А.Н. Бернштам пытался связать «иштяк» с названием раннесредневекового владения Худэ, которое располагалось к северо-западу от усуней. Он сравнил «иштяк» (вариант «хутяк») с этнонимом остяк [9, С. 107.]. Р.М. Юсупов видел в предках башкирских «иштяков» одного из древних племен Южного Урала – дахов [26, с. 95-101]. Ученый предлагал воспринимать этноним «иштяк» как тюркизированную форму имени потомков древних уральцев – «хешдеков» или «хешдаков». Он считал, что «хешдак» состоит из двух частей «хеш» (родня, потомок) и «дак» («великий»). Последний в переводе с иранского языка мог означать «родственник, потомок, родня великих, могучих дахов» [27, с. 28-32.].
Однако, отметим, что большая часть исследований проблемы происхождение этнонима «иштяк» связывали с двумя великими историческими периодами - дахо-массагетской эпохой конца I тыс. до н.э., а также началом тюрко-угорских взаимосвязей в середине I тыс. н.э. на Сыр-Дарье, в Приаралье и прилегающих к нему степных просторов.
Следует отметить, что анализ сведений средневековых источников указывал на то, что происхождение этнонима «иштяк» мог иметь географический характер, нежели этнический. Т. е. вероятнее всего, в данном случае речь идет об одном из северных владений, куда мигрировали кочевники и обосновавшись на новом месте обитания, могли приобрести этнонимы, связанные с географией местности. Вероятнее всего, именно поэтому данный этноним получил широкое распространение среди народов и племен, чья история была связана с не только Урало-Волжским регионом, но и Саяно-Алтайским краем и Тянь-Шанем.
В число, этносов, имевших тесные контакты иштяками были булгары, огузы, башкиры, канглы, кыргызы, ногаи, татары и другие. В родоплеменном составе большинства вышеотмеченных этносов обнаруживался этноним «иштяк». Например, в этническом составе сибирских татар была обнаружена группа под названием иштяк-токуз, происхождение которой связывали с башкирами и огузами. В родоплемененном составе кыргызов и ногайских канглы также встречались объединения эштек или киштек канглы. В родоплеменном составе казахских кыргызов этноним «иштяк» обнаружился вместе с названиями родов естек кыргыз, жунди кыргыз, каши кыргыз, кипшак кыргыз, найман кыргыз, что являлось ярким свидетельством о сущестовании тесных этнических контактов между предками тяньшаньских кыргызов и народами Волжско-Уральского региона на алтайском этапе развития кыргызского этноса.
В китайском источнике вышеотмеченное древнее владение Худэ указывался как северное царство. В источнике оповещалось о трех соседних владениях Худэ, Усунь и Кангюй, где имелось много соболей. А. Н. Бернштам полагал, что владение Худэ располагалось в долине Иртыша, либо в междуречье Иртыш-Обь [10, с.65; 21, с. 26.].
Однако, на основе вышеизложенного можно предположить, что владение Худэ китайских источников соответствовало области Хешдек (Хишдек), которая располагалась в низовье реки Волга, имевшей по некоторым данным восемнадцать протоков, впадавщих в Каспийское море. В связи с чем вышеотмеченный район реки Волга назывался областью Хешдек («хишдек», «чизде»), что на персидском языке означало «восемнадцать». «Хешдек» тождественно с «иштяк». Отсюда, можно полагать, что происхождение этнонима «иштяк» могло быть связано с персидским словом «хешдек» («восемьнадцать»).
Следовательно, иштяки могли быть выходцами из древней области на Волге Худэ или Хешдек, которая располагалась в соседстве с Кангюй.
В таком случае, нам представляется возможность более глубже рассмотреть проблему о существовании этнополитических, этногенетических и этнокультурных связей между предками тяньшаньских кыргызов и народами Волжско-Уральского региона булгарами, иштяками, башкирами, татарами в прошлом.
По мнению Я.Пилипчука, Иштяк и Башкир являлись древними соседними владениями. Он, ссылаясь на данные европейских францисканцев, пишет, что «Башкирия являлась отдельным от Булгарии улусом. Иоганка Венгр упоминал о правителе Баскардии. В папских документах даже упомянуто его имя – Эстокис» [5.]. В русских источниках в составе Казанского ханства упоминались имена двух соседних владений – Иштяк и Башкир. В других документах башкиры и иштяки указывались на Каме. В монгольскую эпоху башкиры и иштяки стали соседями ногайцев, которые называли первых иштяками.
Аль-Идриси, аль-Истахри, С.Ахсикенди писали о соседстве Булгар с народами иштяк, башкир и кыргыз. В сведениях аль Идриси иштяки имели тесную связь с «внутренними башкирами. Аль Идриси писал о существовании иштякских городов Кастра и Мастра в стране «внутренних» башкир. Автор отмечал, что города «внешних» башкир, локализовались на прикаспийских и среднеазиатских торговых путях. Один из них город Намжан был расположен на месте нынешнего Орска, что находился на реке Яик (Урал). Аль-Идриси информировал, что «внутренние» башкиры имели торговые сношения с государством Булгар, а «внешние» (южные) постоянно воевали с ним [3, с.66.]. Сведения Истахри о кыргызах относится к эпохе Кыргызского Великодержавия, когда последние, установив полный контроль в степи в середине IXв., продвинулись далеко на запад и юго-запад. Истахри одну из групп кыргызов помещал в соседстве с булгарами на Волге в Х веке. Автор о реке Волга (Итиль) писал: «Итиль… берет свое начало близ (земли) хырхызов и течет между землями кимаков и гузов, представляя собой границу между кимаками и гузами» [15, с. 21]. Ибн Вали тоже информировал о проживании кыргызов в центральных районах Золотой Орды [20, с. 158], т.е. на Волге. По Ибн Вали, кыргызские племена, проживавшие в Астраханском вилайете, дважды поднимали восстание после смерти Абай хана, внука Бату-хана (1227-1255 гг.) [16, с. 158.]. С.Ахсикенди в своей книге писал о городе Булгар, который находился в тесных этнополитических связях с моголами и кыргызами Моголистана. Правители волжских булгар являлись союзниками кыргызов. С.Ахсикенди сообщал, что после того как моголы проиграли сражение Амиру Тимуру, часть их бежала в Булгар, в поисках там защиты [2, с. 71.].
В связи с вышеизложенным весьма интересны сведения Массуди, который информировал о воинах между печенежским союзом племен и огузами в Х веке. В рассказе Массуди говориться о столкновениях и взаимных претензиях печенегов (баджанак) и им союзных племен, баджане, баджгард и наукерде [6, с. 151.], обитавших «у моря Гурганча» (Аральского моря – Т.А.) с гузами (огузами), кимаками и карлуками. После поражения в войне, часть печенегов и союзные им племена были вынуждены мигрировать на Северный Кавказ, в бывшие земли Хазарского каганата в период Абдуллаха ибн-Гахира, т.е. в 830-844 гг. Другая часть печенегов подчинилась огузам. Однако, после в 840 года, когда кыргызы разгромили Уйгурский каганат и установили свое господство в степи, печенеги, огузы и многие другие племена Алтая и Енисейско-Иртышского междуречья вошли в состав Великого Кыргызского каганата.
Сведения Массуди ценны тем, что в IX-Xвв. печенеги жили на тех же землях, где обитали средневековые канглы, которые кочевали на запад от Иртыша до Волги и Аральского озера. Т. е. на древних землях хешдеков и кангюйцев. Византийский император Константин VII Багрянородный (905-959 гг.) о печенегах писал: «…пачинакиты называются также кангар, но не все, а народ трех фем: Иавдиирти, Куарцицур и Хавуксингила, как более мужественные и благородные, чем прочие, ибо это и означает прозвище кангар» [7, с.159; 18, с.192]. Т.е. печенеги управлялись тремя аристократическими родами кангар. В связи с чем, также назывались от имени аристократического рода кангарами, которые могли представлять предков канглы.
В исторических источниках рассказывалось о миграции в земли канглы в долине реки Талас одного из восточных племен булак, трех составного народа карлуков ташили (ташлык), моуло (булак) и чжисы (или бофу-чигили). По сообщению М.Кашгари, племя булак ранее подчинялось кыпчакам, позже бежало в Таласскую долину, где стало называться алка -булак. М.Кашгари писал: «Булак – тюркское племя. Они были в подчинении у кыпчаков, но затем спаслись благодаря помощи Аллаха и теперь они называются алка-булак» [6, с. 175]. Согласно данным Шарад аль-Марвази, карлуки состояли из девяти групп, в том числе: три чигиль, одна тухси и одна булак [24, с. 213]. Истахри же помещал одну группу кыргызов на реке Итиль, в соседстве с кимаками и огузами [15, с. 21].
Из контекста сообщений можно полагать, что булаки мигрировали из степей Западной Монголии. Очевидно, по языку и культуре были близки к племенам, говорившим на чисто тюркском языке («жокающий диалект) – чигилям, ягма, тухси, кыпчакам, кыргызам, о чем информировал нас М.Кашгари. В данном случае интересен маршрут движения булаков, который проходил через земли кыпчаков, в связи с чем было невозможно избежать столкновений. Поданным источников этот же маршрут движения был у племен бахрин, чериков, кыргызов, булгачи и других родов улуса Хорчи и племен Енисейско-Иртышского междуречья в Семиречье, которые вовлекшись в свое движение кыпчаков, пришли к Хайду хану в XIII веке.
Ряд ученых-историков рассматривали средневековых канглы как племя, имевшее отношение к кыргызам или кыргызскому союзу племен. По мнению Г.Е. Грумм-Гржимайло, канглы не могли войти в состав кыргызов ранее XIII века. В.Бартольд также не отрицал родство кыргызов с канглами. По его мнению, эти отношения имели место еще до переселения кыргызов в Семиречье. Он писал, что «влиянием тех же канглов, вероятно, следует объяснить факт, что кара киргизское (кыргызское) наречие стоит гораздо ближе к киргиз-казацкому (казахскому), чем к языку енисейских тюрков… и киргизы могли подвергнуться влиянию канглов еще до своего переселения в Семиречье» [8, с. 276-277.]. А.Мокеев относил взаимосвязи между кыргызами и канглы к алтайской эпохе развития кыргызского этноса [16, с. 43.].
Согласно Рашид ад-Дину канглы жили на западе от енисейских кыргызов и являлись одним из основных племен Алтая, находившегося под влиянием кыргызов. Ко времени монгольских нашествий кыргызы на востоке имели два крупных политико-культурных центра – Кыргыз и Кэм-Кэмджиут [19, с. 112.]. Первый центр – Кыргыз – находился в Минусинской котловине, а второй – в Кэм-Кэмджиуте в Западной Монголии. Кыргызы также контролировали Енисейско-Иртышское междуречье и Алтай. Рашид ад-Дин о кыргызах и их алтайских соседях отмечал: «Эти племена [найманы] были кочевыми, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые – на равнинах. Места, на которых они сидели, таковы: Большой (Екэ) Алтай, Каракорум, где Угедэй-каан… построил дворец, горы: Элуй-Сирак и Кок-Ирдыш (Синий Иртыш), – в этих пределах обитало также племя канглы, – Иртыш-мурен, который есть река Иртыш, горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана (Монголии) до области, в которой живал Он-хан, – по этой причине у найманов с Он-ханом постоянно была распря и вражда, – до области и до границ пустынь, соприкасающихся со страной уйгуров [19, с. 136-137.]. Если учитывать то, что одна из жен Угедэй хана была из племени бахрин (мать Хайду хана), а самая младшая жена его из племени кыргыз, то в данном случае канглы (канлы) могли представлять кыргызов на Алтае. В эпоху Хайду хана племена Алтая и Енисейско-Иртышского междуречья – бахрины (баарины или барины), черики, кыргызы, кыпчаки, канглы, кераиты, найманы и другие находились в союзе с ним и всегда поддерживали внука Угедэй хана.
Рашид ад-Дин описывал кыргызские владения Кыргыз и Кэм-Кэмджиут как смежные друг с другом улусы и номинально входившие в одно «владение». Длина этих владений – 1400 ли, а ширина составляла половину этого. Название Область Кэм-Кэмджиут получила свое название благодаря именам двух рек Кэм (Верхний Енисей) и Кемчик Туве. Во владении Кыргыз сидел верховный государь кыргызских княжеств [19, с. 102.]. Рашид ад-Дин отмечал: «Кэм-Кэмджиут – большая река, одною стороною она соприкасается с областью монголов (Могулистан) и одна (ее) граница – с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с бассейном большой реки, которую называют Анкара-мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов [19, с. 150, 102, 123].
Согласно Рашид ад-Дину, «В тех пределах сидело множество племен: ойрат, булагачин, кэрэмучин… хойин-урянка»… Чингиз-хан покорил всех их…» [19, с. 121.]. К.Петров и Г.В. Ксенофонтов считали булагачинов и кэрэмучинов кыргызскими объединениями. К.Петров писал: «При рассмотрении состава населения страны киргизов и кэмчуут (Кэмкемджиут) было видно, что булагачи и кэрэмучи жили в Приенисейском районе «в пределах Баргуджин Токум и у самого края страны киргизов… были близки друг другу» [17, с. 42; 19, с. 121.].
Однако, Рашид ад Дин также сообщал, что в период возвышения Чингиз хана, ряд племен, живших в непосредственном соседстве с кыргызами в Прибайкалье – дурманы, икарас, куралас, катакин, конгират, салжигут и другие, подверглись нападению со стороны монголов во главе с Чингиз ханом (Тимучином) и были вынуждены покинуть свои насиженные места обитания. Рашид ад-Дин в разделе о татарах отмечал: «когда племена татар, дорбан, салжигут и катакин объединились вместе, они все проживали по низовьям рек. По слиянию этих рек образуется река Анкара-мурен. Река эта чрезвычайно большая: на ней живет одно монгольское племя, которое называют усуту-мангун. Граница [его расселения] в настоящее время соприкасается с [пропущено название страны]. Та река [Ангара] находится вблизи города по имени Кикас и в том месте, где она и река Кэм сливаются вместе. Город тот принадлежит к области киргизов [19, с. 102.]. Т.е. в начале XIII века большинство племен Прибайкалья и Западной Монголии не желавшие подчиниться власти Чингиз хана бежали на запад. В купе с ними мигрировали и объединения булгачи и керемучины, которые стали жить в Прииртышье, а позже они стали представлять одно из крупных кыргызских объединений.
Ибн Вали поэтому поводу отмечал: «булагачи и кэрэмучи поддерживают между собой отношения побратимства-свойства (анда-худа). Ныне улус булагачи стал одним из киргизских племен (товаиф), над прочими туманами упомянутого иля преобладают» [17, с. 41.].
В таком, случае, средневековые канглы и Салучи –Булгачи, жившие в Прииртышье представляли кыргызско-канглийский улус. Согласно С. Ахсикенди от сына Салучи-Булгачи Канды (канглы) произошли все племена данного объединения, что указывает на особую роль племени канды (канглы) в этногенезе кыргызского народа. По его данным, предводитель объединения управлял с тронным именем Салучи-Булгачи, первая часть которого могла исходить к термину «салайар» («салур», «салучи»), что означает «руководить», «управлять» [22, с. 93; 2, с. 156-157.]. Анализ родоплеменной структуры объединения Салучи-Булгачи указывал на существование этногенетических и этнополитических связей между отуз огланами, канглийцами и тюрко-огузскими племенами в прошлом. Согласно генеалогии С.Ахсикенди, происхождение племен объединения Салучи-Булгачи и правого крыла кыргызов связывалось с Отуз огулом, общим предком отуз огланов. В улусе Салучи-Булгачи потомков тюрко-огузской группы племен представляли канды, кыдыршах, теит, жоо кесек, доолос. Шестой род бостон относился к потомкам карлуков. Структура казахского племени кара канглы тоже говорит о тесной этногенетической и этнополитической связи этого племени с кыргызами и тогуз гузами. Племя состояло из шести родов – кара манас, кызыл канлы, тогузбай, онбай, каспан, бадрак [2. - С. 143.]. В данном перечне род кара манас можно связать с кыргызами, а роды тогузбай и онбай с тогуз огузами и он огузами. Алтайское происхождение Салучи-Булгачи подтверждалось и тем, что если в варианте эпоса С.Ахсикенди союзниками Манаса упоминались племена Салучи-Булгачи, то в позднейших версиях сказания – последние указывались наряду с алтайскими родами – кангы, кыпчаками, найманами, аргынами, абаками, которые выступали или как кыргызские, или союзнические им объединения.
Следовательно, вышеотмеченные булаки (в. булгак) и булгачи (в. булгакчи) могли быть два поколения одного и того же народа, мигрировавшие в разное время в Семиречье. Возможно, булаками или булгачи называли одно из поколений канглы, которые на западе имели соседями волжских булгар. В структуре кыргызского племени канды (канглы) встречались этнонимы «булга» и «уйгур булга» что тождественно с «булак» (булаг+ар»), «булгар» и «булгачи». Вышеприведенные термины, связанные с «булга», могли иметь собирательный характер. Кыргызское слово «булга» и татарское «булгау» (жест приглашения, размахивая руками) означали призыв к объединению.
Вероятно, булаки в период противостояний между енисейскими кыргызами и тогуз огузами (уйгурами) отделились от карлуков и вместе с предками канглы образовали на западе союз племен печенегов. Огузы же, воспользовавшись случаем, склонили на свою сторону карлуков и кимаков в борьбе против печенегов в IX-X вв.
В таком случае, поражение в вышеотмеченной войне предопределило дальнейшую судьбу печенегов, за которыми теперь окончательно закрепилось имя канглы, заимствованное от названия их трех аристократических и благородных родов кангаров. Т.е. печенеги возродились под новым именем благородных кангаров – канглы. Неслучайно, М.Кашгари (XI в.) отмечал, что «канглы» означало «имя знатного человека среди кипчаков» [2, с. 191.].
Следовательно, кочевники, как и прежде, продолжали придерживаться кангаро-печенежских традиций, чьи племена сыграли важную роль в формировании кимако-кипчакского племенного союза. Видимо, кыпчакские князья и знатные люди, чтобы подчеркнуть сакральность своей власти и положения к своим именам, прибавляли имя канглы, а князья управляли с тронным именем канглы.
Следует отметить, что в исторических источниках мы обнаруживаем два объединения канглы и булгачи, чьи имена тесно связывались с кыпчаками или их владением. Основываясь на вышеизложенное мы можем отнести их к кыргызским объединениям, которые возвысились над огузами и кимако-кыпчакскими племенами на Алтае в эпоху Кыргызского Великодержавия.
Значит, процесс сложения объединения салучи-булгачи и канглы проходил далеко на востоке, в Прибайкалье, где их предки соседствовали с тогуз огузами. Т.е. их предки могли быть выходцами из кыргызской области Кэмкемджиут и представляли кыргызов в Западной Монголии. В период противостояний кыргызов с тогуз огузами последние постепенно мигрировали в Прииртышье и стали кочевать на запад от енисейских кыргызов, от Иртыша до Аральского моря и Волги, где ими был образован печенежский племенной союз, во главе трех аристократических родов кангаров. После поражения от огузов, часть печенегов ушла на запад, часть вернулась в Прибайкалье, а позже оттуда перебралась в нынешнюю территорию Якутии (племя кангалас). Третья часть, оставшись на прежних землях, подчинилась огузам. Но, в последующем они вошли в состав Кыргызского каганата. Большая часть кангаро-печенегов консолидировалась под именем канглы и кочевали на землях своих пращур на Волге, в Приаралье, Или-Иртышском и Или-Таласском междуречьях. Ставка предводителя улуса находилась в городе Кангу-Тарбан в долине реки Талас. Канглы представляли кыргызов.
Отметим, что северные группы канглы и кыргызов жили в соседстве с иштяками, булгарами и консолидировались на Волге на землях нынешней Башкирии [13, с. 40-44, 56-57, 226.] и Татарстана. Обнаруживалось компактное проживание кыргызов в Бугульминском, Миякинском уездах и Агрызском районе. Канглы занимали Буздякский район, а также компактно проживали в отдельных частях Туймазинского, Белеевского, Бирского, Дюртюлинского, Кушнаренского, Мишкинского районов Башкирии.
По мнению А.Мокеева, вышеприведенные сведения Ибн Вали об астраханских кыргызах дополняли сведения, сохраненные в народных преданиях кыргызов. Согласно им, в более древние времена предки каракольских (иссык-кульских) кыргызов проживали в Астраханских степях, откуда в незапамятные времена переселились в горные районы Ферганской долины. Горную местность, где жили кыргызы, сами они называли Андижанскими горами. А.М. Мокеев, сопоставив данные источников, предположил о возможной миграции кыргызов через Ферганскую долину на южные склоны Тянь-Шаня, в частности, в районы Нарына и в бассейн озера Иссык-Куль [16, с. 158.].
Отметим, что С.М. Абрамзон указывал на упоминание в кыргызских санжыра названия страны Булгар, из которой переселились такие племена как жетиген, кушчу, куркуроо, проживавшие в долине реки Талас. Он же отмечал, что некоторые кыргызские племена, живущие в Таласе, жетиген, саяк в пятидесятые годы ХХ века, как и их предки, назывались астархан-ногой [1. с. 76.]. По записанной родословной С.М. Абрамзоном от Эштека произошли башкиры [1. с. 74.].
В эпосе «Манас» антропоним Ештек встречался в связи с ногайцами, татарами и т.д. Предводитель сары ногоев Эштек приходился Манасу дядей по материнской линии. В эпосе говорится:
Ногойлордон Эр Эштек… [14, с. 62.].
…Татарлардан Эр Эштек… [14, с. 99.].
В генеалогических преданиях кыргызов, внуком Тагай бия указан Эштек. Он же выступал общим предком племен солто, жедигер и нойгутов. В кыргызском малом эпосе «Жаныл мырза» рассказывается о союзе между кыргызскими племенами жедигерами и нойгутами, живущими в Восточном Туркестане. Народ Жаныл мырзы (нойгутов) называли жедигер – нойгутами, а их владение – Эштек-Нойгут айылы [23, с. 94, 100, 177.].
В поздних версиях эпоса «Манас» кыргызы называли себя потомками Ногая. Народ ногой (ногай) выступал союзником кыргызов. В рассказах кыргызов о Манасе можно заметить существование двух ветвей кыргызов – ногайской и тяньшаньской. Например, по сведениям Г.Франела (1849 г.), кыргызы долины реки Или, где расположен Кастекский (ср. с Хешдек) перевал, считали «себя потомками ногайцев, будто бы кочевавших тут до них. Киргизбай – родоначальник их, с двумя сыновьями, Атыгеном и Тагаем, удалился от притеснения ногайских князей, Манаса и его сына Семетея, с берегов Или в горы, лежащие на юг» [2, с. 301.].
В составе ногайцев Кумыкского округа были обнаружены названия родов, находившие свою аналогию среди племен Моголистана XIV-XVI веков. Ногайцы Кумыкского округа делились на аксайских и костекских (ср. с кастек и хешдек) [11, с. 51-60]. Названия отдельных ногайских племен и родов имели сходство с этнонимами моголов и кыргызов Семиречья. Например, канглы (могольский – канглы), бекши-кади (могольский – бекчик-канглы/канды), киштек канглы (кырг. эштек), агач (алтайский – агач эри), ас (кырг. азык), костамгалы ас (кырг. коштамга, пл. мунгуш), бекши-кади (кырг. канды), яглыбай (кырг. жагалбай тамга), садак (кырк саадак), бори (бору) [11, с. 51-60; 15. См. таблицы] и т.д. Важно отметить, что вышеприведенные этноним киштек канглы и топоним «костек» имеют сходство с названием местности на Тянь-Шане Кастекским (Каштек) перевалом (долина р. Или), где в прошлом жили кыргызские племена – канглы, азы, кючюки, солто, жедигер, нойгут, кыпчаки и др.
Ногайский этноним «киштек канглы» и вышеуказанные топонимы «костек» и «кастек» («каштек») легко отождествимы с булгарским хешдек, а также башкирским «иштек», кыргызским «эштек» и казахским «естек кыргыз».
Кыргызские племена, потомки Салучи-Булгачи, составлявшие одно из трех крупных кыргызских объединений ичкилик (канды, доолос, тейит, жоо кесек, кесек, бостон, кыдырша) имели особый диалект, с глагольным окончанием «-лар», «-лер», что присуще тюрко-огузскому диалекту. Анализ языковых данных показывает, что ичкилик кыргызы и ногайцы говорят на одном и том же языке, который представляет особый диалект кыргызского языка. Данный факт может служить одним из основных аргументов, доказывавших о существовании этнополитической связи тяньшаньских кыргызов с ногайцами и общности их истории, языка и культуры в древности.
Ногайцы говорят на йокающем диалекте тюркского языка. Например, «йок». Они говорят: «ал кетти», «алар кеттилер». Ичкилик кыргызы говорят на жокающем диалекте тюркского языка, например, «жок». Они говорят: «ал кетти», «алар кеттилер».
Кыргызы говорят на жокающем диалекте тюркского языка, Например, «жок». Они говорят: «ал кетти», «алар кетишти».
Следовательно, в этногенезе ногайцев приняли участие ряд моголистанских племен канглы, кераиты, азы, бахрины, кыпчаки, аргыны, а также племена алтайских кыргызов.
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать ввод о том, что происхождение этнонима «иштек» могло быть связано с географией местности в низовье Волги, где район с восемнадцатью протоками реки назывался областью Хешдек. В связи с чем племена, обитавшие в районах этой области назывались хешдеками или иштяками. В китайских источниках это владение под названием Худэ упоминалось наряду с Кангюй и Усунь.
В средние века в земли Волжко-Уральского региона мигрировали ряд восточных и юго-восточных племен печенеги, башкиры, огузы, кимаки, татары, карлуки, азы, кыргызы, ногайцы и другие, которые столкнулись с предками местных племен иштяков и канглы. В результате тесных этнических контактов и слияния местных и пришлых племен более крупные этносоциальные организмы поглотили малые и слабые объединения, что нашло отражение в названии родоплеменных объединений встречавшихся в этнонимии татар (иштяк-токуз), башкир (иштяк), киргизов, ногайцев, казахов и т. д.
Кыргызы, после событий 840 года, установив свое господство в Центральной Азии, мигрировали на запад и юго-запад. В результате кыргызы установили контроль над племенами Енисейко-Иртышского междуречья и Алтай и их земли на западе простирались до Волги и Каспийского моря. Этнические контакты кыргызов с племенами Алтая и Волжско-Уральского региона подтверждались этнонимами эштек, естек кыргыз, жунду кыргыз, кыпчак кыргыз, найман кыргыз и другими.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кыргызы в IX-Xвв. вступили в тесные этнополитические связи с этносами Волжско-Уральского региона и Алтая. В эпоху Кыргызского Великодержавия канглы уже представляли кыргызов, а другие племена иштяки, кимаки, кыпчаки вошли в их этнический состав, в качестве его новых этнокомпонентов.
Статья опубликована в научном журнале «Вестник» Международного Университета Кыргызстана ISSN 1694-6324 № 4 (37).- Бишкек, 2018. –С. 171-179
Акеров Табылды Абдраманович, доцент, кандидат исторических наук, УНПК «Международный Университет Кыргызстана», директор института этнологии
Список использованной литературы:
1. Абрамзон СМ. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Фрунзе, 1990.
2. Акеров Т. А. «Маджму ат-Таварих» как исторический источник
(Полный перевод, анализ и комментарии) Бишкек- 2017.
3. Алсынбаев Н. Дети священного волка (популярная история башкирско-казахских отношений) // Ватандаш. — 2015. — № 9.
4. Аминев З.Г. Этимология башкирского этнонима «Иштяк» // Национальные и языковые процессы в Республике Башкортостан: история и современность: информационно-аналитический бюллетень. – №7-8. – Уфа, 2008. – С.194-196.
5. Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и Восточной Европе //Исторический архив. № 3. М.–Л., 1940. С. 92–93.
6. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. -А-А., 1989.
7. Багрянородный К. Об управлении империей. //Наука, - М. 1991, в серии Древнейшие источники по истории народов СССР. - С. 7-26.
8. Бартольд В.В. Рецензия на книгу: Аристов. Заметки об этническом составе тюркских племен // Собр. соч. Т. V.- М., 1968.
9. Бернштам А. Я., Очерк истории гуннов. -Л., 1951.
10. Бернштам А.Н. Заметки по этногенезу народов Северной Азии // СЭ. 1947. № 2.
11. Идрисов Ю. Ногайцы в Терско-Сулакском междуречье// альманах «De Caucaso» - Карачаевск, 2009. Карачаевск, 2009. -С 51-60.
12. Исхаков Д. «Татары». Серия «Народы и культуры» РАН .- М.: Наука, 2001.
13. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. АН СССР, Башк. Филиал, Ин-т истории, языка и литературы. – М.:Наука, 1974.
14. «Манас». - Фр. 1978.
15. Материалы по истории киргизов и Киргизии.- Бишкек, 2002.- Ч. I.-315с
16. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тяньшане.- Бишкек, 2010. 280 с.
17. Петров К. И. К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в XIII-XV вв. -Фр. 1961.
18. Плетнева С. А. Печенеги. Откуда произошли печенеги//Исчезнувшие народы: Сборник статей (по материалам журнала «Природа») - М., «Наука», 1988. — С. 35—46.
19. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. I. Кн. 1/ Пер. с перс. Л.А. Хетагурова; ред. и примеч. А.А. Семенова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
20. Сулейменов О. Аз и Я. Жасушы, -Алма-Ата, 1975, Гл. «Ишгузы».
21. Туаллагов А. А. Ранние аланы, Владикавказ, 2014.
22. Ушницкий В. В. Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов//Типография ОсОО «МАРТСНАБ». -Бишкек, 2016.
23. Чоробаев А. «Жаныл Мырза» — Фрунзе, 1957.
24. Шараф ал-Заман Тахир Марвази. Глава о тюрках // Труды сектора востоковедения АН КазССР. - Алма-Ата : [б. и.], 1959. - Т. 1. - C. 209-218.
25. Эвлия Челеби. Книга путешествия. Вып. 3, Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. М. Наука. 1983
26. Юсупов Р.М. Этнология башкир на рубеже тысячелетий (демография, история, этнонимия) //Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Уфа, 2006.
27. Юсупов Р.М. К семантике родовой символики башкир и этимологии этнонимов башкорт, иштяк//Городские башкиры. Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной III Всемирному курултаю башкир. Уфа, 2010, -С.28-32.