Добавить статью
12:27 14 Сентября 2016 0
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов
(4 часть)

(Читать сначала)

(Читать 3 часть)

160914map

О границах Кыргызского каганата в период великодержавия сообщается следующее: «На востоке от нее – область Чин и море – Восточный океан, на юге от нее – пределы тогузогузов и частично халлухов, на западе от нее – пределы расселения кимаков и (на севере) – необитаемые страны севера» [Материалы по истории кыргызов, с. 140].

В эпоху Великодержавия существенно расширились границы каганата на востоке, севере и западе и как было сказано на юге. Стали кыштымами кыргызов воинственные племена бома – страны Пестрых лошадей, живших на территории современного Красноярского края и Кемеровской области, в результате они полностью исчезают как самостоятельное объединение, вместо них появляются многочисленное племя куштеми. Походы кыргызов Енисея доходили вплоть до Байкала. На востоке в пределы кыргызских владений вошла долина р.Кан, на севере – Ачинско-Мариинская лесостепь и долина Енисея вплоть до устья Ангары. В этих районах обнаружены кыргызские памятники IX-X вв. н.э. На западе и северо-западе в орбиту кыргызского влияния вошли Северный Алтай, Притомье и лесостепное Приобье [Очерки истории Хакасии, 2008, с.141].

В державу кыргызов входила Ангкола, в этом названии можно увидеть Ангару. Следовательно, Приангарье, под этим термином подразумевается все Прибайкалье, могло входить в состав Кыргызского каганата. Но под Ангколой, т.е. Ангарой, мог подразумеваться Средний Енисей, сливающийся с Ангарой при ее впадении.

Фольклорные сведения о существовании погребального обряда трупосожжения у племени кыргысов, проживавших на Средней Лене, свидетельствует о реальности проникновения на территорию Якутии представителей енисейских кыргызов, имевших подобный обряд. В то же время в некоторых легендах сами прародители народа саха происходят от народа кыргыс. Прародитель саха Эллэй в большинстве случаев происходит из племени кыргысов, кыргыс Сарабай Баай и его дочь Сахсары или Сайсары считаются предками народа саха. Следовательно, кыргызы могли участвовать в этногенезе бурятского и якутского народов на территории Прибайкалья.

Период возвышения Чингисхана и его монголов застает енисейских кыргызов вновь замкнутыми в рамках Минусинской котловины, где они жили отдельными княжествами. Сначала кыргызы добровольно подчинились огромной армии Джучи, затем с союзными племенами туматов подняли мощное восстание во времена правления Хубилая. Тот факт, что они приняли сторону мятежника Наяна, выступавшего за кочевые традиции, позволяет думать, что они снова восстали против преобладания китайских традиций, за верховенство в степях Центральной Азии.

В Монгольскую эпоху страна кыргызов состояла из пяти областей: Кяньчжоу (р.Кемчик), Иланьчжоу (илан - змея), Анкэла (Ангара), Ханьхана (Хапханас) и Усы. В них видят Енисейский край (Кем), степную часть Южной Тувы, Приангарье, видимо, район Среднего Енисея и Северного Приангарья, высокогорную Тоджу (капкан) и долину реки Ус. Таким образом, можно сказать, что в монгольскую эпоху Кыргызское государство переживало период феодальной раздробленности.

По словам Л.Р.Кызласова, в областях Киргиз и Кэм-Кэмджиут в XIII в. политическое господство принадлежало феодалам из рода Кыргыз. По данным «Юаньши», кыргызы возникли в результате смешения 40 девушек земли Хань с мужчинами Усы. По свидетельству Рашид-ад-дина, в областях Киргиз и Кэм-Кэмджиут было много городов [История Хакасии, 1993,с. 62].

До вторжения монгольских полчищ ставка кыргызского хана находилась в долине Абакана. После завоевания монгольским ханом кыргызской земли центральная власть перенесла свою ургу (ставку) на север и укрепилась в долине Июсов [Бутанаев, 2008, с.158]. По другим данным, глава Кыргызского государства имел орду в местности Узюм под горой Уй-таг в долине Абакана [Бутанаев, 2008, с.156].

Население Кыргызского каганата платило налоги пушниной, соболями и белками. Совершеннолетние мужчины всех бу считались военнообязанными и должны были нести повинности, были «теми, кто обязан служить и работать» [Кычанов, 1997, с. 129]. В Кыргызском государстве налоги и дань взимались натурой. Китайские источники сообщают: «Ясачные вносят подати соболями и белкой». В памятниках рунической письменности встречается слово «йака» - плата, вознаграждение [Бутанаев, 2008, с. 122]. Первыми в Сибири ясак в виде пушнины стали взимать не служилые люди московского государя, не татаро-монгольские завоеватели, а енисейские кыргызы.

Ясак кыргызов был систематическим, почти «окладным сбором», который нормировался только княжеским рангом. Кроме пушнины, железных и других изделий, а также скота ясак брали с кыштымов и хлебом. Кыргызские князья эксплуатировали кыштымы и путем различных торгово-ростовщических операций, которые носили кабальный характер. Долговые платежи превращались в тот же албан (ясак), который вносился князьям-кыргызам [История Хакасии, 1993, с.151].

Кыргызский каган имел свое законодательство. За воровство полагалась смертная казнь. Мятеж, измена и дезертирство из рядов армии также наказывались подобным образом. Кыргызский каган имел ставку в горах, в городке, окруженном частоколом [Кычанов, 1997, с. 125].

В енисейских эпитафиях сохранилось полная титулатура аристократии енисейских кыргызов. Так, в рунической надписи, найденной на территории Тувы, Чаа-Холь II, упоминается имя Эльчи-чор Кюч Барс. Чор – наследственный и должностной титул, дававшийся молодым людям, которым предстояло занять высшие посты в государстве, т.е. ‘наследный принц’; эльчи означает присланный, командированный из центра; барс отражает, родовое имя (фамилию); эпитет кюч ‘сила’ - собственное почетное именование меморианта [Кормушин, 1977,с. 107].

Кыргызами управляли семь цзайсянов и три тутука, которые управляли бу (подразделениями государства, крупными административными единицами), десятью посыльными (чжиши), пятнадцатью делопроизводителями (чжанши), непостоянным количеством генералов (сангунов) и тарханов (сборщиков налогов) [Там же, 1997, с. 124].

По мнению Ю.С.Худякова, в Кыргызском каганате «система управления войсками» и «государственная организация» совпадали. В кыргызских чиновниках высшего ранга он видит командующих туменов и полутуменов [Васютин, Дашковский, 2009, с. 236].

Титул государя «древних хакасов» Ажэ Л.Р.Кызласов отнес к самодийской лексике: ассе – «отец страны» [Кызласов Л.Р., 1959, с.81]. С.Е.Яхонтов и Г.П.Супруненко попытались реконструировать термин ажэ как инал. Как сообщал Абульгази, в XVII в. «Кыргызы своего правителя называют Иналь: это слово у них то же, что у монголов (каан) и таджиков - падишах» [Абульгази, 1906, с. 39]. Е.И.Кычанов на основе китайских источников термин «ажэ» считает и титулом, и клановым именем (син) правящего дома [Кычанов, 1997, с.129].

Более убедительным является вывод В.Я.Бутанаева, что азы или народ ач древнеенисейских эпитафий соответствует названию династии Ажо. Согласно китайским летописям, фамилия Ажо происходила из одного рода с царствующим в Китае домом Тан, уходящим своими корнями к знаменитому полководцу Ли Лину. В подтверждение своей версии В.Я.Бутанаев приводит наличие сеока «ажыг» в составе хакасов [Бутанаев, 2008, с.116].

В Минусинской котловине в целом сложилась оседлое земледельческое хозяйство. Кыргызы выращивали просо, ячмень, пшеницу, развивалось железоплавильное и кузнечное ремесло, сложились устойчивые торговые связи «внутри государства» и с соседями. Социальный строй енисейских кыргызов С.А.Плетнева оценивает как «развитой феодальный», а форму организации власти – как государственную. В качестве правящей элиты выступал род «кыргыз» во главе с каганом. Она оценивала Кыргызский каганат в качестве государственного образования, а не кочевого вождества. Для управления поступления дани подчиненных племен, существовала административная система и шесть разрядов чиновников, строго следивших за налогами, выполнением законов и дисциплиной в войсках [Васютин, Дашковский, 2009, с. 240].

Л.Р.и И.Л.Кызласовы выделили отдельную аскизскую культуру V-XIV вв., которая показывает влияние и развитие Кыргызского каганата. Появление «крепостей-убежищ» на территории Хакасии и Тувы они объяснили феодальной раздробленностью. Условно были выделены отдельные княжества: «Хакасия», «Кишдим» (Тува), Уйгурия (Монголия), Алтай [Кызласов Л.Р, 1984, с. 134-135].

Ю.С.Худяков вместо аскизской, тюхтятской и чаатас культур, показывающих развитие одного общества, предложил называть XI-XII вв. в рамках кыргызской культуры периодом «суэктэр» по названию основного вида памятников Минусинской котловины данного времени [Васютин, Дашковский, 2009, с.241].

Таким образом, Древнехакасскую державу или Кыргызский каганат нельзя назвать кочевой империей, т.е. суперсложным вождеством, зато она вполне соответствует понятию раннего государства. Н.Н.Крадин называет приемлемым назвать организацию управления государством, если она состоит из большего числа людей [Базаров, Крадин, Скрынникова, 2009]. Т.е. наличие бюрократии свидетельствует о существовании государства. Как мы видим, у древних хакасов или кыргызов было в наличии существование разветвленного бюрократического аппарата и взимание налогов.

Признаками наличия раннего государства являются существование специальных чиновников, аппарата судей, письменного свода законов [Там же, с.281]. Кыргызский каганат обладал всеми этими признаками. После прекращения завоеваний отпала необходимость в централизованной военно-административной системе, Кыргызский каганат стал распадаться, как и многие средневековые, феодальные государства. На первое место выдвинулись наместники отдельных областей с подчиненными им бегами, в центре государства образовались две области «киргиз» и «кем-кемджиут» во главе с иналами, а за каганом сохранились только сакральные функции [Васютин, Дашковский, 2009, с.241].

Как видно, кыргызское государство имело все признаки раннего государства. Это и развитая титулатура, показывающая наличие управленческого аппарата. И государственная религия в виде манихейских культов и взимание ясака – налога, также своя письменность. Наследниками этого государства можно считать и другие тюркоязычные народы Южной Сибири. В период великодержавия кыргызы распространились вплоть до Байкала и Северной Монголии, Западной и Восточной Сибири. Изучение первого сибирского государства может стать чрезвычайно актуальным в связи со значением Сибири в экономике России.

Слово кыргыз было экзоэтнонимом, поэтому в енисейских надписях этот термин никогда не встречается. Он отмечен в единственной надписи из Суджи, Монголия, в земле кыргызов, после завоевания его кыргызами в середине IX в.: «Я сын кыркызов» [Кормушин, 2008, c. 311].

Азы 160914 считаются народом, который жил в Когмэнских горах. Г.П.Айдаров утверждает, что по материалам орхонской письменности, азские народы были сильным енисейским народом. Знак 160914  он читает как кырказы, хотя более распространено чтение его как кыркызы [Айдаров, 1971].

В памятнике в честь Кюль-Тегина говорится об «азском народе» (аз будун) кыргызского кагана Барс-бега. Многие тюркологи, включая известного ученого С.Е.Малова, читают выражение «аз будун» как «немногочисленный народ» и не вкладывают в него этнического понятия. В тюркских языках слово «аз» имеет также значение – «малый, незначительный». В.В.Радлов и Н.Н.Козьмин первоначально читали эти строки как: «Я устроил страну Аз-кыргызов» [Козьмин, 1925, c. 8].

Согласно мнению тюрколога И.В.Кормушина, часть азов обитала по южную сторону Западного Саяна, а другая, главная часть, базировалась на севере от Саян, на территории Саян, на территории современной Хакасии, в непосредственной близости от кыргызов [Кормушин, 1977, c. 12].

По мнению В.Я.Бутанаева, азы обитали не в таежных массивах Западных Саян (Когмены), а на степных просторах Предсаянья, т.е. в долине Абакана. В памятнике в честь Кюль-Тегина прямо говорится об «азском народе» (аз будун) кыргызского кагана Барс-бега. Среди памятников кыргызской письменности выражение «народ аз» (ас будун) не встречается, однако в переводах В.Радлова встречается сочетание «ач будун» - народ ач. Народ «аз» или «ач» надо отождествить с правящей династией Кыргызского государства, которая из китайских источников известно в форме «ажо» (ажэ) [Очерки истории Хакасии, 2008, c. 115-116].

В тексте енисейских рунических надписей В.В.Радлов отметил ряд этнонимов, в частности и таких, которые он считал названиями кыргызских племен. Из них можно обратить внимание на термин тюльбери. Он содержится в надписи на камне, найденном на территории современной Тувы по правобережью речки Туран, впадающей слева в р.Уюк [W. Radloff, c. 305]. Этот каменописный памятник получил в литературе название «Уюктуранский» и опубликован заново уже в русском переводе С.Е.Маловым [Малов, 1952].

Еще до построения Кузнецкого острога в 1618 г. в русских исторических документах данный этноним выступает в названии Тюлюберской ясачной волости, население которой обитало по р.Томи на западных склонах Кузнецкого Алатау. Л.П.Потапов утверждает, что тюльберы XVII-XVIII вв. вполне могут рассматриваться этническими потомками кочевников-скотоводов тŷlбäрi, упомянутых в уюк-туранской рунической надписи [Потапов, 1972].

Б.Б.Монгуш пришел к выводу, что исторические предки телеутского рода тюльберов, племя под названием тюльбери в кыргызский период жило в долине рек Уюк и Туран современного Пий-Хемского кожууна Республики Тыва [Монгуш, 2010, c. 180].

О племени кештим говорится в руническом памятнике кыргызского времени Хая-Ужу. Л.Р.Кызласов идентифицировал племя кештим с частью местных тюркоязычных племен Тувы – потомками чиков, ставших кыштымами кыргызов. Кыргызский исследователь А.М.Мокеев пришел к выводу, что кештимы - одно из древнекыргызских племен - по своему происхождению принадлежало к кругу конфедерации племен басмылов, длительное время являлось частью алтайских карлуков. Б.Б.Монгуш считает, что кештимы были «племенами басмылов», попавшими под господство уйгуров после переселения главной части басмылов к Бешбалыку. В Западной Туве они ассимилировались среди остатков чиков, близких к карлукам [Монгуш, 2010, c. 179].

Этноним кюмюль недавно обнаружен в трех надписях в Восточной части древней Тувы. По мнению И.В.Кормушина, он представляет название племенного союза, ставшего на какое-то время руководящей силой в государстве древних кыргызов [Кормушин, 2008, c.311]. Б.Б.Монгуш считает, что кюмюли могут быть остатками чикского объединения племен, основная часть которого перекочевала в Семиречье еще в уйгурский период истории Тувы. Постольку в праенисейском языке есть соответствующее слово с значением ‘зеленый’, то он считает этноним кюмюл переводом названия ашина, идентичного древнетюркскому кёк-тюрки – «голубые тюрки». Поэтому Б.Б.Монгуш предполагает следующее. Правителем кюмюлей во времена Тюркского каганата стал один из представителей кёк-тюркского каганского рода Ашина. Кюмюли, возможно, были правящим родом или племенем чиков [Монгуш, 2010, c. 177].

Имеется много лексических совпадений в языке древнеенисейской письменности с якутским языком: югюс (Енисей) - югюс (якутский) «много, многие», ел (Енисей) - ёл «умри», Ёрюнг (Енисей) – юрюнг «белый», эль - эль «союз», кюn - кюн «день», taрgan – тархан «титул», йep - сир «земля», тэгин – тыгын «принц», булут – былыт «облако», tутуг - тутук «титул», тенгри - танара «бог», oгул - огул «парень», адак - атах «нога», бaш - бас «голова», бэл - бил «знать», йурах - сюрэх «сердце», ини - ини «свояк», эр - эр «муж».

По словам И.В.Асеева, среди Шишкинских писаниц был обнаружен рисунок кыргызского всадника, манера исполнения лошади которого живо напоминает лошадь под всадником на Сулекской писанице. Сходство проявляется в том, что грива коней подстрижена тремя зубцами, оба всадника закованы в кольчугу или броню, на головах островерхие шлемы. Поэтому он предполагает, что кыргызского всадника на первом камне Шишкинских скал изобразила рука кыргызского художника, волей судьбы оказавшегося на Лене [Асеев,2009, с. 176].

Многие тюркоязычные народы Сибири сформировались в рамках Кыргызского каганата. К ним следует отнести шорцев, алтайцев, тувинцев, хакасов, саха, сибирских татар. Термин «кыргыз» не только в якутском, но и в хакасском и других тюркских языках обозначает сражение, битву, военную дружину. Следовательно, термин кыргыз мог применяться к господствующему роду, аристократии, правящей династии каганата.

Самоназвание в современной этнической истории играет важную роль. Исходя из самоназвания, многие народы отождествляют себя с древними племенами. Термины «хакас» и «кыргыз» связывают историю этих народов с Кыргызским каганатом, исходя из сведений китайских источников, его еще называют Хакасской державой. Таким образом, Кыргызская держава – это общая государственность современных кыргызов и хакасов, тогда как Древнетюркские каганаты – это государственные образования всех тюркских народов.

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

15-03-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: племя Тумат
(21 часть)
60072

15-02-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Баргуты - поиск потомков в евразийском регионе
(20 часть)
30685

30-01-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Бома (алаты) – предки алат кыргызов
(19 часть)
29336

19-01-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Ангарская провинция кыргызов
(18 часть)
31584

28-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Алтайцы – этнос, наиболее близкий к кыргызам
(17 часть)
54465

23-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Проблема происхождения хакасов
(16 часть)
34510

14-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Этнонимы «бурут» и «бурят» имеют единое происхождение?
(15 часть)
45161

01-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Монгольские народы и кыргызы - общность исторических судеб в Центральной Азии
(14 часть)
66378

22-11-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Меркиты – загадочное племя Центральной Азии
(13 часть)
37497

16-11-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Загадочное племя кереитов
(12 часть)
37435

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×