Кылыч Эсен уулу, историк, тюрколог
Одним из важных элементов традиционной культуры является одежда, которая отражает социокультурное и историческое развитие этноса. Одежда занимает особое место в традиционных этнических культурах и служит уникальным историческим источником. По заключению специалистов, этно-костюм является первой материальной оболочкой человека, своеобразным медиативным звеном, которое связывает его с окружающим миром. Они считают, что в костюме в специфической форме закодирована информация о миропонимании человека данного этноса.
В научных работах культурологов костюм рассматривается как часть материальной, духовной и социальной культуры и отражает традиционные представления этноса об эстетическом идеале, нравственных установках, сложной системе социальных знаков и обрядовой стороне жизни этноса. Для специалистов-культурологов этно-костюм уже давно является объектом исследования, в плане информационно-функциональной структуры, как своеобразный носитель системы символов. Согласно их заключению, народный костюм является уникальным проявлением материальной культуры прошлого этноса, в котором могут быть отражены религиозные, эстетические идеалы народа, его образ жизни, социальные эквиваленты.
Анализ семантики традиционного костюма и его функционального назначения, а также связанных с ним культурно-бытовых явлений помогают полнее воссоздать и понять различные стороны традиционного уклада жизни этноса. Костюм с позиций структурного анализа - это система символов и знаков различной степени информативности, вызывающих соответствующие образные ассоциации в сознании людей. Центральным в этом отношении является анализ смыслов «языковых выражений» костюма. Костюм представляет собой интереснейший культурологический феномен, изучение символики которого способно пролить свет на жизненные реалии той или иной эпохи, менталитет, культуру и цивилизационные особенности общества.
Известно, что функции в костюме образуют своеобразную систему, т.е. находятся в определенной связи и взаимоподчинении, при этом одна или несколько функций являются доминирующими: доминантная функция часто «подавляет» остальные и определяет характер костюма. Это относится в первую очередь к знаково-символической функции костюма, его отдельных элементов. Понимание символов костюма как феномена культуры обусловлено их социальным значением, выступающим в качестве основы культурной коммуникации.
Источниками для исследования в данной статье являются цветные и черно-белые иллюстративные материалы европейских авторов XVIII-нач. XIX вв., в которых во всех подробностях представлены Енисейские кыргызы. Некоторую информацию по данному вопросу дают также письменные известия средневековых исторических источников.
В народном костюме обычно отражены наиболее важные черты народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этические идеалы. Знаковые функции костюма, его семантический статус должны быть понятны и верно прочитаны как самим носителем, так и человеком, существующим в данной традиции.
Поклонение огню – является одним из древнейших верований у многих народов, в том числе у Енисейских кыргызов. Культ огня у кыргызов существовал во все известные нам времена, и сохранялся в XVIII веке. У кыргызов огонь имел женское лицо и назывался «От Ине» – «Мать Огонь», и был верховным божеством. Кыргызы поклонялись огню и считали огонь самой чистой вещью, «все что падает в огонь – очищается; (так и) мертвого огонь очищает от грязи и грехов». Об этом свидетельствуют средневековые китайские и персидские письменные источники.
Символ огня представлен как в мужском, так и в женском этническом костюме Енисейских кыргызов. В мужской одежде – это прежде всего головной убор, с коническим верхом, загнутыми краями и длинными разрезами спереди и сзади, спадающие длинными языками, по моему мнению, символизируют языки пламени (рис. 1, 2, 3,4).
Рис. №1. «Киргизы-всадники в национальных костюмах». Из атласа П. С. Палласа "Путешествия профессора Палласа в разные провинции Российской Империи". Париж,- 1794.
Рис. №2. «Конный киргиз». Из атласа Н-Г.Леклерка «Histoire physique, morale, civile et politique de la Russie ancienne et modern». Париж. - 1783 год.
Рис. 3. Антикварная гравюра 1837 года «Kirguises» («Киргизы»), выполнена под руководством французского гравера Августина Франсуа Лемайтра (Augustin François Lemaitre).
Рис. 4. «Конный киргиз». Из альбома И.И.Георги «Beschreibung aller Nationen des Russischen Reichs, ihrer Lebensart, Religion, Gebräuche, Wohnungen, Kleidung und übrigen Merkwürdigkeiten». - Санкт-Петербург.-1776.
На иллюстрации №4 заметно присутствие в мужском головном уборе темно-красного цвета, а верхней одежде - желтого. Эти цвета также могут символизировать огонь и пламя. К красному цвету можно отнести и головной убор на цветной фарфоровой статуэтке «Киргиз», выполненной французским скульптором Н.Я.Рашеттом (вторая пол. XVIII в.) (рис. №5).
Рис. № 5. Цветная фарфоровая статуэтка «Киргиз» Н.Я.Рашетта (втор.пол. XVIII в.).
Наличие красно-желтой орнаментации на кыргызском коническом головном уборе присутствует на цветной немецкой илл. неизвестного автора «Physiognomie der Kirgisen» («Внешний облик кыргызов») (рис. 6). Кроме этого, на воротнике рубахи также присутствует желтый цвет.
Рис. 6. «Physiognomie der Kirgisen» («Внешний облик кыргызов»). Немецкая иллюстрация XVIII века неизвестного автора.
Несомненно, кыргызский головной убор с коническим верхом, загнутыми краями и разрезами по краям свидетельствует об огнепоклонстве, а длинные разрезы спереди и сзади, спадающие длинными языками символизируют языки пламени. Подобный головной убор носил сам кыргызский Ажо (правитель) еще в VIII веке. Об этом свидетельствует средневековый китайский источник Тан-Шу (История династии Тан). Там сказано, что летом Ажо носит «шапку с золотым ободком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые вяленые шляпы». Форма этих шляп скорее всего была такой же, как и на иллюстрациях XVIII века.
Кроме этого, на представленных иллюстрациях в традиционной кыргызской одежде у мужчин на плечах и рукавах пришиты куски шерсти - «жал», которые, по моему мнению, также символизируют языки пламени (жал - происходит от жал (жалын) - пламя) (рис. 7, 8, 9, 10).
Рис. № 7, 8.
Рис. № 9, 10.
У мужчин в этно-одежде также зафиксировано наличие красной рубахи, что также несомненно символизирует огонь (рис. 11).
Рис. №11. Гравюра «Киргиз и киргизка». Из художественного издания К.Гейслера и Ф.Хемпеля «Живописное описание обычаев, нравов и развлечений русских, татар, монголов и других народов Российской Империи. - Лейпциг, 1803 год.
В женском национальном костюме символами огня являются халат красного цвета, красный пояс, головной убор желтого цвета (рис. 12), халат, ворот и края которого декорированы вперемешку орнаментацией красного и желтого цветами, платок красного цвета (рис.13), халат в полоску (красного цвета), желтое платье с растительным орнаментом (рис. № 14), головные уборы красного цвета содержащие декор желтого цвета (рис.15), легкая накидка желтого цвета (рис. №15 (девушка слева).
Рис.№12. Цветная фарфоровая статуэтка «Киргизка» Н.Я.Рашетта (втор. пол. XVIII в.).
Рис.№ 13. Ф.Г. Солнцев «Киргизская женщина». - 1836 г.
Рис.№14. Гравюра «Киргиз и киргизка». Из художественного издания К.Гейслера и Ф.Хемпеля «Живописное описание обычаев, нравов и развлечений русских, татар, монголов и других народов Российской Империи. - Лейпциг, 1803 год.
Рис. №15. Ф.Г. Солнцев. «Киргизские девицы». - 1836 г.
Образ богини «От Ине» у кыргызов представлял собой женщину преклонного возраста, одетую в красное платье. Ее очень напоминает цветная фарфоровая статуэтка французского скульптора Н.Я. Рашетта (рис. 12). Все сакральные мероприятия связанные с огнем у кыргызов выполняли женщины. Красный и желтый цвета были обязательными атрибутами национальной кыргызской одежды, как мужской, так и женской, и символизировали огонь и пламя.
У Енисейских кыргызов существовало масса различных церемоний, обычаев и ритуалов, связанных с огнем и «От-Ине». Головной убор был важнейшей составной частью этно-костюма Енисейских кыргызов. У кыргызов Енисея на головном уборе (калпаке) просматривается единый орнамент, в виде линии вертикальной, в нижней части пересекающаяся горизонтальной линией, что свидетельствует о едином народе и сложившихся традициях. Этот орнамент похоже предположительно растительный.
Специалисты-культурологи считают, что появление одежды было в высшей степени ритуализировано и имело мифологическую основу. Генезис знаково-символической функции костюма неразрывно связан с такими архаичными формами самоидентификации как грим, татуировка, орнамент, мотивы которых имели религиозно-мистическую семантику, и служили древнему человеку своеобразным «оберегом». Средневековые письменные источники свидетельствуют, что у кыргызов в VIII веке была широко распространена практика нанесения татуировок, как у мужчин, так и у женщин. Это свидетельствует о том, что кыргызы Енисея были древним народом.
Таким образом, анализ семантики знаково-символических элементов кыргызской одежды XVIII века подтверждает известия средневековых письменных источников о религии кыргызов. О поклонении огню свидетельствует форма головных уборов кыргызов: высокий головной убор, с загнутыми краями с длинными разрезами по краям, спереди и сзади, что символизирует языки пламени. Языки пламени символизируют также и наличие «жала» в традиционной мужской одежде. В женском костюме сакральным цветом выступает красный и желтый цвета: красный халат и красный платок. Красный цвет также присутствует в традиционной мужской одежде.
Кроме этого, наряду с красным цветом в кыргызской национальной одежде присутствует и желтый цвет, что также связано с огнем и символизирует пламя огня. Вся эта одежда смотрелась чрезвычайно эффектно на высоких, светлокожих, рыжеволосых и голубоглазых европеоидах, каковыми были Енисейские кыргызы.