Добавить статью
5:38 2 Июля 2014 35084
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 25)

Начало

(часть 24)

Интергельпо в советской Киргизии

Члены кооператива «Интергельпо» внесли значительный вклад не только в индустриализацию северных областей Кыргызстана, но и в строительство инфраструктуры и главных городских зданий. И это не обошлось без проблем. Самые большие возникли у первой группы. Как это проявилось уже по пути, люди были не готовы к новым условиям. После приезда им пришлось буквально бороться за выживание, прежде всего это коснулось маленьких детей. И сам кооператив, как таковой, должен был решить проблему недостатка финансовых средств на закупку необходимого сырья.

После переговоров с киргизскими банками удалось получить кредит на 20 000 рублей на начало производства и еще 10 000 рублей – после пожара в плотницкой мастерской весной 1926 г. На основании этого опыта советская сторона предъявила ко второй группе требование иметь основной капитал хотя бы 40 000 рублей. После приезда второй группы в 1927 году, кооператив получил от СССР другой кредит в размере 200 000 рублей, что оказалось потом огромной подпорой. Если в начале 1927г. общая задолженность кооператива составляла 455 112 рублей, то в конце года, благодаря прибылям от текстильного производства, она снизилась до 216 890 рублей.

Чехословацкая республика тоже значительно поддерживала кооператив, хотя позднее, из идеологических соображений, ее помощь сильно приуменьшалась. Еще перед приездом первой группы министерство социальных дел разослало всем членам кооператива письма с предупреждением и описанием того, какова реальная ситуация трудовых мигрантов в России196. Это было воспринято кооперативом как антисоветская и антикоммунистическая пропаганда.

После проблем первых переселенцев чехословацкое правительство предоставило чехословацким коммунистам в СССР («Интергельпо») в рамках так называемой вспомогательной кредитной помощи, предназначенной для колонистов конца XIX – начала XX столетия (царского времени), финансовые средства на закупку автоматической мельницы и двигателя силой 80 л.с. на сумму около 500 000 крон. Оборудование было доставлено в Пишпек с промежуточной группой. Позднее его пришлось продать советской власти, так как у кооператива не было денег на обеспечение эксплуатации мельницы.

Вскоре плохая финансовая ситуация кооператива в комбинации с быстрым ростом советской промышленности поставили под угрозу его существование. В 1928 году комиссия Народного комитета промышленности и торговли приняла решение остановить финансирование «Интергельпо», оставить кооперативу только текстильную фабрику, а остальное оборудование передать другим фрунзенским кооперативам. Но несмотря на это решение, кооперативу была оказана поддержка со стороны Областного комитета коммунистической партии Киргизии и Союза кооперативов Киргизской АССР, поэтому, в конце концов, пришло указание договориться с банками о дальнейшем предоставлении кредита, обеспечить регулярные поставки сырья, расширить число членов кооператива и пригласить следующих специалистов из Чехословакии, ввести в кооперативе планирование и бухгалтерский учет в соответствии с советским законодательством, принять новый устав так, чтобы кооператив «Интергельпо» функционировал в соответствии с системой социалистического планирования, а также сократить сферы деятельности кооператива и оставить только текстильное, кожевенное, плотницкое и машиностроительное производство. Остальные предприятия (обувные, швейные, седельные мастерские, хлебо- и мясозавод) и сельскохозяйственное производство было приказано закрыть, сельскохозяйственные угодья197 должны были быть переданы коммуне Ленина.

В рамках организационных изменений «Интергельпо» вступил в 1928 году в Центральный союз промышленных кооперативов, и в первый раз получил прибыль в конце года (прежде всего в связи с текстильным производством и построенным в 1928 году литейным заводом). В первый раз также начали регулярно выплачивать заработную плату. До тех пор зарплата только вписывалась в трудовые книжки, а финансовые средства разделялись в соответствии с нуждами членов и возможностями кооператива. Далее оказалось, что сельскохозяйственное производство, прекращенное в связи с выполнением приказа, изданного в 1928 году, является абсолютно необходимым и в 1929 году его пришлось обновить, но в этот раз на ближе расположенных земельных участках. Потом снова открыли и обувную, и швейную мастерскую.

Строительство поселка «Интергельпо» было почти завершено. Всего кооператив построил 176 квартир, а именно: 18 четырехквартирных домов, два 24-комнатных общежития, один двухэтажный дом на 34 квартиры и другой – на 35 квартир. Недалеко от жилого ареала стояла школа, клуб и общая столовая.

Несмотря на имеющиеся проблемы с поставками необходимого сырья, прежде всего, для текстильного производства (поставлялось только 30% нужного сырья, большая его часть вывозилась в Россию), кооператив «Интергельпо» в конце первой пятилетки был одним из самых сильных производственных предприятий в Киргизской ССР.

Результатом следующей реорганизации кооператива, проведенной в 1932 году (количество членов – 534 человека), Интергельпо был разделен на 7 самостоятельных кооперативов (общими остались только планирование и контроль):

- Кооператив текстильного предприятия им.Розы Люксембург;

- Кожевенный кооператив им.Ф.Дзержинского;

- Ремонтно-механический кооператив «Серп и молот»;

- Кооператив по производству мебели «Красный мебельщик»;

- Строительный кооператив им.Бела Куна;

- Транспортный кооператив «Впереди»;

- Кооператив по производству продовольственных продуктов «Интернационал».

Ниже приводится рассказ Нины с воспоминаниями о работе в кооперативе, в котором определяется определенная исключительность «Интергельпо». В тридцатые годы Нине и ее семье члены кооператива очень помогли:

Нина.198 Я родилась в Пишпеке, там у моих родителей был кусок поля и сад с огородом. Отец застрелил какого-то бандита и получил за это год тюрьмы. Он ушел в Талас, его семья последовала за ним. Как только в СССР началось интенсивное строительство, все переехали в Магнитогорск, где было больше возможностей получить работу.

Когда начали сталинские репрессии, мы вернулись обратно в Пишпек. Там царила нищета, это было еще перед началом войны. Люди из «Интергельпо» нам очень помогли. Я работала у них – два раза в день я пасла корову и меня за это кормили. В воскресенье был свободный день и полученную мной еду я носила домой – мой дом был в 10 километрах; автобусы не ездили и приходилось ходить пешком. Мне нравилось, как хорошо все было устроено в «Интергельпо», в их четверти всегда был один дом с четырьмя квартирами, у каждой квартиры – отдельный вход. У каждого дома был свой сад и огород.

140702_1

Поселок кооператива «Интергельпо»

Источник: http://img.radio.cz/pictures/krajani/interhelpox.jpg

Члены «Интергельпо» и питались совсем по-другому, чем русские. Русские, например, приготовили борщ и потом его ели до тех пор, пока не съедят: утром, на обед, вечером и на другой день снова, и так могло быть несколько дней. У чехов еда все время менялась: на завтрак – кофе или чай, на обед – три блюда - суп, второе и десерт (например, компот). До сих пор помню их чесночный суп. Также чехи выращивали много фасоли, очень заботились о ней, о каждом растении отдельно. Это опять отличало их от нас, русских.

Отец получил работу в колхозе только в 1940 году. После войны было тоже очень тяжело, но Маречек смог все достать, так как у него были связи в правительстве. В пятидесятые годы люди из кооператива «Интергельпо» начали постепенно уезжать домой.

В течение второй пятилетки (1933–1938) продолжается быстрая индустриализация Киргизии и кооператив становится конкурентом для государственных предприятий. В течение 1937–1938 гг. снова проявляются значительные проблемы с поставками сырья, поэтому было принято решение встроить кооператив в государственную систему, таким способом, как это было указано в первоначальном договоре. В октябре 1939 года текстильное предприятие было передано в подчинение Министерства текстильной промышленности Киргизской ССР, а кожевенный завод – в подчинение Министерства легкой промышленности Киргизской ССР.

В «Интергельпо» осталось два производственных предприятия: мебельное и машиностроительное с литейным заводом) и восемь других (строительный и транспортный кооперативы, обувная и швейная мастерские, пилорама, клуб и столовая). В 1940 году от «Интергельпо» отделилась часть текстильного производства (первоначально это была составная часть мебельной) и швейная мастерская, – так образовался новый кооператив «Текстиль». В 1952 году он перешел в подчинение Министерства легкой промышленности Киргизской ССР. В 1941 году «Интергельпо» разделился на два новых кооператива: «Металлозавод-Интергельпо» (машиностроительное производство с литейным заводом) и «Мебельщик-Интергельпо» (производство мебели). Транспортное и строительное отделение были поделены между этими новыми кооперативами, а сельскохозяйственные и культурные мощности служили всем.

Вступление СССР во Вторую мировую войну принесло следующие изменения в организации «Интергельпо». В производственные цеха кооперативов «Металлозавод» и «Мебельщик» переехал механический завод им.Фрунзе (было предоставлено место производству из Ворошиловграда), «Металлозавод» был размещен в здании кооператива «Красный пимокат» (литейный завод) и «Артметал» (металлопроизводство), «Мебельщик» – на территории деревообрабатывающего кооператива «Бондарка». Одновременно с этим «Мебельщик» перешел под управление Министерства местной промышленности Киргизской ССР. Клуб «Интергельпо» передали в управление механического завода им.Фрунзе, детский сад и ясли остались в подчинении Союза промышленных кооперативов Киргизской ССР.

Сельскохозяйственные земельные участки перешли в подчинение кооператива «Пищевик». Металлозавод-Интергельпо, последнее предприятие «Интергельпо», управлял работой столовой, пилорамы, транспортного отдела и домов, в которых жили члены кооператива. В соответствии с решением Совета народных комиссаров Киргизской ССР 01.01.1944 г. на территории металлозавода был создан мотороремонтный завод, им управляло Министерство сельского хозяйства Киргизии. Так, кооператив «Интергельпо» завершил свою деятельность в г.Фрунзе.

Кооператив «Интергельпо» как символ

Во время послевоенного чехословацко-советского сотрудничества деятельность кооператива «Интергельпо» стала своеобразным символом, образцом взаимной поддержки и помощи, с акцентом на коммунистический контекст всего мероприятия. Такая символизация началась уже в тридцатые годы, когда «Интергельпо» несколько раз посетил Юлиус Фучик, и продолжалась после прекращения деятельности кооператива. В 1957 году ЦК Киргизской ССР принял решение разместить на зданиях «Интергельпо» памятные знаки, переименовать текстильную фабрику им.Розы Люксембург в им.Клемента Готвальда, одну из улиц в поселке кооператива назвали «Интергельпо», а другую – Ю.Фучика, так же стал называться и Парк Интергельпо.

Десять бывших членов и работников кооператива Интергельпо были награждены Грамотой за заслуги в строительстве социалистической Киргизии, другие восемнадцать – Грамотой Верховного совета Киргизской ССР. Поддерживались и идеология коммунизма, и ее актёры.

И в Чехословакии «Интергельпо» добилось значительного положения, подтверждением чего стал прием делегации членов кооператива199 у президента Запотоцкого и включением истории «Интергельпо» в образовательную программу по истории Чехословакии. Наглядным подтверждением тесной связи советского Кыргызстана и социалистической Чехословакии стало также название нескольких горных вершин на Тянь-Шане в честь чехословацких коммунистических президентов Готвальда, Запотоцкого и журналиста Фучика.

С течением времени члены «Интергельпо» начали уходить из жизни и вследствие этого вышел вперед виртуальный образ коммунистического идеала интернационального пролетарского общества: многие говорили о «Интергельпо», но почти никто уже не знал, что же он представлял из себя в действительности.

Продолжение

196 Мы предупреждаем Вас о том, что переселение в СССР может быть небезопасно. В России господствует большая безработица. Политика сельсовета основывается на понятии классовой борьбы, на практике это означает, что при рассмотрении индивидуальных и коллективных требований о переселении в Россию отдается преимущество коммунам. Переселенческим коллективам выдаются земельные участки в малонаселенных регионах с неблагоприятным климатом и плохим транспортным сообщением… (из письма A. Голлиану из Гандлова, Pollak 1961:37).

197 Кооператив «Интергельпо» получил земельный участок под название «Мурзубаевский», где он мог заниматься сельским хозяйством; он находился в 18 км от кооператива в направлении реки Чу. На этом участке работало несколько семей, обеспечивавших кооператив продуктами.

198 Нина живет в г.Талас, по национальности она – русская. Пять лет назад она стала католичкой, ее родители хоть и были и верующими православными, но не крестили ее.

199 Кроме других, в этом принял участие и Р.Маречек с дочерью.

Пётр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага

Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-10-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 31)
23180

20-08-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 30)
47473

01-08-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 29)
44306

25-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 28)
31912

18-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 27)
54228

09-07-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 26)
28594

12-06-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 24)
44903

23-05-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 23)
30357

14-05-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 22)
32164

16-04-2014
История Кыргызстана глазами очевидцев
(часть 21)
69828

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×