Добавить статью
5:24 17 Октября 2013 0
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 5)

Начало

(часть 4)

2. Русское правительство в период перед приходом советской власти

Колонизация Туркестана

131017_3
 Меннонитский миссионер в Туркестане

Вместе с появлением в Туркестане войск, началась его колонизация русским населением. В то время как после оккупации какого-либо европейского государства следовало, как правило, перераспределение государственной структуры управления в торговле и промышленности, российская колонизация характеризовалась массовым переселением, в первую очередь, русских крестьян. Ввиду того, что данный процесс осуществлялся практически произвольно, без предварительных расчетов выделяемых площадей сельскохозяйственных земель и без учета нужд местного населения, то проблемы не заставили себя ждать.24

Надо помнить, что в Туркестане русские колонисты (хоть и в намного меньшем размере) появились еще задолго перед военным и политическим присоединением среднеазиатской области Туркестана к Российской империи.

Сначала возникли военные поселения, и первыми переселенцами, приблизившимися к казахским степям в шестнадцатом столетии, стали донские и астраханские казаки. В результате их следующего похода на восток была построена крепость Орск (современный старый Оренбург), и далее возникло сибирское войско с центром в городе Омске.25

Вскоре к процессу колонизации стало подключаться крестьянское население европейской части России, крестьяне шли сюда как по причине большого количества свободной земли, так и вследствие желания или необходимости найти убежище от государственных органов, от налогов, религиозного преследования и т.п.

Среди тех, кто переселялся в Среднюю Азию из европейской части России по религиозным мотивам, относились и немцы.

Герман Янтцен.26 В своё время меннониты27 были приглашены из Пруссии русским правительством для поселения. Им была обещана полная религиозная свобода и освобождение от военной службы. И это обещание сдерживалось много лет. Но вот вдруг правительство издало новый указ, по которому служить должны были все мужчины России – среди них и меннониты. Указ был издан ещё в 1874 году, но вступил в силу только в 1880.

В течении этих шести лет меннониты России не прекращали посылать в Петербург делегации, чтобы опять выпросить в высших правительственных кругах освобождение меннонитов от военной службы. Мой отец тоже дважды ездил в Петербург. Но все старания оставались напрасными.

Меннонитам пошли навстречу только до той меры, что они могли освободиться от военной службы при условии исполнения трудовой повинности на лесозаготовках.

Большинство меннонитов согласились на это. Но некоторые считали, что исполнение меннонитом своей трудовой повинности вынуждает другого, русского человека, брать в руки оружие и убивать других на войне. Вследствие этого, отказавшийся от службы меннонит оказывается причастным к убийствам. Так в нашем округе думали многие, в их число входил мой отец и многие другие наши родственники. Но что же делать?

В этот критический момент наш отец, в качестве ходатая меннонитов, опять попал в Петербург. Там он познакомился с тогдашним губернатором Туркестана, бароном фон Кауфманом. Узнав о всех проблемах меннонитов, губернатор предложил им переехать в Туркестан.

Там меннонит получит право создавать колонии, свободные от всякой военной службы и от всяких налогов в течение 25 лет. Вернувшись из Петербурга, ходатаи передали это предложение всем общинам. После обстоятельного обсуждения, оно было принято. Это произошло осенью 1879 года.

Зимой отец продал всю землю, двор со всем инвентарем и скот. Ввиду того, что отец был одним из первых, ему удалось все продать по сравнительно высокой цене. Многие, кто продавал позже, оказались в менее выгодном положении.

3 июля 1880 года мы оставили наш любимый, близкий сердцу дом. Когда наша группа из 10 семей, на 18 повозках, поднялась на возвышенность перед Хансау, все остановились. Все сошли с повозок и еще раз посмотрели на родную долину. Сколько слез было тогда выплакано!28

131017_1
Молотьба (используется молотильный каток). Аулие-Атинский уезд

Меннониты (вместе с немцами-лютеранами) добивались успеха не только на своей родине, но и после переселения, на новых местах в Туркестане. Но все же не каждый меннонит смог привыкнуть к условиям проживания в Средней Азии, и вскоре какая-то часть их вернулась обратно, другая же переехала в Америку.

Ниже приводится описание посещения места проживания меннонитов в 1901 году, автором которого является русский экономист, (рожденный в Берлине) Кауфман29: Мы приближаемся к нескольким меннонитским поселкам. Прямо на тракте находится «коло́нок» Орлов – это название меннониты принесли с собою из Пруссии, так они назвали и свою первую колонию в Самарской губернии, и другую – в глухих предгорьях Алатау. Внешний вид всех пяти коло́нков резко отличаются от остальных русских поселков.

Мы решаем остановиться на ночлег в коло́нке Орлов, у Herr Starosta. Конечно, нас поят чаем, с какой-то немецким выпечкой и кормят удивительнейшими яблоками, как по размерам, так и по чистоте. И, конечно, разговоры о житье-бытье.

– Хорошо здесь жить, – объясняет нам Herr Староста, настоящий Herr, с длинными бакенбардами, с хорошо выбритым подбородком, в городском пиджаке, совершенно под стать его усадьбе, с необыкновенно чистеньким декоративным садиком, двором, выложенным камешками и его гостиной, с городскою мебелью. У всех, только, за исключением нищих, – по пять-шесть лошадей и столько же коров.

131017_2
 В меннонитском селении. Аулие-Атинский уезд

Немцы, переселенцы из центральных регионов России принадлежали, преимущественно, (больше двух третей) к лютеранскому вероисповеданию. Численность немцев-католиков была гораздо ниже. Прибывающие группы расселялись так, что возникали однородные в конфессиональном отношении польские, немецкие и литовские посёлки. Особенно чётко конфессиональная обособленность прослеживалась у немецких переселенцев. Как и ранее в «материнских» колониях, лютеране традиционно селились с лютеранами, католики с католиками, меннониты с меннонитами30.

Вскоре сельскохозяйственная миграция начала поддерживаться и направляться государством. Казахские степи были так огромны, что они могли принимать переселенцев более трёхсот лет: еще в 50-60-ых годах двадцатого столетия сюда посылали отряды целинников «распахивать целину». С начала XVIII-го столетия и до 1917 года потоки миграции можно разделить на четыре фазы:

Начало XVIII-го – первая половина XIX-го столетия. Эта фаза означала перемещение границы русской империи к рекам Урала: Ишиму, Тоболу и верхнему Иртышу и до Алтая. На северо-западе, севере и северо-востоке возникли такие города с населением славянского происхождения. Поблизости перекрестков торговых путей возникали также и татарские торговые слободы и другие населенные пункты.

Период 1824–1860 гг. Русское влияние расширилось на степные, полупустынные области (там, где сейчас находится центральный, юго-восточный, южный и восточный Казахстан). Сюда небольшими группами приходили переселенцы.

70−90-годы XIX-го столетия: Россия овладела прикаспийской областью (полуостровом Мангышлак) и целой Зайсанской котловиной. Данный колонизационный период совпал с отменой рабовладения в России (1861 г.) и в это время в Среднюю Азию приходит большое количество славянского населения.

1900–1917 гг. Столыпинская земельная реформа положила начало массовой колонизации всей той территории, где находится сейчас Казахстан, сюда приходили крестьяне из самых различных европейских стран.

131017_4

Меннониты в Туркестане. Дом, в котором они жили после переселения. Источник: Русский Туркестан. История, люди, нравы. <http://rus-turk.livejournal.com/173435.html>.

Несмотря на то, что власть на местах поддерживала русификацию, она совершенно справедливо опасалась возникновения волнений среди местного населения, ведь, именно, она отвечала за поддержание спокойствия. В то время, когда губернатором был Кауфман, проводивший по отношению к переселенцам умеренную политику, то центральное правительство ни во что не вмешивалось. Кауфман не позволял вновь прибывшим располагаться в районах с уже развитым сельским хозяйством, а разрешал занимать им свободные земли в Степном районе Семиреченской области. Одновременно с этим, он запретил местным жителям продавать землю европейцам, (а, следовательно, и русским). По этой причине, в течение первых двух десятилетий после установления русского управления Туркестаном, сюда переехало только 2 170 крестьян.

Продолжение

24 Садыкова, Б. Политика России и Туркестанское национальное движение. [онлайн] "Dogry Yol" ИОЦ Turkmenistan. 2006 [цит. 18. 9. 2006]. Доступен: <http://www.dogryyol.com>.

25 Стариков, Ф. М. Исторический очерк присоединения к России Оренбургского края и участия в этом местного казачества. Оренбург, 1891.

26 Герман Янтцен, д. р. 1866 г. – Хансау Самарской губернии, Россия, из семьи меннонитов. Когда ему было 14 лет, его семья переехала в Туркестан, по причине того, что в месте их проживания были введена обязательная воинская повинность, что было несовместимо с меннонитским вероисповеданием. В возрасте 17-лет он работал при дворе хивинского хана переводчиком; работал христианским миссионером на территории сегодняшнего Кыргызстана. После октябрьской революции 1917 г. меннонитское население деревень выбрало его в качестве делегата и окружного комиссара. Три раза был приговорен к смерти. В 1924 г. ему вместе с женой удалось эмигрировать в Германию. Написал автобиографическую книгу: Янтцен Г. «В далеком Туркестане. Жизнь среди мусульман» Умер в 1959 г. в Голландии.

27 Меннониты – одна из протестантских деноминаций, получившая название от своего основателя, Менно Симонса (1496–1561), голландца по происхождению. В церковном отношении каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других. Именно община избирает своих духовных наставников и проповедников. Для решения дел, касающихся целой общины, созывается «общее церковное собрание», постановления которого утверждаются «конвентом духовных старшин». Конвент является представителем общины перед правительством. Первое переселение меннонитов в Россию, из Мариенвердерской низменности (в Пруссии), состоялось в 1789 году, по приглашению правительства, в числе 228 семейств.

28 Янтцен, Г. В далеком Туркестане. Жизнь среди мусульман. Бишкек: Луч Надежды, 1993.

29 Кауфман, А. А. По новым местам. (Очерки и путевые заметки). 1901–1903. Санкт-Петербург, 1905.

30 Бургарт, Л. А. Из истории католической веры и церкви в Казахстане. Усть-Каменогорск, 2012, с. 7.

Пётр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага

Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-10-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 31)
23200

20-08-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 30)
47491

01-08-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 29)
44349

25-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 28)
31945

18-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 27)
54265

09-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 26)
28615

02-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 25)
35115

12-06-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 24)
44934

23-05-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 23)
30380

14-05-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 22)
32183

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×