Курманжан Датка являлась не только крупной исторической личностью, но и уникальным явлением в истории Центральной Азии. Как древние царицы саков и массагетов Томириса и Зарины, предводителей кыргызских племен Кыз Сайкала и Жаныл Мырза она не имела аристократическую генеалогию. Курманжан вышла на историческую арену из простолюдин, как дочь простого кочевника Маматбая. Вопреки канонам ислама стала первой женщиной “датка”, не имея короны и трона, именовалась “царицей”, ее называли даже “генералом” без определенных воинских чинов. С другой стороны совпадение 200-летного юбилея Курманжан с 20-летием независимости Кыргызстана, наводит на мысль о символичности исторических параллелей. Загадочность и таинственность фигуры Курманжан Датки, как создание некоего “божьего дара или преопределенность судьбы”.
Родиной Курманжан была Ферганская долина, называемая жемчужиной Центральной Азии. Окруженная со всех сторон высокими горами, Ферганская долина имела выход к среднеазиатской равнине только с западной стороны. Это место в средние века называлось «Темир Капка». Поистине, в древнюю пору и в средневековье оно было «воротами» между Западом и Востоком. Ведь самая оживленная ветвь Великого Шелкового пути проходила именно здесь. Здесь бывали войска перса Дария, грека Александра Македонского.
Здесь издревле жили народы нескольких языковых групп: иранской, тюркской. Мирно уживались разные верования: зороастрийская, буддийская, христианско-несторианская и исламская. Жители этих мест имели богатый опыт скотоводства, земледелия, ремесел. Горы и долины сыграли важную роль в истории государства Давань, имевшее высокоразвитое хозяйство, поливное земледелие. Вот почему здесь была достигнута высокая культура возделывания риса, пшеницы, винограда, хлопка, овощей. Высокопородные скакуны славились далеко за пределами Давани, Центральной Азии. Когда-то культу коня поклонялось все население Ферганы. Память о «небесных конях» дошла и до наших дней. Изображения “дулдулов, потеющих кровью” были найдены на скалах Дулдул-Ата вблизи села Араван, а также на горе Сулейман-Тоо - центре города Ош. В государстве Давань, по некоторым источникам, было более 70 больших и малых городов, в том числе и древний Ош, с историей которого связано многое в биографии Курманджан-Датки и ее потомков.
Из Китая, Индии по Великому Шелковому пути сюда приезжали торговцы, ученые. В древнем Оше, на священной Сулайман-Тоо творили свои произведения Абу Ибн Осмон, Ахмед Фергани, Махмуд Югнеки, Омор Ибн Муса аль-Оши, Мансур аль-Оши, Абдаллак-аль Оши. Как и великий Бабур, они воспевали этот край в своих ученых трактатах, художественных произведениях. В их ряду свое почетное место заняла и «алайская царица» Курманжан Датка. Ведь она плоть от плоти дочь древней ошской земли.
Она выросла в этих благословенных местах, среди сияющих, бирюзовых горных рек, заливных альпийских лугов. И в личности, характере ее слились красота, мудрость ошской земли. Не зря говорят, что горы оказывают большое влияние на характер горцев и горянок. Следовательно, сама природа этого края пестовала характер этой неординарной женщины.
Феноменальность Курманжан датки, как исторической личности заключалась, по-нашему мнению, в том, что ее жизнь совпала со сложным периодом в жизни своего народа, а ее деятельность протекала в тесной взаимосвязи и динамике той эпохи. В эпохе Курманжан перед кыргызским народом во весь рост стали две судьбоносные проблемы.
Первой проблемой было единение разрозренных кыргызских племен и попытка создать самостоятельную государственность. Этот вопрос на повестке дня истории кыргызов находился со времен “кыргызского великодержавия (IX в.)» и с каждой эпохой вновь и вновь ставился перед народом. А в XIX веке, когда пересеклись геополитические устремления мировых держав - России и Англии в Центральной Азии, и к ним осторожно подключалась Цинская империя, вопрос о государственности кыргызов вновь стал актуальным.
Вторая проблема вытекала из первой. В результате внешней колониальной экспансии кыргызы оказались перед диллемой - остаться в таком же положении как было в первой половине века или бороться с внешней угрозой с целью сохранения независимости. В те времена Юг был составной частью Кокандского ханства, а Север управлялся своими биями, но номинально подчинялся Коканду по системе сюзеренитета. А Кокандское ханство было государством как узбеков, так и кыргызов, и таджиков. Следовательно, ханство являлось одной из форм кыргызской государственности.
В этой диллеме кыргызы, особенно южные племена, предпочли второй путь. Кыргызские ополченцы, составляя конные ударные силы Кокандских войск против российской колониальной экспансии во главе с Амира Лашкера Алымкула, Искака Асан уулу Полот хана, Абдылдабеком, сыном Курманжан Датки, активно участвовали в сражениях в течение 1860-70-х годов в южных районах Казахстана, под Ташкентом, в Фергане. Борясь с внешней экспансией, кыргызские дальновидные родоплеменные лидеры, беки, датки и бии одновременно не забывали вопрос о создании государственности. В связи с этим вопросом известны действия Нузуп бия, Алымбек Датки, Ормон хана.
Таким образом, жизнь и деятельность Курманжан Датки протекала в тесной взаимосвязи с вышеуказанными проблемами кыргызов. И она смогла достойно ответить глобальным историческим вызовам тех лет, найдя верный путь для своего народа в сложной международной и внутренней общественной обстановке.
История жизни Курманжан Датки достаточно хорошо изучена по устным преданиям ее современников, родственников и детей. Легенды и быль о ней бережно передавались из поколения в поколение.
Слишком уж уникальной и таинственной была личность женщины-предводителя Алая. Русские и зарубежные путешественники, ориенталисты Генерального штаба России, другие военные деятели, чиновники колониальных властей, посещавшие юг Киргизии, непременно наносили визит к Курманжан Датке. Им было важно знать позицию влиятельной правительницы «беспокойных», вольнолюбивых южных кыргызов. На представителей же европейской цивилизации человеческая мудрость и государственный ум «Алайской царицы» оказывали столь глубокое впечатление, что они считали своим долгом рассказать о ней своим соотечественникам. Статьи о легендарной Курманжан Датке публиковались в российских, французских, немецких, польских изданиях… О Курманжан Датке писали ташкентские “Туркестанские ведомости” и санкт-петербургский “Исторический вестник”, верненские "Семиреченские областные ведомости" и ташкентские “Известия Туркестанского отделения императорского Русского географического общества”, многие другие газеты и журналы.
Она в свое время стала известна не только в Фергане, но и в Центральной Азии, даже России (См.: Алайская ханша.// Переводчик. 1895. № 32. (Татарская газета, изд. с 1883 г. Исмаилом Гасприинским в Бахчисарае на русском языке).-С.665-666.), где написана «… Слава этой киргизски, лихой наездницы и подчас воительницы, гремела на Памире и в Кашкаре…»
Личности Курманжан Датки посвящены многие исследования как в советском, так и в постсоветском периодах. Однако в кыргызской историографии до сих пор не сделана концептуальная периодизация деятельности Царицы Алая. В этой статье на основе исторических данных попытаемся восполнить этот пробел.
Курманжан Датка прожила 96 лет. Из этой довольно продолжительной по тем временам жизни 75 лет она провела в гуще общественных и политических событий Ферганской долины, играя в них активную и нередко решающую роль. Анализ хроник различных событий и фактов из биографии Курманжан Датки Маматбай кызы позволяет нам выделить три основные периода ее деятельности.
Ташманбет Кененсариев, заслуженный работник образования КР, доктор исторических наук, профессор
E-mail: tashkg@rambler.ru