Добавить статью
10:41 21 Сентября 2016 42108
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Кимако-кыпчакский компонент в этногенезе кыргызов. Кимакский каганат – тоже наследие современных кыргызов?
(5 часть)

(Читать сначала)

(Читать 4 часть)

Глава II. Кимако-кыпчакский компонент в этногенезе кыргызов

Кимакский каганат – тоже наследие современных кыргызов?

Кимаки являются одним из видных тюркских этносов средневековья. Они, как хазары, уйгуры, тогуз-огузы, кыргызы, один из осколков древнетюркских каганатов. Территория влияния Кимакского каганата простиралось «от верхней Оби до Нижней Волги и от низовий Сырдарьи до сибирской тайги в период с IX по XI в.» [Гумилев, 1993, с.206]. Между тем, они довольно слабо изучены, в основном из-за того, что их письменные памятники, где они говорят о себе, пока еще не обнаружены. Вроде бы молчат о них и китайские источники. Все, что нам известно о них, дошло через сочинения средневековых арабо-персидских путешественников. В советской историографии сложились самые разные точки зрения об их происхождении. Так, Л.Н.Гумилев называл их «странным» или «позабытым» этносом [Гумилев, 1993, с. 206].

Л.Амбис, затем Ю.А.Зуев отождествили йемеков с племенем яньмо, упоминаемым в китайских источниках в связи с событиями VII в. в западно-тюркской среде. Но казахский востоковед Б.Э.Кумеков полагает, что имена кимак и йемек являются названиями одного племени [Кумеков, 1972, c. 32-42].

Распространенные в Верхнем Прииртышье в эпоху раннего средневековья погребения с конем Д.Г.Савинов считает принадлежащими йемекам. По его мнению, йемеки были потомками одного из телесских племен, яньмо [Савинов, 1976, с.95]. Г.Е.Грумм-Гржимайло считал это племя, янь-мань или янь-мэ, одним из телесских племен, населявших Тянь-Шань [Грумм-Гржимайло, 1926, с. 256, 269]. С.М.Ахинжанов полагал, что йемеки или яньмо были “исконно тюркским” племенем, которое жило в верховьях Иртыша с VII в. н.э. [Ахинжанов, 1976, с. 89]. Но среди телесских племен, упомянутых в раннесредневековых китайских источниках, племени янь-мань или янь-мо нет [Бичурин, 1950, с.301; Кюнер, 1961, с. 38]. Поэтому погребения с конем и оградки с изваяниями в Верхнем Прииртышье Ю.С.Худяков связывает с культурой древних тюрков Западного Тюркского каганата [Худяков, 2005].

Предполагается, что часть кочевников пришла из Семиречья и Притяньшанья, являвшихся центрами для Западного Тюркского и Тюргешского каганатов, после того, как их страна была завоевана карлуками. Откочевав на север, они стали основой для формирования новой конфедерации племен и нового государства – Кимакского каганата. К числу западных тюрков Д.Г.Савинов отнес племя имак или йемек и ими или эймюр [Савинов, 1984, с. 103]. В составе объединения он ок в Западном Тюркском каганате предки этих племен были известны под названиями чуи, чуми, чумугунь [Грумм-Гржимайло, 1926, с.259, 265, 269]. По предположению Ю.С.Худякова, появление и расселение йемеков и эймюров в Верхнем Прииртышье повлекло за собой распространение погребений с конем и поминальных сооружений с каменными изваяниями [Худяков, 2005].

Исследователи давно обратили внимание на сходство этнонимов кимак и кумохи на Дальнем Востоке. Еще российский ориенталист В.В.Григорьев связывал народ кумохи со средневековым народом Туркестана – кимак. Позже зарубежные востоковеды П.Пелльо, В.Ф.Минорский и К.Г.Менгес доказывали прочтение имени племени кумохи или хи в древнем варианте, сохранившемся в кантонском диалекте, как каи. Более того, французский синолог П.Пелльо убедительно доказал, что слово кумо – в китайской транскрипции кумоси является эквивалентом имени кумак-кимак.

Поэтому версия С.М.Ахинжанова, отождествляющая кимаков с урянхайцами, имеет обширную историографию и его, вопреки утверждению Б.Э.Кумекова, нельзя отнести к гипотезам, имеющим искусственный характер [Кумеков, 1994, с.17]. При этом надо заметить, что монгольское происхождение кимаков подтверждали такие знаменитые востоковеды, как И.Маркварт, Ю.А.Зуев и в недавнее время О.Прицак [Кумеков, 1994, с.17; Ахинжанов, 1989, с. 122]. Надо сказать, что имеются свидетельства о существовании названия кумак/кубак "змея" как раз в верховьях Иртыша [Ахинжанов, 1989, с.123-125].

На востоке Казахстана есть поселок, речка, гора и городище XIII-XV вв. под названием Уранкай [Ахинжанов, 1989, с. 206]. На западе Евразийских степей топонимы «уран» и «кай» и связанные с другими обозначениями змеи в тюрко-монгольских языках встречаются только на той территории, где проживали кимако-кыпчакские племена. Следовательно, кимаки-уранкаи на территории верховий Иртыша и Алтая являются народом пришлым, появившимся в IX в. со своей прародины. Свидетельством их переселений является существование топонимов «уран+кай» на географических картах Маньчжурии и Монголии, Казахстана и территориях, лежащих западнее их [Ахинжанов, 1989, с. 120].

По утверждению С.М.Ахинжанова, самоназванием народа кимак арабо-персидских источников было каи, что в монгольских языках означает змею. Имя уран они, возможно, получили от тюркоязычных соседей еще на прародине и затем в Восточном Казахстане. Что означает, в общем, змею, но уже в тюркских языках. Кимаки – были народом змей [Ахинжанов, 1989, с. 146]. Отсюда и композитный этноним уранкай [Ахинжанов, 1989, с.116].

Племя уран, в котором С.М.Ахинжанов видел кимаков, господствовало в конфедерации кыпчакских племен в Восточном Казахстане, в Сыгнакском владении [Ахинжанов, 1989, с. 235]. Племя под таким названием имелось среди кыпчаков и османских турок [Кумеков, 1994, с.17]. Позднее этноним уран среди тюркоязычных народов можно встретить только среди башкир [Кузеев, 1974, с. 354].

Имеются различные точки зрения по вопросу происхождения и этнической истории племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Из них можно выделить публикации Ю.А.Зуева, плодотворно работающего в республиках Средней Азии с 50-х гг. XX в., изучая вопросы этнической истории тюркских племен в средние века, своеобразно интерпретируя сведения восточных, в основном китайских письменных источников. Его труды отличаются превосходным знанием китайского языка, тюркской мифологии и лексики, оригинальным подходом к исследуемой проблеме.

Племя усуту-мангун, упоминаемое в «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина на территории Приангарья в XIII в., Ю.А.Зуев переводит как «речные драконы», отождествляя их с племенем аджилар (от авестийского слова azi- змей) в составе кимеков [Зуев, 2002, с. 133]. Эти сведения допускают возможность переселения кимаков в Прибайкалье. Примечательно, что усть-талькинскую археологическую культуру XII-XIV вв. относят к племену усуту-мангун, преемниками этой культуры считаются саха, истоки данной культуры связывают с проникновением кимако-кыпчакских племен в Южное Приангарье [Николаев В.С., 2003].

Предполагается, что кимаки могли иметь тайное, секретное название, которое являлось тотемическим символом и поэтому имело магическое значение. Этим именем могло быть обозначение змеи во всех тюркских словарях, джилан или йылан [Ахинжанов, 1989, с. 116-118]. Необходимо сказать, что подразделение башкирских кыпчаков елань принято связывать с этими джиланами или йыланами. Так, башкирский этнограф Р.Г.Кузеев считает, что "еланцы были в XIII-XIV вв. составной частью (родом) кыпчаков; исходя из высказывания информатора: "мы елан-кыпчаки" (без йылан-кыпсактар) [Кузеев, 1974, с. 363]. С ними отождествляется название рода саха – сылан.

Интересно, что С.М.Ахинжанов считал династию Шаруканидов династией племени уранкай (кимак). В этой связи особо следует отметить тот факт, что Карлу Менгесу удалось доказать, что антропоним Шарукан восходит "к венг. sarkan или его древневенгерской форме, имеющей значение "дракон" [Менгес, 1979, с. 172-173]. Таким образом, в истории Евразийских степей исключительную роль сыграл народ змей, дракона. Как предполагает С.М.Ахинжанов, народ лун (дракона), в которых он видит кимаков, упоминается в VIII в. в степях Центральной Монголии [Ахинжанов, 1989, с.123].

Можно привести тот факт, что у кимаков-уранкаев в центре их кочевий находилась гора Манкур. Имея в виду это, С.М.Ахинжанов кыпчакское племя манкуроглу связывает с кимаками [Ахинжанов, 1989, с.154-155, 263]. Скорее всего, название гор как тотем было закреплено за отдельной группировкой кимакских племен [Ахинжанов, 1989, с.107]. Ю.А.Зуев выдвинул тезис о возможном существовании нескольких "Манкуров", что обусловлено перемещениями самих кимеков [Зуев, 1992, c. 37]. В якутском предании идет речь о том, что предок саха Омогой Баай жил в далекой стране народа Монкуур [Боло, 1994, c. 23].

Сторонники обеих точек зрения при этом опираются на труд Махмуда Кашгарского, в котором сам автор, тюрк по своему происхождению, совершенно не упоминает кимаков. На правом берегу Иртыша, где размещают кимаков Гардизи и неизвестный автор "Худуд-ал-Алама", он знает племя кай. Однако на Иртыше он размещает также йемеков и рядом с ними татар [Ахинжанов, 1989, с. 104]. Безусловно, исходя из предания, зафиксированного Гардизи, можно сказать, что йемеки и татары входили в состав кимакского объединения, но не они определяли основу этого иля [Ахинжанов, 1989, с. 104].

По свидетельству Махмуда Кашгарского, у народа каи (т.е. кимаков), так же как у татар, был "свой язык", и в то же время они хорошо владели тюркской речью. Из исторических сведений известно о том, что племя каи или си (хи) последовательно входило в состав каганатов, возглавляемых древними тюрками, сеяньто и уйгурами [Ахинжанов, 1989, с. 113-114].

В качестве доказательства правоты своей гипотезы Б.Э.Кумеков часто приводит тот факт, что в мусульманских источниках название племени возможно зарегистрировано в "Худуд-ал-алам", где упоминается столица кимаков – "Намакия", которую В.Ф.Минорский представляет как "Йемакию" [Кумеков, 1972, c. 39-41, Арабские источники… c. 18].

В результате трудов Д.Г.Савинова принято отождествлять сросткинскую культуру с кимаками. Исторической родиной кыпчаков, по Д.Г.Савинову, является Верхнее Приобье, в формировании культуры кыпчаков, принимали участие носители верхнеобской и таштыкской культур [Cавинов, 1979, с. 55-56]. По его утверждению, археологические памятники кыпчаков IX-X вв. н.э. можно выделить в рамках сросткинской культуры. Однако В.А.Могильников не согласился с отнесением сросткинской культуры к кимакам [Могильников, 1981, с. 45].

В дальнейшем он выделил на материалах памятников, раскопанных в Степном Алтае, четыре этнические группы средневековых кочевников. Погребения по обряду ингумации со шкурой или чучелом коня он отнес к огузам, захоронения по обряду кремации - к енисейским кыргызам, захоронения по обряду ингумации - к местному “кимако-кыпчакскому этносу”, погребения с конем - к тюркам Горного Алтая. В.А.Могильников предположил и появление в Степном Алтае монгольских этнических групп [Могильников, 2002, с.123-125].

Кимакский союз сложился в IX в. и в него первоначально входило семь племен: имак (йемек), ими (эймюр), байандур, татар, ланиказ, аджлад и кыпчак [Савинов, 1984, c.103-104]. Среди тюркских народов этнонимы, включающие элемент «бай», являются широко распространенными. Байандур – одно из 24-х огузских племен [Кузеев, 1972, с.329]. Название кимакского племени байандур принято сопоставлять с берендеями, племенем торков-гузов, вошедших в состав половцев.

Кимаков (Кумоси, Си, Хи) даже считают монголоязычным племенем, стоявшим во главе союза тюркоязычных племен Цзубу, куда даже входили хори (курыканы) и туматы (дубо). Таким образом, Ж.Сабитов поддерживает мнение С.М.Ахинжанова о позднем появлении кимаков на Иртыше, не раньше начала XI в. после падения державы Цзубу в Монголии [Сабитов, 2015]. Кимаки - это известные по китайским летописям Кумоси и Йемеки, согласно Махмуду Кашгари, а Каи - это известные по китайским летописям Белые Си (Бай Си) и Дидоуюй (татабы) [Сабитов, 2015].

Кимаки упоминаются в арабо-персидских источниках еще в IX-X вв. К тому же С.М.Ахинжанов с каи связывал только вторую волну уран-каев с Центральноазиатских степей, первая волна кимаки – племени уран мигрировали еще после падения Уйгурского каганата [1989].

Исследователи обращали внимание на то, что в кимакской области Кыркырхан, по сведениям "Худуд-ал-Алам", жители некоторыми обычаями напоминали кыргызов. По древней версии эпоса "Манаса", Манас был внуком Каркары. Народ же Манаса именовался кыпчаками Каркары. Кыргызские племена именуются в этом сочинении чаще кыпчаками и сравнительно редко кыргызами (напомним, современный кыргызский язык принадлежит к кыпчакской группе).

Таким образом, происхождение кимаков связано с тюркоязычными племенами, входившими в состав I и II Тюркского, Уйгурского каганата. После падения могущественных тюркских каганатов на территории Монголии, их население устремилась на запад. Сами кимаки могут быть связаны с йемеками – яньто. Если племя кыпчак происходит от более древних сиров - сйе, то второе имя яньто двойного этнонима сйеяньто обозначает племя яньмо-йемек, в которых видят кимаков. Следовательно, племя сйеяньто можно воспринимать в качестве древних кимако-кыпчаков.

Кимаки как этнос, проживавший отчасти в границе степной и таежной зон Западной Сибири, безусловно, является предковым для сибирских тюрков. В качестве их потомков выдвигаются этнические группы сибирских татар и североалтайских этносов. Ранние кимаки – сибирский этнос, занимавшийся охотой и рыболовством, оседлым скотоводством; следовательно, тюркоязычные народы – таежные скотоводы с комплексным хозяйством (охота, рыболовство, земледелие), были им близки по ряду параметров.

Кимакская конфедерация сформировались в результате миграции племен, ранее входивших в состав Западнотюркского каганата, бежавших в Иртыш уйгурских племен и их союзников, частей древнемонгольского союза племен татар-цзубу (сог-по) и хи (кумохи). Кимаки позднее полностью превратились в кыпчаков, с ними можно отождествить племена уран и каи в составе кыпчако-половецких племен. Кимако-кыпчакская теория происхождения кыргызов, выдвинутая К.И.Петровым, сейчас является доминирующей в изучении кыргызского этногенеза. Кимакская область Каркырхан, населенная кыргызами, возможно, является местом зарождения этнического ядра современных кыргызов.

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

15-03-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: племя Тумат
(21 часть)
59407

15-02-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Баргуты - поиск потомков в евразийском регионе
(20 часть)
30032

30-01-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Бома (алаты) – предки алат кыргызов
(19 часть)
28809

19-01-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Ангарская провинция кыргызов
(18 часть)
31140

28-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Алтайцы – этнос, наиболее близкий к кыргызам
(17 часть)
53605

23-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Проблема происхождения хакасов
(16 часть)
34016

14-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Этнонимы «бурут» и «бурят» имеют единое происхождение?
(15 часть)
44441

01-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Монгольские народы и кыргызы - общность исторических судеб в Центральной Азии
(14 часть)
65303

22-11-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Меркиты – загадочное племя Центральной Азии
(13 часть)
36926

16-11-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Загадочное племя кереитов
(12 часть)
36824

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×