Составной частью «раскулачивания» была не только конфискация имущества, но и высылка кулаков и их семей в специально для этого назначенные области. Политика переселения или, точнее, насильственной миграции – депортации, практиковалась в СССР уже с начала 20-х годов, (начало было положено еще при царском режиме) наибольшего размаха достигла в тридцатые годы. В качестве обоснования выдвигалась фраза – «государственные интересы» и «интересы рабочего класса».219
Султангазиева Мария.220 Где-то в 1931–1932 годах дедушку Сулаймана определили богачом и выслали на Украину. Вместе с ним послали в ссылку и его четырех сыновей с женами. Дедушка занимал должность болуша, представителя волости.221 Ввиду того, что он был уже стар, он хотел передать эту должность моему отцу, поэтому братья жены дедушки называли его кара жолтой аке, что означает на кыргызском языке: «старший брат, приносящий несчастье». Дедушка сказал, что он уже не вернется с чужбины и что дома нам будет очень плохо. Поэтому он позаботился о том, чтобы мой отец убежал в Казахстан: моя бабушка было казашка, родом из деревни Чарбакты Кордайского района. Бабушка была дочерью Ногойбая, очень известного бия. В прошлом году в память о моем дедушке построили кумбоз (мавзолей).
Отец тогда сбежал в Казахстан. Вспоминаю, что я сидела впереди на седле, а мама сидела позади. Старшие братья Кадыр и Садыр шли рядом с нами и держались за конский хвост. Дяди нас встретили очень хорошо и освободили для нас одно жилье. Мы жили в Казахстане восемь лет, за это время мы вообще домой не ездили, потому что боялись попасть в тюрьму. Мы вернулись только тогда, когда мы думали, что нам ничего не угрожает. Я закончила третий класс, а старший брат – четвертый. Мы говорили только на казахском языке.
Вернувшись, мы стали жить в деревне Кара-Булак, сейчас это Иссык-Атинский район. Но там нас выгнали из школы, сказав, что мы дети ГУЛАГа. Также обзывали нас и дети, когда мы спорили или дрались.
Сулайман Корчу уулу Украина, 30-е годы 20 века |
Нам пришлось уехать в Сын-Таш, где жило много наших родственников, которые хотели взять меня к себе. Я жила у разных родственников, с трудом я закончила десятый класс в деревенской школе в Кирове. Старшим братьям школу окончить не удалось, им это не разрешили.
Наши родственники вернулись с Украины, там они могли ходить в школу до самого десятого класса. Я вышла замуж за очень хорошего человека, у меня – восемь детей и у всех высшее образование, один из них даже стал профессором.
Следующее свидетельство, полученное через 50 лет от бывшего сотрудника НКВД, – очень убедительный пример извращенности и незаконности всего процесса коллективизации, когда отдельные райсоветы получали из центра телеграммы с заданием, сколько им надо найти (читай: придумать) противников режима и сколько из них надо приговорить к расстрелу или долгосрочному заключению.
Впервые в истории плановое хозяйство рождается в СССР.
Малая советская энциклопедия, 1930
И.Серков. Не мешало бы для правильного понимания тех лет поднять из архивов такого рода телеграммы, которые мы тогда получали:222
Правительственная, в три адреса:
Секретарю ЦК – такому-то…
Предсовнаркома – такому-то…
Наркому внутренних дел – такому-то…
Вам, на первый квартал 1938г., согласно ранее выпущенного плана, по первой категории … 35, по второй категории … 1250, по третьей категории … 3740.
Первая категория означала расстрел, вторая – 25 лет тюрьмы, третья – 10 лет. Это задание - для одной маленькой автономной республики, население которой едва достигало полутора миллионов человек. По получении такой телеграммы мы начинали «сбор урожая», так мы называли тогда эту кампанию по выполнению «плана». Так что, как видите, все шло по плану.
Необходимое количество надо было перестрелять и это было проще всего. Хотя перевыполнение этой цифры строго каралось. А вот недовыполнение второй и особенно третьей было смерти подобно – не выполнил, так сам поезжай.
А изъятие пяти тысяч трудоспособных из небольшого населения республики было очень чувствительной потерей для народнохозяйственного плана. А цифры росли и выходило, что в год надо было давать до ста тысяч.
У нас тоже был нелегкий хлеб. Нас тоже, чуть что, ставили к стенке и не просили подписывать протоколов допроса и не давали десять лет поселения, а давали только пулю. Более 50 тысяч сотрудников НКВД поплатились жизнью за то, что, то ли перестарались с выполнением планов начальства, то ли, наоборот, не проявили достаточного рвения – поди теперь разберись. Все мы были членами партии. Беспартийных среди нас не было!
Жолдош Боконоев.223 Когда началась коллективизация кочевых хозяйств, то первым делом у богатых и зажиточных семей начали конфисковать имущество, скот, землю в пользу вновь создаваемых артелей, колхозов и совхозов. Естественно, кыргызские манапы, бии, баи и молдо (манапы – особое сословие управленцев, в основном, отпрыски местных бюрократов; бии – это судьи; баи – это богачи; молдо – местные религиозные лидеры) оказывали власти открытое или скрытое сопротивление. Тогда их, как вредных элементов, борющихся с советской властью и противников государственной политики, раскулачивали.
Так называемые кулаки были отправлены в ссылку за пределы Кыргызстана: на Украину, в Казахстан, в Российскую Федерацию, в том числе и на Северный Кавказ. А внутри республики кулаки с южных областей были сосланы на север и наоборот, или же в сопредельные районы или области.
Притом раскулачивание шло планово и обдуманно. В 1928 году был установлен сверху из Москвы план, чтобы 10 процентов середняцких хозяйств были раскулачены. А тройка кантона (глава партийного комитета кантона (области), НКВД и прокуратура) старались перевыполнять план. Например, если нужно было раскулачивать членов богатых хозяйств, они раскулачивали также и членов хозяйств середняков.
В феврале 1928 года 12 богатых хозяйств из Ошского кантона были определены как кулацкие; их имущество было конфисковано и сами они были сосланы в город Оренбург Российской Федерации. Большинство сосланных умерло там, их оставшиеся в живых дети позднее вернулись домой.
(продолжение следует)
219 Земсков, В. Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930–1960. Москва: 2003.
220 85 лет, родилась в деревне Сын-Таш, Иссык-Атинский район, Чуйская область.
221 Волость – административная единица в царской России и в первые годы советской власти.
222 И. Серков. Из письма бывшего сотрудника НКВД в редакцию журнала «Родник» (Sotrudnik organov. Rodnik. 1989, № 7, s. 7–9.) In Штраус, А., Панкратц, С. Свидетельства преступлений. Бишкек: Илим, 1997.
223 Кандидат исторических наук, защитил диссертацию по теме раскулачивания; работает в Ошском государственном университете.
Пётр Кокайсл, факультет экономики и менеджмента, (Czech University of Life Sciences) Прага
Амирбек Усманов, Радио Свобода – Азаттык, Прага