1. Анализ письменных источников
Проблема происхождения этнонима «кыргыз» еще не решена. Имеются различные гипотезы. Научная ценность этих гипотез еще не подтверждена.
Мы предлагаем новую гипотезу происхождения данного этнонима.
Этноним «кыргыз» в фонологическом аспекте встречается в древнекитайских, древнетюркских, византийских, арабско-персидских письменных источниках. Но фонологический аспект отражает только сложившуюся форму лексемы. Данный аспект не позволяет определить этимологию лексемы. Необходимо найти письменный источник, где этноним «кыргыз» дается в семантическом аспекте. Анализ письменных источников показал, что древнекитайские письменные источники («Тан-Шу» и «Письма Танского императора кыргызскому кагану») содержат иероглифы, которые дают лексему «кыргыз» в семантическом аспекте.
В древнекитайских письменных источниках этноним «кыргыз» в фонологическом аспекте отмечен в следующих формах: 鬲昆 [гэгунь], 堅昆 [цзянькунь], 契骨 [цзигу], 結骨 [цзегу], 紇吃斯 [хягусы], 紇骨 [хягу]. При этом существует следующая форма передачи этнонима «кыргыз» в семантическом аспекте: 黠戛斯 [сяцзясы]. Перевод данной формы следующая: 黠 – черный, 戛 – секира, 斯 – притяжательное местоимение (его, их, это). Следовательно: это [народ] черные секиры. Сопоставительный анализ алтайских, а также индоевропейских языков дает следующую форму: праиндоевропейский: *kerǝs; праалтайский: *kàru; Пратюркский: *kara (черный); праиндоевропейский: *kĕrt; праалтайский: *k'ĭ̀rég; пратюркский: *kerki (резать, топор, секира, кирка). Следовательно, праиндоевропейский: *kerǝs kĕrt; праалтайский: *kàru *k'ĭ̀rég; пратюркский: [народ] *Kara kerki – народ «Черной секиры».
Кроме того, в письме Танского императора кыргызскому кагану Ажо (Жарган) от 845 года н.э. дается еще одна иносказательная, семантическая форма этнонима «кыргыз»: 雄朔漠以偁君禀耀旌頭, 分天街而建閾 – «[каган, Вы] храбростью [своей] от севера до великой пустыни (Пустыни Гоби) владели, Вы, Милостивый государь получили [свое] сияющее знамя, [как] глава разлчили Небесный Тракт (две звезды в созвездии Тельца – Плеяды), установили [его] границу». В данном отрывке форма 天街 [тяньцзи] (звезды из скоплении Плеяды) имеет семантику «Небесный народ» или «Народ Плеяды». Данная форма встречается в древнекыргызских надписях в виде «Теңри эл» – «Небесный народ». К примеру, в надписи Уюк-Туран (е-3), отмеченной кыргызской тамгой, пишется что: «Öčеn : Külüg Tirig : ben : Teŋiri Elim : te : jemlig : ben :» – «Я – Очин Кюлюг Тириг. В моем, Тенгри народе (Небесном народе) я был богат».
Как показывает лингвистический анализ, согласно древнекитайским письменным источникам этноним «кыргыз»:
1) имеет семантику «резать, топор, секира, кирка»;
2) а также имеет культурологический маркер «Небесный народ» или «Народ Плеяды».
Сопоставительный анализ китайских и античных письменных источников дала такие же результаты.
Согласно Геродоту у Таргитая (родоначальника скифских народов) «было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша». Нас интересует имя младшего сына «Колаксай» (Κολάξαιν). Данная лексема имеет семантику «резать». Исходной формой является Κολάζω. Сопоставительный анализ алтайских, а также индоевропейских языков дает следующую форму: праиндоевропейский: *kert (резать); праалтайский: *k'ĭ̀rég (режущий инструмент); пратюркский: *kerki (резать, топор, секира, кирка). Следовательно, можно утверждать, что лексема Κολάξαιν (Коллаксай) является названием народа *kerki (кыргыз).
Первое упоминание народа Κολάξαιν (Коллаксай) относится к 2-ой половине VII в. До н. э. В парфении древнегреческого поэта Алкма́на народ Коллаксай упоминается вместе с культурологическим маркером «Плеяда»:
После Агидо вторая красотою, —
Колаксаев конь за приз с ибенским спорит.
Поднимаются Плеяды
В мраке амбросийной ночи.
Следовательно, согласно античным письменным источникам этноним «кыргыз»:
1) имеет семантику «резать, топор, секира, кирка»;
2) а также имеет культурологический маркер «Плеяда».
Как видно соответствие древнекитайских и античных письменных источников налицо.
Таким образом, этноним «кыргыз» имеет семантику «резать, топор, секира, кирка». Данная семантика предположительно связано с космологической мифологией Плеяды. Кроме того, этноним «кыргыз» в письменных источниках в форме Коллаксай встречается еще в 2-ой половине VII в. до н. э.
2. Время и место возникновения этнонима «кыргыз»
Время возникновения этнонима «кыргыз» можно определить генетическими, археологическими, а также культурологическими маркерами. Мы предполагаем, что этноним «кыргыз» возник в андроновскую эпоху (XVII—IX веках до н. э.).
Согласно исследованиям YSearch генетические маркеры современных кыргызов и андроновцев полностью совпадают. Следовательно, этногенез кыргызов начинается еще с XVII—IX веках
до н. э. Сводная таблица генетических исследований YSearch выглядит следующим образом:
Как видно генетическая связь андроновцев и кыргызов налицо.
Археологические исследования показали полное сходство андроновских черепов и костей скелета из минусинских и западноказахстанских могил. Уже установлено единство территории формирования андроновской культуры, начиная от Минусинской котловины до приаралья. При этом, с учетом находок в Семиречья и бассейна Ысык-Куля, отмечается автохтонность этнических групп андроновской эпохи.
Необходимо также отметить, что при археологических раскопках чаще всего встречались двойные топоры, топоры-молоты, особенно топоры с втулкой, или так называемые кельты (особенно в Сибири).
Археологические находки также дают нам возможность выделить культурологические маркеры андроновской эпохи. К ним относятся: астрагалы (по кыргызски – сака, чүкө), накосные привески, расколотые трубчатые кости и отсутствие костей свиньи.
Астрагалы широко встречаются в археологических раскопках андроновской культуры. Начиная с Карасукской эпохи, на астрагалах ставились тамги. Кыргызы и сегодня играют спортивные игры, где применяются астрагалы (например, национальная игра «Ордо»).
Накостные привески на ранних этапах были из ракушечников, на поздних этапах – из серебра и бронзы. Кыргызские женщины до середины XX века носили накостные привески.
Найденные в археологических раскопках андроновской эпохи, расколотые трубчатые кости свидетельствуют о культурной традиции андроновцев, которая до сих пор сохранена кыргызами – и сегодня кыргызы раскалывают трубчатые кости.
Согласно анализу археологического материала андроновцы не содержали свиней. Кыргызы никогда в истории не содержали свиней.
Таким образом, этноним «кыргыз» возник в андроновскую эпоху (XVII—IX веках до н. э.) на территории от приаралья до Минусинской котловины. Следовательно, переселение кыргызов из Енисея в Тянь-Шань не было. Данная территория была единой территорией этногенеза кыргызов, которая сужалась или расширялась в зависимости от исторической ситуации. Корме того об единстве Енисейских и Тянь-Шанских кыргызов свидетельствует тот факт, что в составе современных кыргызов есть племя Жетиген – племя кыргызского правителя Ажо (Жарган).