Ферганская долина представляет собой сравнительно маленьким оазисом на северо-восточной части Центральной Азии. Она окружена с севера, востока и юга высокими горами Тянь-Шаня и Памиро-Алая. К просторам среднеазиатской равнины долина имеет выход только с западной стороны.
Фергана является самой густонаселенным регионом, где проживают представители не менее двух рас, двух языковых семьей и двух мировых религий. В долине расположены 3 области Узбекистана, 2 области Кыргызстана и половина одной области Таджикистана. Из всего населения Кыргызстана более половины живёт в Ферганской долине, точнее Ошской, Жалал-Абадской и Баткенской областях. Из более чем 800 тысяч узбеков Кыргызстана подавляющее большинство является жителями Ферганской долины.
По своему геополитическому положению Ферганская долина занимает важное стратегическое место не только во внешней политики указанных трех республик и Казахстана, она не менее важна и для политики миллиардного Китая, беспокойного Афганистана, исламского Ирана, даже далеких России и Турции. Поэтому всякие события в Фергане обязательно имеет резонанс как у ближних, так и более дальних соседей.
Ферганская долина относится к региону, где цивилизация возникла на почве синтеза оседло-земледельческого и кочево-скотоводческого хозяйствования. Государство как политическая структура в Фергане держалось на следующих элементах: а) на земле и ирригации, которые были общими для обеих общностей; б) на земледелии и его продуктах, которые находились в руках оседлого населения; в) на торговле оседлого населения; г) на скотоводстве и его продуктах, которые были в руках кочевого населения; д) и на политике и власти. Последний элемент всегда находился в руках кочевников или представителей кочевого происхождения. Плюс к этому военная сила была больше на стороне кочевников, в силу их мобильностью, характером жизни, разбойными нравом. Из них же в основном набирали ополченцев для отражения внешней военной угрозы. Таким образом, политическая сила, армия и меньшая часть экономики была в руках кочевников, а экономическое богатство было в руках оседлых.
В связи с этими обстоятельствами политическая сила и экономическое богатство в Фергане испокон веков балансировались и давали возможность складыванию здесь причудливого синтеза двух типов жизни: оседло-земледельческого и кочево-скотоводческого, которые диалектически взаимно дополняли друг друга. В итоге был создан уникальный Ферганский вариант сожительства двух типов общности людей, существование одного без другого было практически невозможно.
Разноэтнические и разнохозяйственные общности людей сосуществовали чересполосно, пример который тоже уникален в истории. Существовали оседлые кишлаки, города, укрепленные поселения, главными жителями которых были сначала ираноязычные, позднее тюркоязычные народы: тюрки, таджики, оседлые узбеки и другие. В местных исторических источниках их называли “сартиййа”. А вокруг таких оазисов находились многочисленные “кыштоо”- зимовки, “жаздоо” и “жайлоо”- летовкикочевников кыргызов, кыпчаков, кочевых узбеков и тюрков и других. Этих кочевников и полукочевников называли “илатиййа”.
Описанный вариант возникнув примерно в середине 1 тысячелетие до н.э., просуществовал почти до начала ХХ века, не вызвав никаких межэтнических конфликтов внутри Ферганы. Потому, что действовал принцип баланса сил между “сартиййа” и “илатиййа”. Здесь уместно отметить, что местные источники вообще не выделяют конкретные этносы, а называют либо племя или нарицательное имя, производного от местности, откуда родом конкретная личность. Например, одним из авторитетнейших историков Кокандского ханства Мулла Нияз Мухеммед Коканди в своем труде “Тарих и-Шахрохи” знает только два этно-социальную общность Ферганской долины - “илатиййа” и “сартиййа”.
В процессе действия принципа баланса сил между двумя отмеченными этно-социальными общностями по существу шла борьба в основном только за овладение центральной власти. Эта борьба была отнюдь не межэтническими, а была династическими или политическими. Когда нарушался баланс в пользу “сартиййа”, то “илатиййа” быстро восстанавливала былое равновесие сил путем смещения неугодного ей хана, поставив во главе государства нового марионета, обновляя бесконечно традиционные династии кочевого происхождения. Примеров к тому очень много. Возьмем 167 летнюю историю Кокандского ханства, где шла бесконечная борьба за овладения политической власти в орде между представителями разных кланов внутри “илатиййа”, в процесс которой часто включались и представители “сартиййа”. Но интересный факт - за всю историю ханства ни один, из многочисленных внутренних конфликтов, в том числе кровопролитных, не перерос в межэтнический.
Принцип баланса сил между двумя этно-социальными общностями населения Ферганы был нарушен с установлением Российской колониальной системы. Он объясняется следующими коренными изменениями, которые произошли здесь во второй половине Х1Х в.:
- Земля и водные ресурсы по положению 1886 г. были объявлены государственной собственностью, а затем в течении 1890-1910 гг. путем земельно-податной реформы были перераспределены между оседло-земледельческим и переселенческим населением. В итоге в руках местных земледельцев узбеко-таджикского происхождения и русских переселенцев оказалась подавляющая часть полезных, орошаемых и угодных земельно-водных ресурсов. А кочевники “илатиййа” в основном получили неудобные, богарные, необрабатываемые земли, пастбища и горы. Попытки кочевников получить землю путем оседания, не были поддержаны русскими властями, поскольку колонизаторам тоже нужно было прежде всего землеустраивать вновь и вновь пребывающих русских переселенцев, часто бежавших от произвола не совсем цивилизованного капитализма в центральных районах России. Таким образом, процесс оседания кочевников простирался почти до 40-х годов советского времени.
- Торговля, как прежде, осталась в руках представителей “сартиййа”. К ним примкнулись русские купцы и зажиточные переселенцы.
- Политика и власть от представителей “илатиййа” перешла в руки русской администрации. Если например, ханы и их сановники, беки вилайетов, акимы городов Ферганы, часто назначались раньше из представителей “илатиййа”, то теперь они могли в лучшем случае рассчитывать на должность управителя волости в горных районах.
- Скотоводство осталось в руках кочевников, но оно попало в зависимость от рынка, которым командовала русская и местная торговая буржуазия.
Таким образом прежний баланс политических и экономических факторов был нарушен в пользу оседло-земледельческого и переселенческого населения.
Итогами такой тенденции явились следующие:
1. Постепенное расширение оседлых поселений и кишлаков и вытеснение кочевых зимовок с традиционных мест обитания: Эки-Суу Арасы, земель вокруг Маргелана, Ходжента, Андижана, Намангана, Оша и других.
2. Попытка овладения земельными угодьями кочевников путем ускоренного оседания не было поддержано царскими властями. Даже замечалось сопротивление этому естественному процессу.
Все эти изменения привели к возникновения условий, способствующих породить межэтнические конфликты на почве главным образом из-за земельного вопроса.
Таким образом возможности межэтнического конфликта накапливались в течении десятилетий, в результате которого накал земельного вопроса немного разрядился в 1898 и 1916 годах в процессе народных восстаний.
После Октябрьской революции 1917 г. в связи установлением Советской власти, Гражданской войной, голодом и восстановлением экономики земельный вопрос был отодвинут назад и на некоторое время был забыт.
1924 году, в результате в основном правильного советского мероприятия половинчатого присвоения “национальной государственности” земельные отношения между рассматриваемыми этно-социальными общностями в какой-то мере были урегулированы, но глубинные, связанные с историко-традиционными обстоятельствами, несоответствия остались.
В течение 1924-36 годов часто случались территориальные споры между этно-социальными общностями Ферганского региона, разделенными теперь на несколько “национальные государственные образования”. Подавались жалобы местных общин на соседа из-за территорий и земельных угодий. Но они часто в силу вмешательства центральных властей, искусственно остановливались. Об этом говорят многочисленные архивные документы. В те годы была создана так называемая “паритетная комиссия” ЦИК СССР, которая рассматривала земельно-территориальные споры этно-социальных общин из той или иной национальной государственности, имеющие претензии друг к другу. 20-25 марта 1926 года состоялось заслушивание отчета комиссии в Самарканде, вторая комиссия отчитывалась 3 мая 1927 года перед президиумом ЦИК СССР. Оба комиссии пытались урегулировать межэтнические территориальные споры, в каком-то уровне эти усилия увенчались успехом, но исторические причины поземельных противоречий между бывшими “илатиййа” и “сартиййа” не были искоренены.
Поземельный дисбаланс остался и внутри государственных образований, например на юге Кыргызстана между бывшими кочевниками - кыргызами и оседлыми узбеками. Исторические противоречия между двумя общностями внешне было будто-бы улажены половинчатым обретением кыргызами своей национальной государственности. “Урезанные права на земельно-водные ресурсы и экономические рычаги” бывших “илатиййа” таким образом как-бы были компенсированы получением ими “политических рычагов”, которое выражалось занятием ответственных государственных постов и должностных мест. Тем самым ещё в те годы были положены основы “кадрового перекоса”, явившимся одним из факторов недовольства узбекской части населения, хотя он был естественным явлением для государствообразующего этноса.
К концу 30-х годов XX в. вся “илатиййа” осела и современный этнохозяйственный облик Ферганской долины в основном был завершен.
В 1940-70 гг. в связи с войной, восстановлением народного хозяйства, культом личности, репрессией, грандиозными идеями построения «развитого социализма”, а затем и коммунизма, земельный вопрос на время был забыт.
Однако, в 70-80-е гг., когда были обнаружены признаки системного кризиса советского строя, симптомы межэтнического конфликта опят всплыли вверх. Теперь они выразились в следующих формах:
- Территориальные споры вместо земельного вопроса - они были главными. Отсюда появилась выдуманная проблема о принадлежности Ферганской долины и ее отдельных местностей к кыргызам или узбекам;
- следующие второстепенные вопросы, такие как: кадровый перекос; социально-бытовые неурядицы; языковая политика; трансформация традиций, психология, разница между кыргызами и узбеками относительно уровня религиозности, ментальные особенности усиливали противоречия двух общин.
В итоге вышеуказанные главные и второстепенные противоречия привели или по крайней мере стали одними из основных исторических причин возникновения так называемого Ошского межэтнического конфликта 1990 г., который был спровоцирован экстремистски настроенных и мафиозных групп людей.
Повторение этноконфликта после 20 лет, а именно в июне 2010 г. (вспомните, 1990 г. тоже конфликт начался в июне) в корне имели эти же исторические предпосылки. Они теперь трансформировались в другие производные проблемы, среди которых было главное – сепаратистское настроение лидеров узбекской части, а со стороны молодежи кыргызов – ответной реакцией.
Что касается заключений различных комиссий по данному конфликту, и в особенности заключения международной комиссии, поговорим в следующих статьях.
Кененсариев Ташманбет, заслуженный работник образования КР, доктор исторических наук, профессор