Добавить статью
5:40 9 Августа 2013 0
Из истории торговых отношений Кыргызстана и сопредельных регионов в VII-XII вв.

silkroad1 С давних времен Кыргызстан был местом пересечения важнейших артерий международной торговли, связывавших между собой Дальний Восток, Среднюю Азию, Иран и Рим, а впоследствии – Византию и Арабский халифат.

На южном побережье Иссык-Куля сходились две ветви важнейших торговых путей, пересекавших Кыргызстан в широтном направлении с востока на запад. Причем на территории Кыргызстана от этих международных караванных путей ответвлялись более мелкие торговые дороги местного значения.

Как свидетельствуют письменные источники восточных авторов, все эти пути становятся широко известными в среде купцов и путешественников с начала раннего средневековья. Позже торговые трассы Кыргызстана попадают в поле зрения персо-арабо-язычных историков и географов: Хордадбеха, Макдиси, Кудамы, Гардизи и др. (Караев О. Арабские и персидские источники IX-XIII веков о киргизах и Киргизии. – Ф., 1968. – С. 62-80.) Из их сочинений мы узнаем, что на территории Иссык-Кульской котловины было несколько торгово-ремесленных центров. Среди них выделялись Верхний Барсхан, Тон и Сик-Куль. Находки в котловине монет из Рима, Дальнего Востока, Согда, Ферганы свидетельствуют о широких торгово-экономических связях указанных центров.

Источники сохранили скудные сведения об иссык-кульских городах как экспортере. Известно, что в Халифате ценились рабы-воины из тюрок. Среди них названы самыми храбрыми и обитатели Тянь-Шаня: карлуки, ягма, чигили (Кабус-намэ. Пер. и примеч. Е.Э. Бертельса. – М., 1953. – С. 272-273.). Последние населяли южное побережье оз.Иссык-Куль. Автор анонима «Худуд ал-Алам» сообщает, что у тех же чигилей имеются ценные меха (Hudud al-Alam. The Regions of the World, transl. by V. Minorsky. London, 1937, p. 95. Hudud al-Alam. – С. 195-196, 283-287.).

С уверенностью можно говорить о том, что население котловины торговало продуктами животноводства, такими как скот, кожи, шерсть. Есть все основания полагать, что тюркские племена этого региона добывали всемирно известное благовоние – мускус, который ценился на Западе (Абу-р-Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (минералогия), перев. А.М. Беленицкого. – М., 1963. – С. 244.).

Единственное сведение о товарах ремесленного производства в городах Иссык-Куля приводит со слов Казвини великий среднеазиатский энциклопедист ал-Бируни. В Барсхане, по его словам, отливали из неизвестного на западе сплава котлы и другие сосуды.

Караваны с Востока и Запада доставляли на Иссык-Куль ценные ткани, готовые одежды, украшения, зеркала, нефрит и другие предметы роскоши. Проблема транзитной и местной торговли в Кыргызстане рассматриваемого нами периода требует пристального внимания, однако в настоящее время изучена еще недостаточно. Одним из важных аспектов этой проблемы является вопрос о ценах на различные товары и продукты потребления, участвовавшие в торговом обороте на территории Кыргызстана и других стран, связанных с нею важнейшими торговыми артериями, о которых мы упомянули выше.

В непосредственной связи с этой темой стоит также вопрос о покупательной способности основных денежных единиц мусульманского Востока: дирхема и динара, обслуживавших торговлю на огромных пространствах, начиная от Кыргызстана и далее на Запад вплоть до границ Византии.

К сожалению, по исследуемому периоду у нас мало данных непосредственно для районов Кыргызстана, однако, привлекая в качестве аналогии материалы, полученные нами по другим областям, связанным с Кыргызстаном международными торговыми путями, мы попытаемся дать сводку сведений о ценах на различные товары, участвовавшие в торговом обороте на территории Кыргызстана в VII–XII вв. К тому же мы не можем не отметить интересной закономерности, что цены на многие товары в различных областях Средней Азии и сопредельных стран были более или менее статичны и держались в одних и тех же пределах. Разумеется, это положение верно лишь для тех случаев, когда речь идет о нормальном функционировании торговых отношений, а именно тогда, когда в силу вступает объективный закон стоимости, регулирующий цены и поддерживающий их примерно на одном уровне при условии одинакового состояния производительных сил, окружающей среды и ряда других факторов (Федоров М.Н. О покупательной способности дирхема и динара в Средней Азии и сопредельных странах в IX-XII вв. – СА, № 2, 1972. – С. 79.).

В условиях же стихийных бедствий, экономических и политических кризисов, войн картина цен сильно искажалась и не соответствовала действительности. Резко возрастала стоимость продуктов питания, обесценивались земельные участки, предметы домашнего обихода и роскоши. Мы такие нетипичные случаи в качестве аналогии не используем.

В предыдущих статьях о ценах на товары в Средней Азии и сопредельных странах интересующего нас периода (Федоров М.Н. Указ соч., его же. К вопросу о покупательной способности дирхема и динара в Средней Азии и сопредельных странах (IX-XII вв.) // История материальной культуры Узбекистана, вып. 9. Ташкент, 1972.) был слабо освещен вопрос о стоимости одежды. Поэтому изложение нашего материала начнем именно с этого пункта.

Стоимость одежды

В VII в. в Куфе вышитое платье стоило 40 дирхемов (Хрестоматия по истории халифата. Составил и перевел Л.И.Надирадзе. – М., 1968. – С. 32.), в Йемене (Там же. – С. 99.) платье из ткани «муафирия» стоило 1 динар (или 15 дирхемов). В VIII в. в Сирии рубаха халифа Омара II (717–720 гг.) стоила 1 динар (717–720 гг.) (Бартольд В.В. Соч. – Т. VI. – М., 1966. – С. 530.). В другом случае цена его рубахи указана в 10 дирхемов (Там же. – С. 509.). Комплект одежды стоил от 14 до 400 дирхемов (Там же. – С. 509.).

130809_1

Дирхемы VIII в.

Полный комплект одежды «из египетских тканей» халифа Омара II оценивался в 12 дирхемов (Там же. – С. 516.). Это – явная ошибка, ибо в другом месте цена одной лишь рубахи Омара II определяется в 10 дирхемов или в 1 динар, т.е. 15 дирхемов.

Тут, видимо, надо понимать или «12 динаров» или уж «120 дирхемов». Тогда цена полного комплекта одежды халифа будет более или менее соответствовать действительной картине цен.

Комплект состоял из шапки, чалмы, рубахи, верхнего платья, туники, башмаков и плаща. Стоимость плаща во времена халифа Омара II составляла 40 дирхемов (Там же. – С. 527.). Стоимость кожаной обуви 1–2 драхмы (или дирхема) (Смирнова О.И. Очерки из истории Согда. – М., 1970. – С. 197.). Стоимость рубахи Омара II нам известна: 10–15 дирхемов. Итак, можно подсчитать, что шапка, чалма, верхнее платье и туника стоили в пределах 12 динаров (или 180 дирхемов) минус 57 дирхемов (стоимость плаща, рубахи и башмаков) или же 120 дирхемов минус 57 дирхемов. То есть это будет 123 или 63 дирхема. О.И.Смирнова (Там же. – С. 197, 198.), ссылаясь на согдийский документ архива пенджикентского князя Диваштича, казненного арабами в 722 г., говорит о стоимости «кольчуги (?) с рубахой (?) в 12 драхм». В другом месте – о стоимости кольчуги в 700 драхм. Итак, кольчуга без рубахи более чем в 58 раз дороже «кольчуги с рубахой». Неясное место в согдийском документе надо, на наш взгляд, понимать просто как «рубаха». Тогда цена рубахи в Согде около 722 г., т.е. 12 драхм (или дирхемов), будет вполне соответствовать цене рубахи в Сирии между 712 и 720 гг. Сравним: 10 или 15 дирхемов и 12 драхм (по своей покупательной способности согдийская драхма примерно соответствовала халифатскому дирхему).

Далее О.И.Смирнова пишет о «шлеме (?)» ценой в 2 драхмы (?)» (Там же. – С. 197.). Видимо, надо понимать «кожаный шлем» или «башлык», тогда он будет примерно в одной цене с кожаной обувью: в архиве Диваштича приводится цена «кафшей» – 1 или 2 драхмы за пару.

Около 922 г. в Хорезме простой кафтан из дешевой, хлопчатобумажной материи стоил 10 дирхемов (Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. – Харьков, 1956. – С. 127.). Как видим, цена простого кафтана в Хорезме в X в. примерно соответствовала цене рубахи в Сирии (10–15 дирхемов) и в Согде (12 драхм) в VIII в.

Причем эту цену (10–15 дирхемов) можно проверить и подтвердить другими данными. В IX–X вв. штука простого полотна длиной в 60 локтей стоила 60 дирхемов (т.е. локоть стоил 1 дирхем), а за шитье рубахи портной брал один дирхем и два данака (данак = 1/6 дирхема) (Федоров М.Н. О покупательной способности… – С. 73, 77.). На кафтан или рубаху требовалось до 8 локтей полотна – это 8 дирхемов. Прибавим сюда 1 и 1/3 дирхема. Итого – 9 и 1/3 дирхема. Цена кафтана и в одном случае рубахи, как мы помним, указывалась в 10 дирхемов. Это вполне соответствует данным о стоимости полотна и вознаграждении за шитье.

При халифе Муктадире (908–932 гг.) одежда для 8 человек стоила 20 динаров (Бузург ибн Шахрияр. Чудеса Индии. – М., 1959. – С. 48-49.). Следовательно, один комплект одежды стоил в среднем 2,5 динара или 37,5 дирхема (в Куфе в VII в. платье стоило 40 дирхемов).

В январе 1052 г. в Басре два полных комплекта платья для двух человек стоили 30 динаров или по 15 динаров за комплект (Насир Хисроу. Избранное. – Душанбе, 1954. – С. 105.). Вспомним, что в VIII в. комплект одежды Омара II стоил 12 динаров или 120 дирхемов, что равно 8 динарам. Примерно в это же время в Византии шелковое платье стоило 10 номисм (Византийская книга Эпарха. – М., 1962. – С. 178.) или 10,75 динара.

Продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-08-2013
Из истории торговых отношений Кыргызстана и сопредельных регионов в VII-XII вв.
(продолжение)
0

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×