Добавить статью
9:39 25 Октября 2011 74701
Некоторые факты об Абдылдабеке Алымбек уулу

Абдылдабек Алымбек уулу - старший из сыновей знаменитых Алымбека-датка и Курманджан-датка. Известно, что продолжая славную семейную традицию, они воспитали, привили любовь к Отечеству, служение во благо своего народа, честь и достоинство в своих сыновьях. Всего их было пять: Абдылдабек (1837-1876 гг.), Баатырбек (1839-1885 гг.), Маамытбек (1843-1913 гг.), Асанбек (1849-1909 гг.) и Камчыбек (1849-1895 гг.). Как продолжатели дела знаменитого семейства они занимали важные места в системе управления на местах как периода Кокандского ханства, так и Российской империи. Разумеется, все они имели огромный авторитет среди населения, благодаря именитым родителям, да и сами были способны на многие дела.

Однако в данном случае нам хотелось бы остановиться на некоторых фактах из жизни старшего из них - Абдылдабека Алымбек уулу.

Абдылдабек оставил заметный след в истории своего народа в период колонизации, завоевания Российской империей юга Кыргызстана. Это одна из тех исторических личностей нашего народа, чья жизнь мало изучена. Мало кому известно, что он был назначен Худояр-ханом беком Ошского вилаета и служил в течение 1865-75 гг., после гибели занимавшего это место своего старшего брата, приемного сына Алымбека-датки – Жаркынбая, последний занимал этот пост с 1862 по 1865 гг., погиб под Ташкентом в войне с генералом А.Черняевым.

Абдылдабек - это человек, имеющий непосредственное отношение к городу Ош, ибо ещё со времен Кокандского ханства, начиная с 1865 г., являлся беком, акимом Оша, по некоторым данным и Андижана. В свое время он получил права на управление и сбор налогов от жителей Оша и близлежащих районов в пользу Худояр-хана.[1] В эти годы, унаследовав от отца многие его качества, Абдылдабек правил и заботился о своем народе, защищал их интересы, содержал Ак медресе Алымбека-датки.

В инайатнамэ, выданном Абдылдабеку, правителю Оша, самим Худояр-ханом говорилось:

«В настоящее время да знают и ведают все хакимы и амины, и казии, и благородные улемы, и шейхисламы, и (все лица)... чубаризат-пансат Абдуллабек-датка купил на берегу сая вилайета Оша многочисленные лавки с пригодной для застройки землей, превратил в вакф медресе построенного его отцом, покойным Алымбеком-парваначи (и) изготовил вакфную грамоту, украшенную печатями казиев и улемов, которая удостоилась рассмотрения светлым взором нашего величества…» …В месяц раджабе почитаемом года 1292 (1875 г.)». Однако, документ скреплен малой печатью Худояр-хана с датой 1279 г.х. (1865 г.).[2]

Этим документом Худояр-хан фактически освободил Абдылдабека от всяких налогов.[3] В нем для нас особый интерес представляет сообщение о том, что сам Худояр-хан, трижды восходивший на ханский трон Коканда, в своем инайатнамэ называл Абдылдабека датхою (датха - по-узбекски). До последнего времени народ, историки и даже потомки Абдылдабека не знали о том, что он, как и родители, удостоился этого звания. Мы полагаем, что хан и его канцелярия были очень внимательны и довольно точны в раздаче зва­ний, титулов, чинов или должностей.

Следовательно, согласно данному документу, мы можем утверждать, что Абдылдабек в свое время все же удостоился звания датка. Мы полагаем, что он получил звание датка после третьего восшествия Худояр-хана на трон, который соответствует 1865 году. Это к тому, что некоторые считают, что внутренние общественно-политические раздоры вынудили пойти на этот шаг Худояр-хана. В то время ему нужна была поддержка и самого Абдылдабека, и кыргызов под его предводительством. Возможна и другая версия, что данное пожалование Худояр-хана могло быть и в 1875 г., когда трон под властью Худояр-хана пошатнулся. И в первом, и во втором случае он, пожаловав Абдылдабеку столь высокое звание, хотел перетянуть на свою сторону наследника Алымбека-датки, а вместе с ним заполучить поддержку не только кыргызов Алая, Оша, но и всех южных кыргызов. В этом предположении мы опираемся на дату, указанную в инайатнамэ - 1875 г. Вполне вероятно, что это было время начала восстания Пулат-хана против Худояр-хана и его приближенных.

Известно, что Абдылдабек, несмотря на свое высокое, аристократическое происхождение, был одним из близких сподвижников самого Пулат-хана – Исхака молдо Асан уулу. Кстати, ещё при Худояр-хане Абдылдабек носил воинский чин, звание и должность пансат, что означает «пятисотник». Это лишнее свидетельство в историко-политическом портрете Абдылдабека. Другой документальный источник - грамота инайатнама, выданная тому же Абдылдабеку и скрепленная 20 печатями улемов и казиев, устанавливала границы землевладения, купленного им и пожертвованного в пользу медресе своего отца в самом городе Ош, а также прилегающих территорий.

Известные события 1875-76 гг. внесли многие коррективы в жизнедеятельность Абдылдабека. Включение новых территорий в состав Российской империи сопровождались конкретными военно-политическими и социально-экономическими мероприятиями со стороны русских властей в соответствии с требованиями военного положения по отношению к кыргызам. Так, в рапорте командующего войсками Туркестанского округа генерал-адъютанта К. фон Кауфмана Военному министру Российской империи в июле 1876 г. сообщалось:

«…в продолжении всей Кокандской войны... вопрос о подчинении кара-киргиз представляется, довольно продолжительное время невыясненным, ...естественные препятствия в ущельях и долинах первоклассного хребта... и усилившие оборонительные средства кара-киргизов, давали им преувеличенное понятие о неприступности их кочевок и безнаказанности за участие в войне самозванца Пулат-хана с русскими. В виду этих соображений некоторое промедление в конце февраля этого года, в заявлении покорности кара-киргизскими родами, кочующими около Оша и Уч-Кургана, в связи с происками Абдуллабека и матери его, вдовы Алимбека, Мамаджан (Курманджан - авт.), заставили генерал-майора М.Д.Скобелева действовать решительно и двинуться 31 марта в урочища Гульча с отрядом из 3-й и 4-й Оренбургских и 1-й Семиреченской сотен, стрелковой роты 4-го Туркестанского линейного батальона».[4]

Это фактически были первые попытки русских войск продвинуться в долину Алая и скорее освободить караванное сообщение с Кашгаром. Чуть позже в этих целях, после подавления основных очагов восстания Пулат-хана и Абдылдабека, во многих территориях ханства, в том числе и в городе Ош, накануне Алайской экспедиции Российские власти дислоцировали внушительное количество войск. Это 4-й Туркестанский линейный батальон - штаб и 4 роты, 2-й Туркестанский стрелковый батальон - штаб и 3 роты, 1-я сотня Оренбургского казачьего войска, 2-я сотня Сибирского казачьего войска, 2-я батарея 1-й Туркестанской артиллеристской бригады.[5] Стало быть, Ош выбран русскими военачальниками как важный военно-стратегический пункт. Согласно рапорту командующих войсками Ферганской области М.Д.Скобелева и Г.А.Колпаковского, Ош был выбран ими в качестве исходной позиции в походе против повстанцев Алая, сторонников Абдылдабека, которые укрепились на очень выгодных позициях в местности Янги Арык (Жанырык - авт.) и тем самым закрыли караванные пути в Кашгар.[6]

Согласно архивным документам, в ходе военной экспедиции 3 июня 1876 г. М.Д.Скобелев опубликовал воззвание к киргизам, кочующим между Ошем и Алаем, призывая: «...не присоединиться к шайке Абдуллабека, Абду Керим-бека, Сулейман-бека».[7] Вскоре 21 июля он же выпускает и распространяет прокламацию «...к кыргызам ...(рода) Япалак, Тулейкен, Явуш, Хажбек, Бури, Кукча, Джилгильда, Ятук, Хуш, Тауке, Барга, Бакал, Сувай, Ульжеке, Джури, Кара барга, Сары барга, Таз барга, Сартлар объявляю, что по воле могущего ярым падишаха, я иду с храбрыми войсками белого царя водворить порядок между Алайских кыргызов и принять от них присягу на верность белого царя к державе которого они вечные времена присоединены... Я иду ...с желанием мира, спокойствия и счастья всем кара-киргизским родам... Я предлагаю аман всем родам, которые вышлют ко мне своих биев с покорностью и будет исполнять мои приказания».[8]

Видимо сила русского оружия, вышеуказанные воззвания и прокламация сыграли свою роль и заставили кыргызов идти на уступки и покорение. Так, по результатам первого периода Алайской военно-научной экспедиции, изъявившее покорность кочевое население Ошского уезда получило аман с обязательством:

1. Уплатить зякет в полуторном размере;

2. Сделать колесную дорогу от Гульчи через Талдык даван в долину Кызыл-Су по примеру Ошско-Гульчинской;

3. Представить в виде контрибуции 150 годных для строевой службы лошадей для конных стрелков.

В административно-территориальном отношении население Ошского уезда разделены на три волости:

1. Гульчинскую, волостным назначен мунгуш Ишан Кульбий (возможно, Эшенкул-бий или Ишенкул-бий - авт.);

2. Ак-Буринскую, волостным назначен адигине Мулла Мирза;

3. Наукатскую, волостным назначен адигине Наллибай-бий. Волости подразделены на отделения, во главе которых стоят бии.[9] Как видим, на первом этапе дети Алымбека и Курманджан не были привлечены к новой администрации. Об этом периоде жизни Абдылдабека имеется целый ряд ценных материалов в многочисленных русскоязычных документальных источниках. Для нас важны сообщения об участии жителей Оша и близлежащих аилов в восстании кыргызов в 1875-76 гг. под руководством Пулат-хана - Исхака молдо Асан уулу. Они свидетельствуют о том, что заговорщики, бывшие сторонники Худояр-хана, «вступили в тесные сношения с самозванцем – мятежником неким Пулат-ханом, выдавшим себя за сына Алим-хана, сына Нарбото-бия».[10] «Одновременно с этими событиями стали переходить на сторону мятежников города: Ош, Наманган, Маргелан и Асаке».[11]

Ошане не просто участвовали в восстании против Кокандского ханства, а впоследствии и против русских, но и принимали в нем самое активное участие, ибо одним из сподвижников и самым близким человеком Пулат-хана был не кто иной, как Абдылдабек, сын Алымбека и Курманджан-датки, много лет правивший Ошем. Авторитет Абдылдабека в народе был очень высоким. Да и сам Пулат-хан стал очень популярным в течение короткого времени. На наш взгляд, Пулат-хан поднял и возглавил восстание кыргызов не без согласия Курманджан-датки. Мы не будем вдаваться в подробности восстания кыргызов в 1875-76 гг. отметим лишь то, что восстание было подавлено не силой Кокандского ханства, а силой русского оружия и армии.

Не меньший интерес представляет для нас судьба Абдылдабека после подавления и ликвидации основных очагов восстания под руководством Пулат-хана. Известно, что с 10 октября 1875 г. по 30 января 1876 г. Абдылдабек состоял беком Коканда при Пулат-хане[12] и, поскольку был одним из его близких сподвижников,[13] продолжал воевать с русскими и после поражения восстания до конца 1876 г.

Русские военачальники были обеспокоены непокорностью Абдылдабека и после поражения восстания под руководством Пулат-хана. В телеграмме Колпаковского от 16 марта 1876 г. на имя К.П.Кауфмана говорилось, что «кара-киргизские роды, под предводительством Абдуллабека, ныне сосредоточены в Гульче, не изъявляют еще покорности. Должно ожидать, что после перекочевки на Алай, которую он предпринимает через две недели, кар-киргизов трудно будет подчинить нашей власти, посылаю в Ош генерала Скобелева. Кара-киргизам дан трехдневный срок для изъявления покорности и взноса части кибиточного сбора, в противном случае, киргизы будут мной приведены к повиновению».[14]

Для усмирения восставших вокруг Оша и Алайской долины еще 23 февраля 1876 г. по приказу генерала Г.А.Колпаковского в Ош выехал со своей армией М.Д.Скобелев.[15] Первые военные столкновения между русскими войсками и ополченцами Абдылдабека произошли в местности Жанырык, где кыргызы не могли противостоять русскому оружию и Абдылдабек вынужден был бежать в глубь горных массивов Алая, Кара-Кульджи и Узгена. В этих районах он вновь собрал силы против русских, о чем и сообщалось в документальных источниках.[16] Из приказа командующего войсками Туркестанского военного округа К.П.Кауфмана от 26 июля 1876 г. становится ясным, что впоследствии были посланы специальные войска под началом генерал-майора Скобелева для подавления сподвижников Пулат хана, в том числе и Абдылдабека.[17] Перед началом похода генерал Д.М.Скобелев обратился сначала с воззванием, а затем со специальной прокламацией к кыргызам Оша и Алая,[18] суть которых была изложена нами ранее.

Целью «Военно-научной Алайской экспедиции» М.Д.Скобелева, начавшейся 26 июля 1876 г., было уничтожение последних очагов восстания во главе с Абдылдабеком. Алайская экспедиция выступила тремя колоннами: первую возглавил полковник Витгенштейн, который выехал из Оша через Папан, Шат, ущелья Турук в Алайские горы; вторую - подполковник Вардер и капитан А.Н.Куропаткин, будущий военный министр Российской империи (через Уч-Коргон в сторону Чон Алая), а третью - колонну сам М.Д.Скобелев и М.Е.Ионов. Они выступили из Оша в Гульчу, далее через Сопу-Курган вглубь Алайских гор. Кстати, русских карателей сопровождали и кыргызы - Шабдан Жантай уулу со своими джигитами.[19] Он по-своему выполнял свою миссию.

Действия русских войск были не совсем удачны. Самой большой их удачей было пленение матери Абдылдабека Курманджан-датки. Однако при личной встрече, назвав её «царицей Алая», М.Д.Скобелев отпустил её. После этого был проведен целый ряд переговоров и переписок с восставшими об их подчинении русским властям.

Абдылдабек был непреклонным. Он с самыми близкими и преданными сподвижниками и братом Мамытбеком ушел на Памир, далее в Афганистан. Там и погиб[20] один из славных сыновей кыргызов, правитель, бек Оша или Ошского вилайета, сподвижник Пулат-хана Абдылдабек Алымбек уулу.

Только благодаря независимости и суверенитету Кыргызстана мы получили возможность восстановить славные имена многих героев нашего народа. В их число смело можно включить и Абдылдабека.

Абытов Байболот Капарович, доктор исторических наук, профессор, проректор по учебной работе ОшГЮИ

[1] Молдокасымов К. Курманжандын коз жашы. -Бишкек, 1991. 7-б.

[2] ЦГА РУз. -Ф. И. -19. Оп. 1. Д.34947. Л.4-5; Плоских В.М. Вакф медресе...-С.49

[3] ЦГА РУз. -Ф. И. -19. Оп. 1. Д.34947. Л. 2-3.

[4] ЦГА КР. Ф.И. 75. Оп. 1. Д.53. Л.1-2.

[5] ЦГА РУз. Ф. 715. Оп.1. Д.67. Л.50; ООГАПД КР. -Ф. 50. Оп. 1. Д.121. -Л. 3-4 обор.

[6] ЦГА РУз. -Ф. 715. Оп.1. Д.67.-Л.301-302, 357, 398; Д.68. -Л.232-240; ООГАПД. -Ф.50. Оп.1. Д.112;Л.1-3,7,86.

[7] ЦГА РУз. -Ф.715. Оп. 1. Д.68. -Л.180; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л. 7.

[8] ЦГА РУз. -Ф.715. Оп.1. Д.68. -Л.195; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л.10, 10 обр.

[9] ЦГА КР. -Ф.И.75 Оп. 1. Д.53. Л. 34-38,43-47,50,53-54,68-71, 75-81. Копия; Кыргызстан-Россия. -С.417.

[10] Кауфманский сборник, изданный в память 25- летия истекших со дня смерти покорителя и устроителя Туркестанского края генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана. -М., 1910. -С. I - III.

[11] Кауфманский сборник... -С.I-IV.

[12] Кененсариев Т.К. Кыргызстандын ...- 281-282-б.

[13] ЦГА КР. Ф.И. 75. Оп.1. Д. 53. Л.21-22; ЦГА РУз. -Ф.715. Оп. 1. Д.66. Л. 225; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л.13, 13 обр.

[14] ЦГА КР. Ф.И. 75. Оп.1. Д.52. Л.102-103.

[15] ЦГА РУз. -Ф.715. Оп. 1. Д.67. Л.301-302, 357, 398; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л.1-2, 7, 10.

[16] Кененсариев Т.К. Кыргызстандын ... -282 -б.

[17] ЦГА КР. Ф.И. 75. Оп.1. Д.53. Л.21-22. Копия; Кыргызстан - Россия... -С.406-407.

[18] ЦГА РУз. -Ф.715. Оп. 1. Д.67. Л.357. Д.68. Л.180; ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л.7, 12.

[19] ЦГА КР. Ф.И. 75 Оп. 1. Д.53. Л. 34-38,43-47,50,53-54,68-71, 75-81. Копия; ЦГА РУз. -Ф.715. Оп. 1. Д.68. Л.232-240, ООГАПД. -Ф.50. Оп. 1. Д.112. Л.3.; Кыргызстан-Россия. -С.410-421

[20] Кененсариев Т. К. Кыргызстандын... -296, 304-б.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

01-11-2019
Становление милиции Кыргызстана
41398

17-05-2019
Какие факты о Великой Отечественной войне не нужно забывать
42887

22-04-2019
Ош как важный военно-стратегический, торгово-экономический и культурный центр Великого Шелкового пути
32076

24-07-2018
Ош в конце XIX – начале XX века
27736

11-07-2018
Об отношениях Курманджан-датки и российских царских властей
43941

18-05-2018
Алымбек Датка и Алымкул Аталык: соратники в политике или непримиримые конкуренты?
36505

03-03-2017
Государственному флагу Кыргызской Республики – 25 лет
49561

29-06-2016
А.Ф.Керенский ким? Кыргыз элинде, жеринде анын атын түбөлүккө калтырууга татыктуубу?
82324

05-05-2016
Архивдер түгөнбөс кенч, чыныгы тарыхый мурастар байлыгы
38389

08-04-2016
Махмуд Кашгарский - великий энциклопедист, выдающийся ученый-тюрколог
94797

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×