищ. Железную руду очень мелко толкли в ступах, а затем небольшими порциями вместе с углем сыпали в небольшое верхнее отверстие печи. Двумя мехами постоянно нагнетали воздух и поддерживали высокую температуру горения. За одну плавку получали до 1,5 кг железа. Кузнецы изготовляли ножи, сабли, наконечники для стрел, шлемы, тавра для скота и т.д. Особо ценились панцыри-куяки. В 1657г. Алтын-хан Лоджан-тайша приказал кыргызам, чтобы их киштымы кондомских волостей "сделали ему Лоуджану, 1000 куяков, а на Мрассе б сделали 1000 куяков".16 Среди кыргызов славилось ювелирное ремесло. Серебряных дел мастера изготовляли серьги, огнива, наборную упряжь и т.д. В XVII в. русские документы сообщали, что в "кыргызской, и в тубинской, и в алтырской, и в керетской землях ... серебряных мастеров, которые из китайского серебра узды делают и по железу набивают, добре много".17

Хонгорай вел торговлю с Монголией, Китаем, Сибирским ханством и Средней Азией. Из Китая (до которого от Среднего Енисея было ходу 4 месяца) привозили шелковые ткани, фарфоровые изделия, лакированную посуду и другие товары. В Хонгорае находились бухарские, китайские и турецкие купцы. Кыргызы поставляли на азиатский рынок пушнину, мускус, предметы вооружения, железные изделия и т.д.

 

Население подтаежных районов Хонгорая добывало руду и считалось искусными плавильщиками железа.

Обучение кыргызской знати проходило на монгольском языке как при ставках бегов, куда приезжали грамотные буддийские монахи, так и в Монголии и Джунгарии. Известный князь Еренак Ишеев получил образование в Джунгарии. В 1884г. он отправил в Красноярск письмо, которое было "писано по-калмыцки".18 Всего ученым известно три его послания, в том числе и русскому царю, на монгольском языке.

В религиозном отношении кыргызы на протяжении всего средневековья оставались шаманистами. Они неизменно сохраняли обряд кремации своих умерших. Например, в 1662г. после боя с русскими кыргызские "воинские люди отступили, и отступя, побитых своих татар жгли".19

В XVII веке на территорию Хонгорая под влиянием Алтын-ханов и джунгарских хунтайджи стал усиленно проникать буддизм. Например, в 1633г. "Тангутской земли лаба" по имени Дайн Мерген Ланза по заданию Алтын-хана прибыл в Хакасию. В дальнейшем он настоятельно просил Алтын-хана пожаловать его, "богомольца своего", Хонгорскою землею.20 Со времен правления князя Еренака и его преемника Шорло Мергена в Хакасию зачастили "калмыцкие ламы", приезжавшие из урги Джунгарского хана.21 На Шалаболинской писанице по р.Туба имеется текст договора на монгольском языке, заключенного буддистским ламой и местным князем по поручению знаменитого Галдан-Бошохту-хана.22 По всей видимости, хонгорские князья взяли ориентацию на принятие буддизма в Хакасии. Один из князей даже носил имя "Номчы", т.е. знаток священного писания.

К XVII в., вероятно, относятся постройки первых буддийских храмов, кумирен и субурганов. Один из субурганов находился в верховьях р.Уйбат по р.Кискач и был раскопан в 1986 г. археологом Я.И.Сунчугашевым.23 Здесь были найдены две буддийские статуэтки. В 150 м к северу от фундамента субургана была обнаружена скала-молельня с вырубленной нишей, где были нанесены буддийские знаки-символы. До сих пор окружающая местность у хакасов носит название "суурган", т.е. субурган.

На территории Минусинской котловины найдено 20 буддийских статуэток, большинство из которых хранится в Минусинском краеведческом музее.24 Они отлиты из бронзы или вырезаны из мрамора. Основное количество буддийских статуэток изготовлено до XVIII в. и происходит из Тибета. Все эти факты свидетельствуют о проникновении буддизма в Хакасию в эпоху позднего средневековья. Буддизм, несомненно, в дальнейшем сыграл свою роль на формирование бурханизма среди хакасов.

Глава из монографии «История енисейских кыргызов». Авторы В.Я.Бутанаев, Ю.С.Худяков. Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000. - 272 с., Абакан.

1. Рубрук В. Путешествие в восточные страны. - М., 1957. - С.154.

2. ЛЧ.ААН. Ф.21. Оп.4. Д.18. Л.243.

3. ЦГАРХ. Ф.Р-675. Оп.1. Д. 19. С.5.

4. ЦГАРХ. Ф.Р-875. Оп.1. Д.19. С.8.

5. Там же. Д. 17. Л.37.

6. Там же. Д. 10. - С.ЗЗ.

7. РГАДА. Ф.214. СТб.84. Л.298.

8. Материалы по истории русско-монгольских отношений. - М., 1959. - С.58.

9. ЦГАРХ. Ф.Р-675. Оп.1. Д.12. - С.39.

10. Там же. Д. 16. Л.40.

11. Арзыматов А. Из истории политических отношений енисейских киргизов с Россией в XVII - первой половине XVIII вв. - Фрунзе, 1388. - С.75.

12. Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. - Абакан, 1957. - С. 135-186.

13. ЛЧ ААН РФ. Ф.21. Оп.4. Д.19. Л.126 об.

14. ЦГАРХ. Ф.Р-675. Оп.1. Д.46. Л.27; Д.45. Л.74.

15. ЛЧ ААН. Ф.21. Оп.4. Д.19. Л.130.

16. РГАДА. Сиб.прик. СТб. 5 В. Л. 133-134.

17. Абдыкапыков А. Енисейские киргизы в XVII веке. - Фрунзе, 1968. - С.26.

18. ДАИ. Т.Н. - СПб., 1869. - С.162.

19. ЦГАРХ. Ф.Р-875. Оп.1. Д.18. - С.38.

20. ЦГАРХ. Р-675. Оп.1. Д.9. Л.27; Д.18. - С.247.

21. ЦГАРХ. Р-675. Оп.1. Д. 14. Л. 5, 11; Д.36. - С.4.

22. Клеменц Д.А. Вводная статья к описанию "Древностей Минусинского музея". - Томск, 1886. - С.47.

23. Сунчугашев Я.И. Загадочные статуэтки Будды // Живая старина. - Абакан, 1996. - С.47.

24. Выражаю благодарность за предоставленные сведения археологу Минусинского музея Н.В.Леонтьеву.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

04-03-2019
Племена, оказавшиеся в XV-XVI вв. в долине Среднего Енисея, были объединены под эгидой кыргызов в единый союз «Хонгорай»
3227

14-02-2019
Кыргызские князья, зная о судьбе соседних племен, не решились на вооруженную борьбу с Чингиз-ханом и подчинились без сопротивления
7075

11-08-2017
Саяно-алтайская языковая общность
4958

06-12-2012
Роль и значение Кыргызского Каганата в истории Центральной Азии
15227

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×