Ярослав Валентинович Пилипчук, Национальный педагогический университет им. М.П.Драгоманова, Киев, Украина
В китайских и монгольских документах кыргызы именовались бурутами. Русские называли их либо бурутами, либо дикокаменными кыргызами. В 1758-1759 гг. они принимали участие в борьбе белогорских ходжей против маньчжуров. Нужно сказать, что нападения войск Хан-Ходжи на кыргызов несколько оттолкнуло кыргызов от них. Кроме того, в 1754 г. кыргызские племена кыпчак, сарт калмак, кушчу поддерживали соперников белогорцев - черногорских ходжей. Между уйгурами и кыргызами были трения, однако в 1760 г. уйгуры и их ходжи получили укрытие у кыргызов. Империя Цин просила выступить кыргызов против уйгуров, но те этого так и не сделали.
В середине XVIII в. отдельные племена кыргызов формально приняли русское подданство. Причиной была цинская экспансия. Впрочем, отдельные кыргызские вожди формально подчинились и империи Цин. Маньчжуры, как и русские, не имели сколько-нибудь твердой власти над их кочевьями. Но фактически вожди (манапы) кыргызов оставались самостоятельными правителями. Кыргызское общество было архаичным и милитаризованным. Кыргызы были аморфной конфедерацией племен, которая объединялась только в случае внешней угрозы. Кыргызы были достаточно воинственными, чтобы отстоять свою независимость от джунгар и казахов. |
При кокандских ханах Ирдане-беге и Нарбуте-бие Коканду покорялись кыргызы, которые жили в районе Ферганской долины у Андижана, Маргелана, Ферганы. Там они оказались ранее (в XVII в.), вынужденные переселится под давлением джунгар.
Южные кыргызы же вели борьбу с кокандскими ханами за независимость до 10-х гг. XVIII в. Кыргызов в этой борьбе возглавляли Мухаммед-Кули-бий, Арзымат-бий, Хаджи-бий, Нарбута-бий, Салтыке. В конце XVIII в. кокандский правитель Алим-хан начал усиливать свою власть. Он вел войны с Бухарским эмиратом, а в 1809 г. ему на смену пришел его брат Умар-хан. Он продолжил централизаторскую политику брата и реформировал войско. Кроме конницы в его войске была боеспособная пехота - сарбазы и артиллерия. Благодаря этому он бил войска кочевых соседей. В 1815 г. он занял Туркестан, а в 1819 г. завоевал земли казахов вокруг Туркестана, Чимкента, Сайрама и Аулие-Ата.
Его власть простиралась от подножий Тянь-Шаня до Аральского моря и озера Балхаш. Под его власть кроме казахов попали и кыргызы. Правда его власть над кыргызами во многом оставалась формальной. В 1822 г. престол занял хан Мадали. Он начал активное продвижение в кыргызские земли. В середине 20-х гг. XIX в. он вмешался в борьбу между племенами сарыбагыш и солто. Выступив на стороне последних, он построил в кыргызских владениях укрепление Пишпек в 1825 г. Кокандцы вмешивались в борьбу между племенами сарыбагыш и саяк, саяк и бугу, бугу и сарыбагыш.
Кыргызские манапы сами просили помощи кокандцев, желая обеспечить себе преимущество. На стороне кокандцев выступил вождь племени сарыбагыш Ниязбек (сын Эсенгула). Обращался к кокандцам и Медет-датка из племени саяк. Среди кыргызов была частой вражда между отдельными племенами и даже родами. Это обуславливалось взаимной барымтой. В 1832 г. на Нарыне кокандский военачальник Хаккули основал укрепление Куртка. Тогда же были воздвигнуты Каракол, Барскон, Конур-Улен на берегах Иссык-Куля. Впоследствии были построены укрепления Мерке в Чуйской долине, Чиназ в Чаткале, Бостон-Терек на Памире, Кетмень-Тюбе и Джумгал в одноименных долинах. Узбеки расселялись в кыргызских землях. Кыргызы стали подчинятся ташкентским, маргеланским, андижанским наместникам кокандского хана. Но постоянной администрации в кыргызских кочевьях у кокандцев не было. Кочевники приезжали к кокандским поселениям для торговли и покупки товаров. В первой четверти XIX в. кыргызы поддерживали активные контакты с русскими властями. Кыргызы умело лавировали между русскими и кокандцами, стараясь обеспечить себе большую самостоятельность [30, с. 277-278; 23; 29, с.55-60; 32, c. 151-160; 33, c.251-262; 31, с. 266-273; 21, c. 25-26; 28, c. 209-216; 8; 18; 19; 35, с. 83-102; 26, p. 119-120; 45, с. 24-39, 83-91; 27; 46, с. 23-25; 47].
В 1837 г. на кыргызские владения развернул наступление кокандский хан. Перед тем он направил посольство к османскому султану. Он просил прислать военных инструкторов, наделить Коканд главенствующим положением в регионе и обязать кыргызов и казахов подчинится Коканду. Получив одобрение турок, кокандцы начали наступление. Мадали убил мингбаши Хаккули и на его место поставил Араба. Однако тот в долине Жазы и Бычан был разбит кыргызами Тайлака. По китайским данным, кыргызы убили кокандского чиновника Кулчака. В 1838 г. на всекыргызском курултае Тайлак-батыра провозгласили ханом. Однако кокандцы через лекаря Кёр-Акима отравили его. В 1839 г. скоропостижно скончался его сподвижник Чон-Медет. Кокандцы ликвидировали и Канай-батыра. В этой критической ситуации кыргызы выбрали своим ханом представителя племени сарыбагыш Ормона. Этой личности предстояло сыграть значительную роль в истории кыргызов.
В 1842 г. бухарцы Насруллаха и казахи Кенесары Касымулы одержали победу над кокандцами и убили Мадали-хана. После смерти хана, в 1842-1843 гг. кыргызы подняли восстание против кокандцев. Их поддержали правители Памира. Первым против Коканда выступило кыргызское племя бугу в районе Иссык-Куля. Их вскоре поддержали тянь-шанские, чуйские и алайские кыргызы. Кыргызы перестали платить зякет и под кокандским контролем остались только крепости и кокандские поселения в кыргызских землях. |
Кыргызские манапы выдвинули претендентом на престом Ширали (двоюродного брата Алим-хана). Манап Сеид-Али-бек из кыргыз-кыпчаков и кыргызы Намангана оказали ему помощь и вскоре он занял Коканд.
Ибрагим-Хаял, который был бухарским ставленником, бежал. Однако бухарцы вскоре вернулись. Кыргыз-кыпчаки во главе с Мусулманкулом смогли отбросить их от столицы. Однако между самими кокандцами не было мира. Кокандская знать выдвинула против Ширали Шади, в ответ на это кыргыз-кыпчаки привели к власти Мусулманкула, который был реальным правителем, а Ширали был марионеткой. Это вызвало недовольство не только узбеков, но и многих кыргызских манапов, в том числе алайских кыргызов. В 1844 г. манап племени бугу Боромбай-батыр писал, что татары Файзулла Ногайулы и Мухаммед-Галим Тагирулы убедили его принять русское подданство. В 1845 г. кыргызы, кочевавшие у Оша, восстали. Мусулманкул лично отправился подавлять восстание и в это время в Коканде был убит Ширали. Ханом был провозглашен Мурад-бек (сын Алим-хана) из Шахрисябза. Однако Мусулманкул через неделю вернулся и сверг его. Ханом он сделал Худояра (сына Ширали). Восстание кыргызов в Оше было подавлено.
Русские весьма заинтересовались событиями, поскольку продвигали свои линии все ближе к Туркестану. Некоторое время их сдерживали в 30-40-х гг. казахи хана Кенесары Касымулы. Однако под давлением русских в 1845 г. во владения кыргызов вторгся последний казахский хан Кенесары Касымулы. Однако того не поддержали казахи Старшего жуза, которые были дружественны России. Казахский хан требовал от кыргызов подчинения и обещал помощь против Кокандского ханства. Он говорил, что пришел поднять кыргызов на борьбу против Коканда и не хочет враждовать с кыргызами. Он освободил из плена кыргызского Калча-бия, который прежде был у него в плену. Кыргызские манапы же ответили, что власть стоит отдать Ормон-хану как более старшему, и пусть Кенесары ему подчинится.
На общекыргызском курултае манапы племен сарыбагыш, черик, бугу, саяк, солто, саруу, кушчу приняли решение, что следует готовится к войне с казахами. Кроме того, во время смут в Коканде кыргызские земли стали фактически самостоятельными и терять независимость кыргызы не хотели. В глазах казахского Чингизида Ормон-хан был человеком черной кости, и Кенесары воспринял это как личное оскорбление. |
Кыргызский хан же был настроен принять сторону П.Горчакова в конфликте сибирских властей с казахским ханом. Положение Кенесары осложнялось тем, что и казахи Среднего жуза решили окончательно подчинится русским. По русским данным, у Кенесары было 20 тыс. войска. Он взял кокандские крепости Ит-Кечуу и Мерке. В 1846 г. казахи Кенесары Касимулы напали на аулы кыргызов [39; 36; 37; 35, с. 102-111; 26, p. 120-121; 59; 47, с. 23-25; 46, с. 15].
C Кенесары попробовал договорится манап Джангарач, однако казахский хан не принял его предложений мира. Он разорил аулы рода тынай. Весной 1847 г. Кенесары начал решительное наступление. Тем временем Ормон собрал кыргызские войска и получил призыв от русских сибирских властей решительно действовать против казахов. У Кенесары к тому времени было уже 10 тыс. воинов, из которых у 1,5 тыс. были ружья, и при отряде было две пушки. В решающей битве при Май-Тюбе казахи были разбиты превосходящим в численности кыргызским войском (в источниках была цифра в 100 тыс., но куда более реально 40 тыс.). В плен попало 2 тыс. казахов и сам Кенесары. Кыргызы не спешили казнить Кенесары и продержали его у себя сорок дней перед тем как казнить.
Казахский Саурык-султан требовал от кыргызов уплаты куна (денежного возмещения) за смерть хана и грозил, что не отпустит Торегельды до этого. Однако кыргызы так и не заплатили ничего. Сибирские же власти наградили кыргызов медалями и дорогими одеждами. Об этом писали и сами кыргызы. Джантай из племени сарыбагыш хотел больше подарков и говорил русским что-де его стараниями уничтожено было 7 тыс. казахов. Русские указывали, что кыргызы могли выставить до 40 тыс. воинов. У одного племени бугу 10 тыс. кибиток. Тем временем Ормон-хан задумал стать ханом северокыргызских племен. Тогда в 1847 г. Мусулманкул стянул кокандские войска к Аулие-Ата. Напуганные этим, кыргызы обратились к русским, прося подданства. К русским отправили посольство манапы Ормон и Джантай. После поражения Кенесары у русских уже не было преград и они с 1847 г. начали колонизировать Семиречье.
Кыргызы реальной помощи не получили и в начале 50-х гг. XIX в. кокандцы восстановили власть над кыргызами. В 1853 г. в Коканде перебили кыргызов племени кыпчак. Это было организовано с ведома Худояра, чем этот хан вызвал враждебность со стороны кыргызов. Худояр опирался на поддержку со стороны узбеков. Также он принял беженцев-уйгуров после подавления маньчжурами восстания 1847 г. События в Коканде повлияли на кыргызов. Еще в 1852 г. Ормон и другие вожди северных кыргызов отказывались платить зякет. В 1852 г. Ормон просил русского подданства, а в 1853 г. с подобной просьбой обратились манапы племени бугу Боромбай и Балбай. По поводу принятия Ормона в подданство между генералами и сибирскими властями существует переписка. Военные рекомендовали принять племя сарыбагыш в русское подданство. Ормон и Уметалы писали самому царю Николаю I просьбы о принятии в подданство. Западносибирский губернатор хлопотал в 1852 г. о разрешении Ормону кочевать в бассейне Или за услуги, оказанные им русским.
В 1854 г. в битве с племенем бугу погиб Ормон-хан. Русские выдвинули войска к кокандским границам. Против Худояра бунтовали алайские кыргызы. Неспокойно было и на Тянь-Шане. В 1857 г. кыргызы снова восстали против Худояр-хана. На подавление восстания были брошены войска Мирзы-Ахмата и около Аулие-Ата кыргызы из племен солто и сарыбагыш были разбиты. Но под Пишпеком кыргызы нанесли поражение кокандцам и осадили их в крепости. Мирза-Ахмата выручил подход отрядов Малля-хана и Шадман- ходжи.
Худояр был вынужден оставить престол и на его место взошел Малля-хан. С казахами у кыргызов, несмотря на этническую близость, были непростые отношения издавна. Когда исчезла джунгарская угроза они перестали быть союзниками. В 1765 г. кыргызы вторглись в казахские кочевья, на что Аблай сделал ответный набег в 1766 г. В 1774 г. Абу-л-Фейз и Аблай совершили нападение на кыргызов. Кыргызы ответили на это набегом на казахские кочевья. В 1779 г. кыргызы снова воевали с казахами и им приходилось оборонятся.
В 1780 г. на общекыргызском курултае было принято решение о мире с казахами. Благодаря перемирию стала возможна демаркация границ казахских и кыргызских кочевий. Левый берег Или был кыргызским, а правый казахским. |
В 1785 г. произошел новый конфликт. Что же касается потомков Кенесары, то Тайшык, Сыздык и Ахмет перешли на службу к кокандцам, с которыми враждовал их отец и от рук которых погиб их дядя. После того как Кокандское ханство стало вассалом Российской империи, они ушли к уйгурам. И только после того как империя Цин разгромила Йеттишар, они вернулись в казахские кочевья, принеся покаяние русским властям [39; 40; 36; 37; 35, с. 111-122; 26, p. 121; 34, с. 36-41; 23; 24, с. 189].
Многие земли кыргызов в начале 40-х гг. XIX в. подчинялись кокандскому хану и его уполномоченным. Андижанскому наместнику подчинялись кыргызы, кочевавшие на Тянь-Шане, на реке Нарын. Кыргызы Чуйской и Таласской, а также Иссык-Кульской долин подчинялись Ташкентскому наместничеству. Нужно сказать, что Российская империя начала активно менять границу в свою пользу. В 1843-1845 гг. казахи Старшего Жуза обратились за подданством к Российской империи, не имея сил противостоять кокандцам. В 1847 г. на реке Капал была построена одноименная крепость. С 1847 по 1854 гг. Семиречье колонизировалось русскими казаками. В 1854 г. было построено укрепление Верное на месте современного Алматы. В том же году из состава Омской области была выделена Семипалатинская область, в которую вошли земли между реками Иртыш и Аягуз. Подчинялась эта область западносибирскому генерал-губернаторству.
В 1867 г. Алатавский округ был переименован в Семиреченскую область с центром в городе Верный. Область подчинялась Туркестанскому генерал-губернатору. В 1851 г. велись переговоры относительно торговли с Китаем. Продвижение русских не прошло незамеченным кокандцами. В 1849 г. на реке Каскелен они соорудили крепость Таучубек и готовились к сооружению укрепления на реке Чирчик. Кокандцы натравили племя сарыбагыш на русских подданных из племени бугу и казахов султана Алия Адилеева. Вождь рода бугу Боромбай-батыр попросил Горчакова построить крепость в своих владениях. С позволения императора П.Горчаков приказал войскам перейти реку Или и почти сразу же был атакован лояльными Коканду кыргызами, однако нападение удалось отразить. В 1850 г. манапы Канджи-бек, Ширалин, Аджибай, Абул-гази попросили построить крепости и в их владениях.
Кокандцы естественно не желали так просто сдавать позиции. Около реки Каскелен русский отряд К.Гутковского был атакован отрядом Ак-Куллы и был вынужден отступить. Другой русский отряд под командованием Ф.Энгмана взял Каш-Курган и рассеял отряд Ак-Куллы. В 1851 г. русские уничтожили крепость Таучубек. Кокандский гарнизон, не принимая боя, отступил в Пишпек. В 1852 г. подданства русских попросил манап сарыбагыш Ормон-хан. Русские решили в 1853 г. принять его в свое подданство, но Ормон из-за угроз со стороны казахов Старшего жуза был вынужден откочевать назад в Кыргызстан.
Тем временем в Коканде пришел к власти хан Худояр, который готовил нападение на русских. В 1853 г. отряд И.Бларамберга разрушил кокандские крепости Кумыш-Курган, Чим-Курган, Каш-Курган. Кокандцам удалось отстоять Ак-Мечеть. В 1853 г. оренбургский губернатор В.Перовский подошел к Ак-Мечети и отбил попытки хивинцев помочь кокандцам. 27 июня Ак-Мечеть пала и вскоре была переименована в Форт-Перовский. В августе и декабре кокандцы попробовали отбить крепость, но русские отразили все штурмы.
В 1855 г. хан Худояр отправил к казахам Старшего Жуза письма с требованием переселяться в кокандские владения. К Пишпеку было выдвинуто 7 тыс. войска. Русские начали концентрировать войска на кокандской границе. Однако столкновение не состоялось, поскольку тогда началась война Коканда с Бухарой. В 1856 г. на южный берег Иссык-Куля прибыла русская экспедиция с Ч.Валихановым.