Добавить статью
14:28 3 Июня 2016 51577
На крутых перевалах истории. 1992 год: Год шока и надежды (2 серия)

Смотреть 1 серию

«На крутых перевалах истории» – телепроект, посвященный 25-летию независимости Кыргызстана, который будет состоять из 25 серий, по одной серии на каждый год независимости.

Вторая серия фильма:

Кыргызстан вступил в 92-й год как самостоятельное государство. Советский Союз формально прекратил свое существование в декабре 91-го. Над Кремлем был спущен советский флаг. К этому времени в Кыргызстане уже был президент, избранный не просто депутатами парламента, а напрямую народом.

Но настоящую независимость, в первую очередь экономическую, все еще предстояло построить.

Однако каким путем идти, какими темпами проводить изменения? Каков стратегический курс? Своим самым первым указом, еще в 1990 году, Аскар Акаев учредил комиссию по разработке экономических реформ. После обретения независимости ее статус подтвердил Верховный Совет.

Входивший в состав комиссии молодой экономист Джумакадыр Акенеев вспоминал, что он и его коллеги предлагали провести перемены более плавно. Они работали до марта 1992 года.

«Однако наши наработки были использованы процента на три, не более, - отмечает Акенеев. – Все наши ключевые предложения были отброшены. Потом появились советники из Международного валютного фонда и так далее... Иностранные советники предлагали иной темп преобразований».

Президент Акаев избрал куда более радикальную модель. Сказывалось отсутствие у него практического опыта управления экономикой. Реформы страна начала без всякой стратегии.

В экономике страны быстро нарастал хаос. Уже весной задолженность по пенсиям – 111 миллионов рублей, долг по зарплатам – 400, из них 20 миллионов должны учителям. Казалось, радикальные меры остановят кризис.

Сразу после новогодних праздников правительство постановлением номер 2 отпустило цены в свободный полет. И они взлетели до небес. Многие продукты стали стоить вдвое дороже. Причем это было лишь начало. Инфляция превышала сорок процентов, и не в год, а в месяц!

Товары появляются на прилавках, но большинству жителей их просто не на что купить. Вклады граждан в банках, превышавшие 1 января три миллиарда рублей, быстро превращаются в пыль.

Расцвет экономики ларьков. 17 апреля все граждане по указу Акаева получают право торговать где угодно: на тротуарах, в переходах, с рук из машин – только бы не на проезжей части улиц.

Шоколадные сникерсы, водка «Распутин», спирт «Рояль», местные самопальные водочные бренды, которые кыргызы ласково называли «Самуш» – «Желанная».

Тысячи людей спивались, лишившись работы и перспективы в жизни. Тогда восходит звезда одного из первых водочных магнатов Бориса Воробьева. Его фирма «Феникс» залила дешевой водкой весь Кыргызстан.

Молодой боксер Орзубек Назаров, один из тех, кто составит славу нашего спорта, удивлялся, вернувшись в Бишкек из Японии.
«Я приехал в конце года и был в шоке. Как будто попал на один большой железнодорожный вокзал. Весь город – вокзал. Вагончики везде... Я спросил, что это такое? Говорят, магазины. И действительно, магазины. А снаружи – вагон и вагон».

Бешеные деньги порождали коррупцию. Новый премьер Турсунбек Чынгышев в сердцах бросил своим подчиненным: «Дошло до того, что в народе говорят – в Киргизии не воруют только дураки и ленивые!».

Вместе с тем, экономическая свобода позволила энергичным людям проявить себя. Тогда родились бренды, остающиеся с нами до сих пор. Например, молодой инженер-строитель Табылды Эгембердиев, оставшись без работы по специальности, основывает в мае 92-го в селе Арашан знаменитое впоследствии производство национальных напитков «Шоро». Тогда его варили в больших чанах.

Виктор Кадыров, впоследствии создавший сеть книжных магазинов «Раритет», решился в 92-м на рискованную авантюру. Поехал в Москву в первый раз покупать книги на крупную сумму. Впрочем, выбора у него не было, обманули партнеры по бизнесу, а взятые в долг деньги предстояло вернуть. Товар купил без труда. Отправить хотел с проводниками пассажирского поезда. Но на вокзале в Москве путь преградил агрессивный ОМОН с автоматами.

«Потом меня старшой отзывает в сторону и спрашивает: на бутылку дашь? Я говорю, господи, и ради этого на меня столько кричали, направляли на меня автомат – чтоб стрясти на бутылку? Я тебе две дам. И вот детективы у нас есть еще, возьмите, хоть почитаете... Они обрадовались и пропустили... С проводниками и начальником поезда просто было договориться. Для них перевозка грузов было основным занятием».

Зато с политическими свободами в Кыргызстане пока все в порядке. В 92 году в стране впервые на средних и длинных волнах начало вещать радио «Азаттык», кыргызская редакция открыто заработала в Бишкеке. При коммунистах это радио было запрещено, его передачи глушили.

Тынчтыкбек Чоротегин, историк и первый глава бюро «Азаттык» в Бишкеке, отмечает, что на такой шаг решились только в Кыргызстане.

Как грибы росли политические партии. Единое прежде Демдвижение начало делиться на части. Новая партия «Эркин Кыргызстан» была зарегистрирована еще в 91 году. В 92-м уже и в ней происходит раскол.

«Топчубек Тургуналиев был радикалом, - говорит Омурбек Текебаев. – Он возглавлял фракцию в нашей партии, которая всех посадить хотела. Мы не стали спорить и просто ушли, создав «Ата-Мекен», свою партию».

Мало кто теперь помнит, что первым лидером «Ата-Мекена» была избрана женщина, Камиля Кененбаева, о которой теперь Омурбек Текебаев вспоминает с теплотой. Он из села, где работал учителем, приезжал два-три раза в год. Решили избрать городскую, авторитетную в интеллигентской среде, женщину.

Тогда ходили разговоры о том, что физика Текебаева активно поддерживала супруга другого физика – Майрам Акаева. Омурбек Текебаев это не подтверждает. По его словам, тогда у «Ата-Мекена» даже офиса не было...

Развитие демократии упрощало интеграцию страны в мировое сообщество. Безусловно позитивным для нас процессом было международное признание Кыргызстана. Весной Кыргызская Республика вступает в ООН.

Уже в феврале в Бишкеке открывают свои посольства США и Турция, а потом и многие другие государства.

Заключается двустороннее соглашение с Россией, Кыргызстан вступает в СНГ – Содружество независимых государств. К сожалению, СНГ не стало новым интеграционным механизмом. Скорее, формой цивилизованного развода республик, состалявших СССР.

Впрочем, международные связи несли в себе и определенные риски. На месторождении Макмал добыты полторы тонны кыргызстанского золота. Золото концентрат вывозят в Швейцарию на аффинаж, то есть для выплавки чистых слитков. Но почему именно туда?

Турсунбек Чынгышев, бывший премьер-министр, говорит, что боялись везти в Россию. Перед ней был крупный долг. И она могла оставить себе металл за долги.

Проблема была в том, что золото отправили на частном самолете. Самолет этот принадлежал главе компании «Сиабеко» Борису Бирштейну.

Иностранному предпринимателю, разбогатевшему неизвестным путем, президент Аскар Акаев открыл зеленую улицу. Бирштейн возглавил в Кыргызстане некий правительственный Комитет по развитию и реконструкции экономики. Золото было отправлено в тайне, под присмотром высокопоставленных чиновников.

Валентин Богдецкий, тогда работавший в Кыргызалтыне, утверждает, что отгружал золото Аскар Сарыгулов.

Наш рассказ о «золотом деле» еще впереди. Через год история с золотом взорвет наше общество, как информационная бомба...

Суверенная страна не может жить без государственных символов. Первым из них был утвержден после долгих дискуссий флаг. Споры шли вокруг его цвета. Голубой или красный, каков он, цвет знамени Манаса? Специалисты высказывают разные мнения до сих пор.

Медеткан Шеримкулов, экс-спикер Верховного Совета, напоминает о том, что на юге голубой воспринимался как цвет траура. Кроме того, на сессии выступили выдающиеся манасоведы и известные писатели, которые подтвердили: одно из знамен Манаса было красным. Всего рассматривались 150 вариантов цветов и оттенков!

В итоге 5 марта над Белым домом в Бишкеке был торжественно поднят красный флаг с изображением тюндюка.

Орзубек Назаров всегда выступал за рубежом под этим флагом и побеждал под ним. Тогда в спортивных залах под прицелом телекамер поднимался наш флаг под звуки гимна. Трудно было достать само знамя. Первый флаг Назарову подарил мэр Канта – просто снял висевшее в его кабинете знамя.

В том же году появился гимн, хорошо известный всем нам. Комиссия отобрала текст и музыку из трех вариантов...

На крутых перевалах истории

Государство обязано защищать себя и своих граждан. Советская армия развалилась. Началась массовая распродажа ее имущества и вооружений, вплоть до вертолетов.

Указ о создании Национальной гвардии, с которой начинается история отечественных вооруженных сил, был подписан Акаевым еще в 1991 году. Через полгода срочно приглашенному на родину офицеру Абдыгулу Чотбаеву, ветерану афганской войны, предложили ее сформировать.

До этого ничего еще не было сделано. Но из разных концов Союза домой возвращались наши офицеры, служившие в советской армии. И дело пошло. Чотбаев вспоминает, что им дали бывшее помещение казармы царской армии. Полумазанное, полудеревянное. Потом весь городок и так далее.

Первой необходимо было организовать роту почетного караула, чтобы поддержать престиж страны. Не хватало военной формы, проблема была даже с кокардами на фуражки. Их вырезали из консервных банок, из жести, покрасив серебрянкой. И никто ничего не заметил, получилось красиво!

Рота начала действовать очень скоро, 20 июля ее бойцы принесли присягу. Но были и другие задачи. С самого начала солдаты Нацгвардии помогали бороться с последствиями стихийных бедствий. Например, Джалал-Абадского замлетрясения.

Тот год был отмечен множеством стихийных бедствий. Жалал-Абадское землетрясение, разлив реки Кара-Дарья, мощные сели. Но самое ужасное было впереди.

В августе вздрогнула земля от Таласа до Оша. Река Суусамыр поменяла свое русло. Десятибальное в эпицентре землетрясение, самое страшное за полвека, принесло огромные разрушения. Более 50 человек погибли. Многие тысячи остались без крова. Помогла Россия, поставив щитовые домики. Другие страны. Кыргызстан напряг свои силы, и никто не остался без крова наступавшей осенью.

92-й год начался с шоковой терапии, и для наших сограждан на самом деле стал годом шока, сломом привычного уклада жизни.
Он проходил под мыльные оперы из Латинской Америки по телевидению – Вероника Кастро в роли Марианны, Луис Альберто. Под обещания политиков. Под шум базарной торговли растущих рынков Дордой и Кара-Суу.

Этот год многим сломал судьбы, особенно интеллигенции, подавшейся в челноки и рыночные торговцы. Но активные люди не теряли надежды. Из них вырос слой предпринимателей. Они находили способы развивать свое дело. Как говорит Виктор Кадыров, была надежда на лучшее, и препятствия воспринимались как вызов и как шанс, открывавший новые пути.

Смотреть продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

10-06-2016
На крутых перевалах истории. 1993 год: В объятиях кризиса (3 серия)
23155

30-05-2016
На крутых перевалах истории. 1991 год: Прощание с советской империей (1 серия)
31275

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×