Добавить статью
5:16 31 Января 2013 60151
Древнее государство Усунь в Тенгир-Тоо

Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье вкратце совершает экскурс в историю древних усуней, которые наряду с другими древними этносами впоследствии вошли в состав центральноазиатских тюркских народов.

Ранняя история усуней

В истории Внутренней, Центральной Азии и Тенгир-Тоо с 3 в. до н.э — до 5 в. н.э. усуни занимали особое место. По антропологическим признакам усуни (Wusun) отличались резко выраженными монголоидными чертами лица, что их обособляло от других народов Центральной Азии, населявших западную часть данного обширного региона в древности.

В конце 3 в. до н.э. усуни жили в середине между нынешним Гансуйским регионом, восточнее Цинляншанских гор, и Дуньхуанем (Западный Китай).

В середине 2 в. до н.э. усуни оказались политическими союзниками хуннов, которые с Восточного Туркестана и Семиречья вытеснили индоевропейский народ юечжей на запад, а освободившуюся территорию заняли усуни. Они при этом остались политически зависимыми от хуннов.

Нельзя сказать, что все усуни передвинулись в Тенгир-Тоо (Притяньшанье) и в сторону современного Кыргызстана. Некоторые Усуньские роды в 1 в. до н.э. и в 1 в. нашей эры оставались вокруг озера Лобнор, о чём свидетельствуют недавно обнаруженные исторические источники.

Независимость от хуннов

После смерти правителя хуннов Лаошань-шаньюя в 161-158 гг. до н.э. кюн-бий (официальный титул правителя усуней) объявляет о политической независимости своего государства от хуннов.

Китайский лазутчик и посол Чжан Цянь, впервые посетивший Усуньскую землю в 128 г. до н.э., заметил схожесть традиций и обрядов усуней с традициями и обрядами хуннов.

Этот посол позднее предлагает китайскому императору У-Ди вступить в политический союз с усунями, затем их спровоцировать к столкновению с хуннами.

В 116 г. до н.э. с этой целью Чжан Цзянь вновь отправляется к усуням. Из города Чигу - столицы усуней на берегу Иссык-Куля - Чжан Цянь своих помощников отправляет к дальним западным странам.

Карта 1. Путешествия Чжан Цзяна во 2-м веке до н.э.

130131_1

(Ряд археологов и историков полагает, что современное село Кызыл-Суу — центр Джети-Огузского района Кыргызской Республики — является местом древнего Чигучена – «города Красной долины». Имеются и другие предположения о возможном месте данного города – ставки усуней в Прииссыккулье.)

В 115 г. до н.э. между китайцами и усунями был составлен «братский договор». Усуньскому кюн-бию в качестве дара отдаётся в жёны девушка из знатной семьи китайского двора.

В конце 2 в. до н.э. Усуньское государство занимало территорию, простиравшуюся от нынешнего юго-востока Казахстана и большей части Северного Кыргызстана вплоть до примыкающих притяньшаньских частей Восточного Туркестана.

Карта 2. Усуни (Wusun) – государство в регионе Прииссыккулья

Han_Civilisation

Хозяйство. Усуни – не «чистые» номады

Усуни занимались в основном скотоводством. Лошади, коровы, овцы, козы занимали в их хозяйстве особое место.

«Усуни ни земледелия, ни овощеводства (садоводства) не знают. Они выбирают пастбища с водою и постоянно кочуют с одного места на другое со своим скотом и скарбом» — повествуют о них древние китайские источники.

Но постепенно усуни начинают осваивать и земледелие в регионе Чуйской и Иссык-Кульской долин и в части Таримского бассейна. В 1 в. до н.э. они добились значительных успехов в этом направлении.

Кыргызские археологи обнаружили в Чуйской и Иссык-Кульской долинах следы Усуньских поселений, население которых вело оседлый образ жизни.

Разнообразная посуда; керамическая прялка; предметы, сделанные из костей; каменная ручная мельница; металлические предметы украшения, выполненные в «зверином стиле» (золото, бронза, медь); железный остроконечник стрелы, найденные в могильниках Усуньской эпохи, свидетельствуют о развитии у них разных видов ремесла.

Сохранилась тоскливая песня китайской невесты, выданной замуж за усуньского кюн-бия:

«Деревянные ууки (столбцы юрты) — моё жильё,

Стены дома сделаны из кошмы (шерсти).

Пьют только кумыс, айран и молоко,

Ем всегда лишь (ох, как надоело всё это) только мясо».

Общественный строй усуней

Усуньское государство, как и хуннское, было монархическим государством.

Кюн-бий (куньмо) и после завоевания им государственной независимости от хуннов сохранил этот присвоенный ему хуннским шаньюйем титул.

Шаньюй хуннов, имевший титул «Тенгир куту» («Одарённый богом-небесами»), Усуньскому правителю присвоил титул пониже, чем свой - «Кюн бийи» — т.е. «правитель солнца, солнечный государь». (Кстати, в тюркской легенде об Огузе кагане эпохи средневековья говорится о том, что один из наследников его назывался Кюн-Хан, т.е. «Солнечный хан»).

В политической практике усуней этот титул прочно вошел в обиход и никогда не отменялся. В какой-то мере система и опыт хуннского государственного управления применялись и у усуней. Особо важные государственные вопросы кюн-бий обсуждал в совете старейшин (т.е. в малом государственном совете), т.е. власть кюн-бия был ограничен этим архаическим институтом в определенных случаях.

Усуньское государство имело централизованную власть, которая объединяла в себе два крыла (в средние века кыргызы также разделились на правое и левое крыло, чуть обособленно от них стояла группа ичкилик). Это также подтверждает унаследование кыргызами особо не отличающейся от хуннов и усуней центральноазиатской системы дуального политического управления.

Семья у усуней

Семейные отношения усуней как и у хуннов были патриархальными. Усуньский кюн-бий преклонного возраста потребовал от своей жены-китаянки после своей смерти выйти замуж за его престолонаследника. Этим он преследовал цель не прерывать добрососедские отношения с китайцами.

Царице, оказавшейся в трудном положении, не знающей как поступить, от императора династии Хань приходит принудительный ответ: «Ты должна блюсти традиции той страны, где ты живёшь. Я вместе с усунями должен разгромить хуннов».

Влияние извне – «яблоко раздора»

В начале 1 в. до н.э. политические группировки усуней разделяются на две противоборствующие: «прокитайскую» и «прохуннскую» группы.

Начиная с 80-х годов до н.э. усуни находились в открыто враждующих отношениях с хуннами. Они соперничали за сферу влияния на государство Чеши, удобное для перехода и установления торговых связей в Турфанском регионе.

Усуньский кюн-бий Унгюйми и его жена китайской национальности Гяй-йу, когда особенно усилилось хуннское давление, обратились с просьбой о помощи к Ханьской династии.

В 73 г. до н.э. посол усуней обращается к императору династии Хань с предложением о создании военной коалиции против хуннов. Уже в следующем году китайские воины (легковооруженные 160 тыс. конников) в Ордосе и в коридоре Хэси начинают военные действия против хуннов.

Антиханьские группы хуннов спасаются от них бегством и переселяются в другие местности. Но удары усуней с запада оказались для хуннов сокрушительными: тесть шаньюя, сноха шаньюя, отдельные правители западного крыла, а также 39 тыс. воинов хуннов попадают в плен к усуням.

В 71 г. до н.э. южносибирские динлины, вступившие в политический союз с усунями, поднимают восстание в северном приграничном регионе империи хуннов. На востоке часть рода дунху - ухуане также поднимают восстание. С запада ведут наступление усуни. Хуннам потерпели тяжёлое поражение.

Добившийся значительного укрепления положения своего государства Унгюйми, кюн-бий Усуньского государства, до конца своей жизни проводил прокитайскую политику.

После его смерти две силы - прокитайская и прохуннская партии усуньской политической элиты - непрестанно боролись между собой.

У власти оказался не сын Унгюйми, который был законным престолонаследником, а его сводный брат Ними, матерью которого была царица, выданная замуж усуньскому правителю хуннами. Он женится на царице-вдове Гяй-йу и получает титул Куан-ван.

В 52 г. до н.э. царица Гяй-йу пытается путём использования китайской знати, приехавшей к усуням на свадьбу, организовать дворцовый переворот. Оказавшись раненым от вражеского меча, Ними кюн-бию удаётся вскочить на своего коня и бежать. В течение нескольких месяцев бешеные от злости усуни окружили белый дворец царицы. И только спешно пришедшая на помощь китайская дружина спасла ее от неминуемой гибели.

Заговор, предпринятый царицей китайского происхождения, обострил антиханьские настроения среди усуней.

Сын покойного правителя Унгюйми Уцзуту организовал дворцовый переворот. Кюн-бий Ними был убит. К власти пришёл Уцзуту.

В 51 г. до н.э. Усуньское государство официально разделилось на два крыла. Одно крыло было под управлением сына Гяй-йу Юаньгуйми, имеющего титул «Великий кюн-бий», а второе крыло было под управлением Уцзуту, согласившегося на титул «Младший кюн-бий». Не прошло много времени, как умер Юаньгуйми, а вместо него на трон сел его слабовольный сын Сынми, после чего царица Гяй-йу отбыла в Китай.

Между двумя наковальнями

В середине 1 в. до н.э. государство усуней оказывается между северными хуннами и Кангюйским государством, вступившими в один союз.

В этих условиях Уцзуту кюн-бий не стал продолжать прохуннскую политику. Главным вопросом для него стала независимость своего народа и государства. Отдав приказ отрубить голову хуннскому послу, приехавшему к нему, Уцзуту кюн-бий как бы объявил войну против Чжичжи шаньюя, антикитайского правителя части хуннов.

В 48 г. до н.э. Чжичжи шаньюй, использовавший кыргызскую страну в Восточном Тенир Тоо как свой плацдарм, отправился в поход против усуней. Однако неимоверно лютая зима, снежная буря уничтожают в пути большинство его воинов.

Чжичжи шаньюй, с оставшимися в живых (около 3 тысяч) воинами еле дошёл до Кангюйского государства в северо-западных отрогах Тенгир-Тоо (нынешняя Таласская долина Кыргызстана, Южный Казахстан).

(Как предполагают некоторые историки, возможно, среди войск Чжичжи-шаньюя были и представители древних кыргызов, территория которых в Восточном Тенгир-Тоо была использована как один из плацдармов данного шаньюя, боровшегося за независимость от династии Хань).

В 42 г. до н.э. Чжичжи-шаньюй при поддержке кангюйского войска вошёл со стороны Таласа и временно захватил Иссык-Кульскую долину, полностью разгромив при этом город Чигу.

Усуни, спасаясь, отступили в восточные регионы своей страны.

В 36 г. до н.э. усуни, поддержанные китайскими (ханьскими) войсками, дошли до Таласской долины. В Таласском сражении был убит Чжичжи-шаньюй, и многие из войск антиханьской партии («северные хунны») были разгромлены.

Усуни восстановили независимость своего государства и свою территориальную целостность.

Усуни – наши предки

После распада Ханьской династии (220 г. до н.э.) Китай постепенно удаляется от Восточного Туркестана. Вследствие чего и в их исторических источниках информация об усунях идёт на убыль.

В 5 в. до н.э. жужане (жуан-жуане), пришедшие с востока, вытеснили усуней с восточных территорий обширного горного региона Тенгир-Тоо. В середине этого же века западные территории усуней были захвачены западноцентральноазиатским кочевым народом, известным этническим названием «эфталиты» («белые хунны»). (Кстати, советский археолог С.П.Толстов полагал, что первоначальным ареалом обитания древних тюркоязычных эфталитов была западная часть реки Сырдарья).

Многие современные тюркологи считают, что усуни являются одними из древних представителей тюркских народов Центральной Азии.

Французские исследователи истории Центральной Азии П.Пельо (P.Pelliot) и Л.Амби (L.Ηambis) полагали, что осколки древних усуней сохранились в этнокомпонентах современных кыргызов, казахов и кочевых узбеков) этноним «сары үйсүн», «үйсүн», «уйсын» и т.д.).

И среди некоторых российских историков бытовало мнение, что усуни и енисейские кыргызы были частью одного древнего кыргызского этноса. Так, Н.А.Аристов еще в 1893 г. писал: «Усуни есть прямые предки нынешних кара-киргизов, занимающих Западный Тянь-Шань, и первоначально составляли часть обитавшего на Енисее киргизского народа...» Однако это мнение было отвергнуто последующими исследователями и поддерживается лишь отдельными современными публицистами, которые непомерно пользуются своими правами быть «вольными от фактов» при описании истории всяких периодов.

В то же время следует отметить, что, видимо, были этнокультурные и иные связи древних кыргызов Тенгир-Тоо и древних усуней (помимо их общей региональной этнополитической истории в условиях борьбы против владычества хуннов).

Неоспоримым фактом является то, что усуни как местный этнический компонент впоследствии растворились среди тюркских народов Тенгир-Тоо (в том числе и среди кыргызов).

130131_3

Стиль жизни древних усуней (в современной реконструкции). Или-Казахская автономная область. СУАР, Китай. 2007.

P.S. см. также:

Аристов Н.А. Труды по истории и этническому составу тюркских племен / Ответственный редактор-составитель и автор предисловия - академик В.М. Плоских. - Бишкек: Илим, 2003. - 460 с. - ISBN-5-8355-1297-X. (URL: http://bizdin.kg/elib/kitepter/html/taryh/aristov_turk/index.html)

Аристов Н.А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы: Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии / Автор предисловия - академик В. Плоских. В подготовке книги к изданию принимали участие В.Воропаева и В.Галицкий. - Б.: Илим, 2001. - 582 с. - ISBN 5-8355-1132-9. (Книга издана в рамках программы «Поддержка высшего образования», осуществляемой Фондом «Сорос—Кыргызстан»). - (URL: http://bizdin.kg/elib/kitepter/html/taryh/aristov_usuni/index.html)

Бартольд В.В. Избранные труды по истории кыргызов и Кыргызстана. - Бишкек, 1996.

Бернштам А.Н. Избранные труды по археологии и истории кыргызов и Кыргызстана. - Кн. 1-2. - Бишкек, 1997-1998.

Н.Я. Бичурин (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 1950. – Т. 1. (Ср.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/Bicurin/bicurin.htm )

Гумилев Л.Н. Хунну. Троецарствие в Китае. Хунны в Китае. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 624 с. — (Библиотека истории и культуры). ISBN 978-5-8112-3115-7.

Гумилев Л.Н. История народа хунну. — АСТ, Люкс, 2004. - ISBN 5-17-026629-4, 5-9660-0501-X.

Зуев Ю.А. Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии. - Алматы: «Дайк-Пресс», 2002. - ISBN 9985-441-52-9.

Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. — М.-Л., 1948.

Т.К.Чоротегин, президент Международного общественного объединения “Кыргыз Тарых Коому”, профессор КНУ им. Жусупа Баласагына, д.ист.н.

(Из серии статей по истории Кыргызстана и кыргызоведению)

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

01-12-2015
В своем докладе А.Керенский весьма объективно отразил ситуацию
64890

18-06-2013
Кыргызы в древности. Прототип(ы) Алмамбета
(часть 2)
56996

24-04-2013
Кыргызы в древности
(часть 1)
136407

16-04-2013
Древнее государство Паркана
58672

19-02-2013
Спор об учебнике с (бес)пристрастием
93170

11-01-2013
Общественный строй империи хуннов
36487

26-12-2012
«Великий шелковый путь» через государство хуннов
65080

20-12-2012
Древнее хуннское государство
107120

12-12-2012
Бюбюйра апа и кирпичик в здании Ата-Бейита, гласа памяти отцов нации
42941

05-12-2012
Александр Бернштам и неотпразднованный 1100-летний юбилей эпоса «Манас»
97844

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×