Стоимость тканей
В VIII в. в Согде и Кыргызстане шелковая парча «диба» оценивалась в 100 драхм за большой и 60 драхм за малый кусок. Отрез на платье из простого шелка «харир» стоил 28,25 или 20 драхм (Смирнова О.И. Очерки… – С. 197.).
Выше мы уже говорили, что стоимость простого полотна в IX–X вв. составляла 1 дирхем за локоть. Завесы из Фаюма длиной 300 локтей (видимо, надо читать 30 локтей) стоили 30 динаров пара (Мец А. Мусульманский ренессанс. – М., 1966. – С. 358.). В Кермане цена покрывала с вытканными гирляндами доходила до 30 динаров. Отрез дабикской (египетской) ткани оценивался в 50 динаров. Шелковые пояса стоили от 1 до 10 динаров (Там же. С. 360.). Вырабатывавшаяся в окрестностях Бухары знаменитая ведарийская хлопчатобумажная ткань стоила от 2 до 20 динаров за отрез (Бартольд В.В. Соч. – Т. II. – Ч. I. – М., 1963. – С. 441.), т.е., видимо, от 0,25 до 2,5 динара за локоть. Штука рейской драгоценной ткани длиной в 48 м была продана за 10000 дирхемов, т.е. за 1 локоть брали примерно по 7 динаров (Федоров М.Н. О покупательной способности… - С. 77.). В 1047 г. в Египте тонкое полотно и полосатый шелк шли по 10 динаров за отрез (Насир Хисроу. Избранное. – С. 51.). Если мы примем длину отреза за 8 локтей, то цена 1 локтя составит 1,5 динара.
Меха и шкурки
В X в. в Средней Азии каракуль темно-красного оттенка продавался от 1/4 до 1/3 динара за шкурку. Черные шкурки стоили 2–3 динара. Не коричневые и не черные шли по 10 штук за дирхем (Материалы по истории туркмен и Туркмении. – Т. 1. – М.;Л., 1939. – С. 181.). Примерно в это же время у хазар мех куницы стоил 2,5 дирхема (Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. Публикация О.Г. Большакова и А.Л. Монгайта. – М., 1971.). В начале XII в. стоимость 18 беличьих шкурок составляла на Руси 1 дирхем (Там же. – С. 35.).
Продукты питания
В VII в. в Византии булка хлеба стоила 1 фоллий. Фоллий – медная монета, достоинством 1/12 серебряного кератия (Византийская книга Эпарха… – С. 163.). Поскольку вес кератия около 2 г, то стоимость булки хлеба 2/12 или 1 г серебра. Примерно в это же время в Египте за 1 динар должно было купить 105 кг пшеницы, 2,1 л оливкового масла; 2,1 л меда и 2,1 л уксуса (Хрестоматия по истории арабского халифата. – С. 98-99.).
В X в. в Испиджабе (район Чимкента) 1 ман (т.е. 800 г) мяса продавали за 1 дирхем (Смирнова О.И. Очерки… – С. 146-147. Бартольд В.В. Соч. – Т. II. – Ч. I. – М., 1963. – С. 239.). Однако в степных районах по Сыр-Дарье мясо продавали еще дешевле: по четыре мана за дирхем (Византийская книга Эпарха… – С. 224.). Примерно в этих же пределах стоило мясо в Византии: 120–140 фунтов за номисму (Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. – С. 35.).
Номисма – 24 кератия. Значит, пять фунтов продавались за 1 кератий. Византийский фунт равен 327,5 г. Отсюда пять фунтов равно 1637 г или примерно 2 манам. Кератий весит около 2 г серебра, а дирхем – около 3 г. Тогда получается, что в переводе на дирхемы цена мяса в Византии – 3 мана за дирхем, т.е. в пределах между указанными выше ценами для Испиджаба 1 ман за дирхем и для Сыр-Дарьинской степи 4 мана за дирхем.
В XII в. на Руси «отличный круглый хлеб, которого хватит сильному мужчине», стоил 1/18 дирхема, или 1/6 г серебра.
Вспомним, что столько же в пересчете на вес серебра стоила булка хлеба в Византии в VII в. Разумеется, отсюда не следует, что качество и размер булок были одинаковы, но все же нельзя не согласиться, что цена на хлеб в обоих случаях находилась примерно в одних и тех же пределах. Однако, как уже отмечалось, по мере удаления на Восток от Византии в областях Ирана и Средней Азии цены на хлеб несколько возрастали, что, возможно, было связано с природными условиями: засушливость климата и т.д. Например, в XI в. в Иране средняя цена пшеницы составляла 7–8 манов за дирхем, т.е. около 5,6–6,4 кг за дирхем, весивший около 3 г серебра.
Стоимость домашних животных
В Византии тягловая лошадь стоила 12 номисм, корова 3 номисмы, стоимость овцы в X в. достигала 1 номисмы (Византийская книга Эпарха… – С. 256, 224.). Осел стоил 3 номисмы, а упряжка быков – 6 номисм (Византийские легенды… – С. 50; Хрестоматия по истории средних веков. – Ч. I. – М., 1961. – С. 354.).
В Средней Азии в X в. стоимость породистой верховой лошади составлял 700 дирхемов (Материалы по истории туркмен и Туркмении. – С. 123.) или около 47 динаров. В XI в. в Нишапуре стоимость шестимесячного барашка составляла 1 динар. Надо отметить, что номисма была дороже динара, поскольку ее вес 4,58 г (Византийская книга Эпарха… – С. 116.), тогда как канонический вес динара 4,23 г (Хинц В. Мусульманские меры веса с переводом в метрическую систему. / Пер. Ю.Э. Брегеля. – М., 1970. – С. 21.). В 1051 г. в Аравии верблюд стоил 3 динара (Насир Хисроу. Избранное. – С. 95.).
Предметы вооружения
В литературе неоднократно приводилось сообщение Нар-шахи о ценах на оружие в начале VIII в. в окрестностях Бухары в лагере Кутейбы: копье 50 драхм, щит 50–60 драхм, кольчуга – 700 драхм (Абу Бакр Мухаммед ибн Жахфар Наршахий. Бухаро Тарихи. А. Расулевники таржима. – Ташкент, 1966. – С. 45.). Однако здесь случай явно нетипичный, цены очень завышены, поскольку войско Кутейбы находилось в весьма тяжелом положении и испытывало острую нехватку оружия.
В XII в. в Иране мечи без рукоятки, полировки и украшений («одно только железо, как оно выходит из огня», но закаленное «крепким закалом», «так что если подвесить меч на нитку и ударить ногтем... то долго будет слышен звон») шли по четыре клинка за динар (Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. – С. 33, 58.). Это, разумеется, цена полуфабриката. Готовый отполированный меч с рукоятью и украшениями стоил гораздо дороже. К сожалению, у нас таких сведений о стоимости готового меча для рассматриваемого периода нет.
Продукция гончарного производства
В 721 г. в Ходженте большая глиняная корчага (хум) была продана за 2 дирхема (Смирнова О.И. Очерки… – С. 197.). Около 870 г. в Адене «зеленый кувшин» (видимо, имеется в виду кувшин, покрытый зеленой глазурью) стоил полдирхема.
Прожиточный минимум
В VIII в. в Багдаде на прокорм и одежду заключенного в тюрьме отпускалось 10 дирхемов в месяц (Мец А. Мусульманский ренессанс. – С. 295.). Это – прожиточный минимум.
В IX–X вв. считалось, что для скромного существования супружеской четы нужна была сумма 300 дирхемов в год (Там же. – С. 299.), т.е. 25 дирхемов или около 1,66 динара в месяц.
В XI в. прожиточный минимум семьи (Большаков О.Г. Два вакфа Ибрахима Тамгачхана в Самарканде // Страны и народы Востока. – Вып. Х. – М., 1971. – С. 177.) составлял полтора динара в месяц. ставлял полтора динара в месяц.
Как видим, разница не так уж велика: в одном случае (IX–X вв.) – 1,66 динара, а в другом (XI в.) – 1,5 динара в месяц. А это, в свою очередь, говорит о том, что в нормальных условиях (т.е. при отсутствии стихийных бедствий, войн и т.п.) цены на протяжении IX–XI вв. не претерпевали значительных изменений и оставались примерно на одном уровне.
Оплата наемного труда
В VIII в. в арабском халифате воин из армии Омейадов получал 25 дирхемов в месяц (Федоров М.Н. О покупательной способности… – С. 75.). В то же самое время, т.е. около 739 г., в Кыргызстане согдийские наемники в войске тюргешского князя Курсула получили в качестве платы за месяц один отрез шелковой ткани стоимостью в 25 драхм (Смирнова О.И. Очерки… – С. 154.), т.е. примерно столько же, сколько наемник в омейадском войске.
Около 815 г. в городе Тиннис (Египет) ткачи получали «от торговца полотном» полдирхема в день, причем их жены приготовляли пряжу, а ткачи ткали (Мец А. Мусульманский ренессанс. – С. 48.). Цена эта очень низкая для квалифицированного ремесленника, работавшего к тому же на собственном сырье. Примерно в то же самое время в Зерендже (Бартольд В.В. Соч. – Т. I. – М., 1963. – С. 274.) столько получал подмастерье медника. Поэтому остается предположить, что в данном случае «торговцы полотном» снабжали ткачей сырьем и, закабалив таким образом, принуждали их работать за невысокую плату.
В Византии обычной ставкой для квалифицированного ремесленника являлись 2 номисмы или (в пересчете на дирхемы) 32 дирхема в месяц (Федоров М.Н. О покупательной способности. – С. 74.). В Багдаде в IX в. лодочник, перевозивший на своей лодке по Тигру пассажиров и грузы, зарабатывал до 3 дирхемов в день (Мец А. Мусульманский ренессанс. – С. 326.).
В X в. портной, сшив рубаху, получал 1 1/3 дирхема (Там же. – С. 157.). Если допустить, что в день он изготовлял 1 рубаху, то его среднемесячным заработком могло быть 40 дирхемов. В то же время в Аравии за роскошно выполненный переплет для книги (видимо, из материала мастера) переплетчик получал до 2 динаров (Мец А. Мусульманский ренессанс. – С. 349.).
В Византии каменотес получал за свою работу 1 кератий в день, т.е. 2/3 дирхема. В Киевской Руси строительный рабочий при постройке храма получал 1 ногату (2,38 г) серебра в день (Византийские легенды… – С. 185.), т.е. примерно 4/5 дирхема.
В XIII в. в Южном Иране квалифицированные садоводы, которые должны были посадить и вырастить для Рашид ад-Дина 5000 пальм, получали от него по 100 динаров «ак-чейи рукни» в год и по одному ману хлеба ежедневно. В данном случае речь идет о серебряных динарах. По подсчетам М.А.Сейфеддини, четыре серебряных динара равнялись одному золотому магрибанскому динару. Таким образом, садоводы Рашид ад-Дина получали в переводе на золото 25 динаров в год или 2 1/12 динара в месяц. Это почти в точности соответствует оплате труда квалифицированного ремесленника в Византии в X в., т.е. две номисмы в месяц.
Из приведенных выше материалов видно, что в обычных условиях цены на товары в изучаемый нами период были довольно стабильны и не претерпевали значительных изменений. Поэтому можно высказать предположение, что цена на одежду, ткани, хлеб и другие предметы потребления, выявленные нами для других областей мусульманского Востока, связанных с Кыргызстаном торговыми путями, были близки к ценам на эти же категории товаров местного производства, обращавшихся на территории Кыргызстана в VII–XII вв. Импортные товары были значительно, если учесть затраты на транспортировку, дороже.