Предки бахринов были известны под названием мукринов. Л.Н.Гумилев считал мукринов аристократическим родом в Тюргешском каганате. Они являлись западной ветвью приамурского народа мукри (мохэ, бекрин, бахрин, баарин) или отуз татаров [42. - C. 293, 341-343.].
Мукрины (или мукри) жили на «западной границе империи Вэй, на восточных отрогах Тянь-Шаня и Бейшаня» [42. - С. 342.]. Это позволило Л.Н.Гумилеву согласиться с мнением Шаванна о тождестве мукринов с мукри (мохэ). Он же критиковал Макварта за то, что тот отождествлял мукри с меркитами, которых «никак нельзя было назвать народом, близким Чаньани-Таугаст. Л.Н.Гумилев отождествил мукринов с мукри, мохэ, бекринами, кабринами, бахринами. Исторические источники располагали мукринов (мохэ) вместе с согэ и алишэ в верховьях Или и Северного Тянь-Шаня вплоть до Хами, где обнаруживался город Мохэ [42. - С. 342-343.].
Рашид ад-Дин довольно подробно рассказал о бахринах. Он относил их к степным племенам, похожим на монголов, происходящим от племен дяди легендарного Угуз хана. В эту группу автор, кроме них, включил кераитов, найманов, онгутов, тангутов и кыргызов [42. - С. 342-343.]. Рашид ад-Дин информировал: «Племя бекрин, их также называют мекрин. Жилище их находится в стране Уйгуристан, в крепких горах. Они не монголы и не уйгуры» [149. - С. 149.]. Мекрины были хорошими ходоками по горам – скалолазами (киачи). Это войско составляло одну войсковую тысячу (хазарэ) [149. - С. 70].
Однако, ряд сведений исторических источников указывал на связь бахринов с кыргызами с древних времен. В связи с этим вышеотмеченные генеалогические сведения о близости бахринов к кераитам, кыргызам можно отнести к тянь-шаньским кыргызам. Т.е. в данном случае источник указывает о существовании тянь-шаньской ветви кыргызов еще в эпоху Рашид ад-Дина. В подтверждение данного нашего мнения можно привести ряд фактов из источника.
Во-первых, мукрины (бахрины) вместе с азами, тюрками-шато, онгутами (белые татары) входили в состав Тюргешского каганата и являлись соседями кангюйцев.
Во-вторых, во время мятежа туматов и енисейских кыргызов в 1217-1218 гг., Чингиз хан приказал своему нойону Ная из племени бахринов отправиться на север и погасить восстание. Однако Ная отказался выступить против туматов и кыргызов, сказав, что он болеет и не может отправиться в дальний путь. Чингиз хан вынужден был переадресовать свой приказ, своим другим нойонам и во главе с Джучи ханом [149. - С. 122.].
В-третьих, в XIII веке Чингиз хан, создавший империю монголов, исполняя свое обещание, данное своему племяннику Хорчи из племени бахринов, создал владение для него на основе земель бахринов (бааринов), кыргызов и других лесных племен. В этот улус вместе с бахринами входили «пополненные до тьмы адаркинцы, чиносцы, телесы, телеуты» [96. - C. 207.], кыргызы, черики и ряд других лесных народов, живших от Енисея до Иртыша. Сюда же относились подвластные ему тысячники Тахай и Ашихтар [96. - C. 207.].
В эпоху Хайду хана бахрины вместе с чериками мигрировали в Семиречье. Видимо, одной из главных целей миграции являлось объединение со своими западными соплеменниками – азами, тухси и др. Чуть позже, все племена улуса Хорчи оказались на Тянь-Шане. В том числе, кыргызы, толосы. В XIII-XIV века бахрины упоминались вместе с кыргызским племенем черик и жили в междуречье Или и Иртыша. Они здесь создали самостоятельные улусы. При этом сохраняя союзнические отношения с главой улуса чериков Анга Торе и кыргызов Манас.
По сообщению Утемиш Ходжи, бахрины входили в союз аз-ширинов, являвшихся союзником Токтамыш хана. По сообщению ибн Вали, Пулад хан, совершив поход и наказав кыргызов после смерти Токтамыш хана, бахринам, очевидно, находящимся в то время в подчинении хана, поручил охранять пределы своего владения от кыргызов.
В версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди довольно подробно описывались бахрино-кыргызские отношения, относящиеся к эпохе Анга Торе. В ней владения бааринов Бахрин и кыргызов Каркыра указывались как соседние княжества в Семиречье. В одном месте источника говорится, что Токтамыш хан, объединив военные отряды владений Бахрин и Каркыра, из Кулана продвинулся через верховья Таласа на место битвы [16. – С. 44 - 47, 68-69.]. Это в первую очередь указывало на связь бахринов с владением Каркыра в долине реки Талас. Источник подтверждает соседство кыргызов и бахринов на Тянь-Шане. Бахрины выступали как союзники моголистанского князя Анга Торе и кыргызского предводителя Манаса [16. – С. 44- 47, 68- 69.].
Следует отметить, что источники отмечали близость могольских племен чорос и бахрин. Согласно кыргызским родословным данным, могольские бахрины (баарыны) вместе с чериками («черик-воин») вошли в состав правого крыла кыргызов. По родословным данным, племя кара чоро также называлось суу мурун (возможно, от «су – воин», мурун – баарын, бахрин; термины «су», «чоро» и «черик» синонимы). В родоплеменном составе кара чоро обнаружились потомки некогда могущественных бахринов под именем бааринов [15. - С. 101-105.].
Таким образом, вся история племени бахринов проходит в тесной взаимосвязи с азами (аз-ширинами), чериками и кыргызами.
(Отрывок из книги Т.Акерова «Маджму ат-Таварих»)