Добавить статью
5:51 28 Января 2014 132603
Письмо-орнамент кыргызов

О знаковой функции орнамента

Декоративно-прикладное искусство кочевников носит утилитарно-художественный характер. Но в ходе исторического процесса некоторые элементы данного искусства утратили свою утилитарность. К таким элементам относится орнамент – узор, предназначенный для украшения различных предметов, сооружений.

Орнамент в декоративно-прикладном искусстве кыргызов в настоящее время рассматривается только как эстетическое осмысление действительности. При этом название орнаментов, применяемые в данное время, носит сугубо ассоциативный характер, т.е. знаковая функция орнамента была утрачена.

О наличии знаковой функции орнамента свидетельствую исторические данные.

К примеру, «исследователи иньского письма указывают на сходство графического стиля иероглифов, изображающих животных, со стилем зооморфного орнамента, который встречается на различных предметах материальной культуры эпох Инь и даже предшествующих исторических эпох. Это означает, что в своих истоках китайская иероглифическая письменность связана с изобразительным искусством и с орнаментом. Это делает понятным причину, по которой знаки китайского письма были названы словом вэнь «узор»1.

Тамги в виде орнамента были отмечены также в тюргешских монетах. Согласно В.Н.Настичу в окрестностях городища Красная Речка была найдена монета с квадратным отверстием. «Лицевая сторона: надпись поздним согдийским курсивом против часовой стрелки: ’rsl’n kwyl ’yrkyn Aрслан күл-иркин (или kwyl ’yrkyn ’rsl’n күл-иркин Арслан, поскольку никаких словоразделителей в надписи нет)». В обратной стороне: две тамги: справа (условно) от отверстия – согласно В.Н.Настичу руническая тамга m; слева рунический тамга r2. Но по нашему мнению справа от отверстия изображена руническая тамга k в виде орнамента, слева от отверстия руническая тамга r (см. рис. 1). Данная интерпретация позволяет нам утверждать, что тамга k мог применяться в качестве знака, имеющее значение «күл» («сильный»), а тамга r – в качестве знака, имеющее значение «эркин» («герой»). Следовательно, эти тамги параллельно выражали значение согдийской надписи «’rsl’n kwyl ’yrkyn» – «Aрслан күл-иркин» (см. рис. 1).

140127_1

Рисунок 1

Таким образом, можно предположить, что орнамент в декоративно-прикладном искусстве кочевников имел также функцию знака.

Позиции применения орнамента в качестве знака

Анализ современного прикладного искусства кыргызов позволяет нам выделить следующие возможные позиции применения орнамента в качестве знака.

В юрте можно выделить четыре позиции: верхняя передняя кошма (үзүк), нижние кошмы (туурдук), стык между верхней и нижней кошм, дверное покрывало (эшик тыш) (см. рис. 23).

140127_2

Рисунок 2

Две позиции для головного убора мужчин (ак калпак): на передних полях (төбөсү), на краях (кыюусу) (см. рис. 34).

140127_3 Рисунок 3

Одна позиция для головного убора женщин (элечек): на повязке из материи (кыргак) (см. рис. 45).

140127_4 Рисунок 4

Таким образом, анализ позиций применения орнамента показал, что все позиции носят демонстративный характер, следовательно, орнамент имел свою семантику, понятную для тех, которые жили в культурном пространстве кочевников.

Семантика орнамента

Для определения семантики орнамента можно применить сопоставительный анализ элементов орнамента и системы рунических графем. Орнаменты, применяемые в декоративно-прикладном искусстве кыргызов, имеют следующие элементы:

I. Простые элементы:

140127_5

II. Сложные элементы:

140127_6

Простые элементы согласно сопоставлению, имеют следующие параллели в рунических графем:

140127_7Следовательно, семантику простых элементов орнамента можно представить в виде следующей таблицы.

140127_8

Семантику сложных элементов можно установить, применяя семантику простых элементов:

140127_9 Следовательно, семантику сложных элементов орнамента можно представить в виде следующей таблицы.

140127_10

Опыт чтения письма-орнамента кыргызов

Опираясь на вышеизложенную систему семантик элементов орнамента, на примере шырдака – текимета (шитый в два слоя орнаментированный войлок) был прочитан письмо-орнамент кыргызов, (см. рис. 56).

140127_11 Рисунок 5

Орнамент шырдака имеет следующие элементы:

140127_12При этом композиция с «четырьмя каганами» имеет семантику «владыки четырех сторон света».

Таким образом, орнаментная композиция шырдака читается следующим образом: «Жер-сууда киши уулу бар. Тоолордо төрт булуңду ээлеген кагандар бар» – «Потомки человека живут на землях и воде. В горах живут каганы со ставками, владыки четырех сторон» (см. рис. 6).

140127_13 Рисунок 6

Выводы

1. Орнамент у кочевников, кроме функции эстетического осмысления действительности, также имел функцию знака.

2. Знаковая функция орнамента широко использовался кочевниками в декоративно-прикладном искусстве.

3. Анализ позиций применения орнамента показал, что все позиции носят демонстративный характер, следовательно, орнамент имел свою семантику.

4. Кыргызы при изготовлении юрты, головных уборов, а также шырдака широко использовали знаковую функцию орнамента.

5. Учитывая демонстративный характер позиций расположения орнамента, можно предполагать, что орнаменты юрты и головных уборов могли выражать также социальную информацию: «юрта кагана», «юрта бека», «сын кагана», «сын бека» или «жена бека» и т.д.

6. Орнаменты шырдака могли выражать мифологическую информацию «о владыках четырех сторон мира».

[1] Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза, М.: Наука, 1978.

[2] Настич В.Н. Монетные находки с городища Красная Речка (1978–1983 гг.)//Красная Речка и Бурана. Материалы и исследования Киргизской архео­логической экспедиции. Фрунзе, 1989, с. 96–120.

[3] Фотография юрты – с Интернет сети: http://news.mir.kg

[4] Фотография головного убора – с Интернет сети: http://rus.kg

[5] Фотография головного убора – с Интернет сети: http://tulpar.kg

[6] Фотография шырдака – с Интернет сети: http://tumar.com/ru

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

11-04-2016
О титулах «Кара Кан» и «Бограч Кан»
42055

16-10-2015
Первое упоминание этнонима «қазақ»
48131

02-05-2014
«Теңир»
(лингвистическо-исторический анализ лексемы)
43295

04-02-2014
Юэчжи. Лингвистический анализ этнонима
41477

19-12-2013
Об этнониме «Шато» – «Солто»
63459

29-11-2013
Кыргызское великодержавие: главные направления военных походов
51572

04-11-2013
Происхождение этнонима «түрк»
54267

06-05-2013
Тюркютские роды «Ашина» и «Ашидэ»
41851

29-04-2013
Происхождение этнонима «кыргыз»
81306

29-11-2012
Геродот. Кыргызская генеалогия
91731

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×