Глава 3. Обряды, связанные с общественным бытом. Врачевание
Кыргызы
Если кто заболел, около его юрты ставят козленка головой на запад, зовут соседей, режут козленка и молятся. Не снимая с зарезанного козленка шкуры, вынимают легкие и сердце и кладут их в чашку с водой, приглашают к больному старуху. Больной раздевается, старуха берет легкие и ударяет ими пациента по ладоням и подошвам ног, потом сердцем по сердцу. Затем эти орудия лечения выбрасывают, а чашку с водой обносят трижды вокруг головы больного, который после того плюет в нее, а затем воду выливают. Козленка в шкуре отдают бедному соседу. Өпкѳ чапты — «ударил легкими»1.
Сарыкуль, Терскей
Лечение скота. Если у коровы болят сосцы: кладут в огонь семь камешков; когда они раскалятся, идут к корове, брызнут водой на камни и, пронося их под животным, опаривают вымя, покрыв корову предварительно хорошенько кошмой. Есть и другие способы лечения: берут угольки из-под трех ног тулга (тагана) из кострища и сдувают с них пепел на сосцы, потом похлопывают по вымени, чтобы корова вылечилась; когда идут доить корову, кладут в ведро (подойник) ложку и доят, не вынимая ее, потом, принеся домой, вынимают ее и, зачерпнув молока, касаются ею трех ног тулга и казана, после чего выходят к корове, обносят эту ложку с молоком вокруг ее головы и выплескивают2.
Кѳкмээ — болезнь мозга у овец, когда они вертятся на месте3.
Тавуп, или тамырчы — лекарь, узнающий болезнь по пульсу4.
Сынчы — предсказатель, гадальщик по лицу5.
Далчы — гадальщик по лопатке6.
Түкүрчү — знахарь, заговаривает болезнь7.
Теепе — четки (101 зерно)8, состоят из трех соку9.
Комуз — музыкальный инструмент.
Тѳлгѳ10 — 41 камешек для гадания о будущем.
«Гарба!» (Пусть будет здоров!), — кричат мальчики, которых бахши усаживают вокруг юрты во время лечения.
Одежда бахши. Бахши одет в белый халат. Во время лечения он снимает этот халат и остается в бешмете, а голову перевязывает белым платком.
Бахши ходит безостановочно вокруг больного и поет слова на известный мотив, бьет его своим аса муса, сдавливает ему грудь и голову, протыкает его шашкой, а когда вынимает ее, следов прокола не остается; проходит безболезненно сквозь огонь.
Сеанс лечения продолжается часа три вечером, между 7 и 12 часами.
Бахши получает свою силу обычно по наследству, но это бывает не всегда.
Больных маленьких детей завертывают на время в только что снятую шкуру козы или жеребенка11.
У бешеной собаки на языке или на нёбе опухоль, которая, когда разрывается, выпускает яд. Если опухоль не разорвалась, укус безопасен. Лечение от ядовитого укуса происходит так. Если поймают бешеную собаку, сейчас же ее сжигают и ставят укушенного в дым от костра. Кроме того, пострадавшего вводят поочередно в сорок юрт, и в каждой юрте он должен укусить ухо (ручку) чугунного котла12, или же: убив эту собаку, берут ее мозг и середину его дают съесть укушенному.
Дали — баранья лопатка, по которой гадают о будущем: с вареной лопатки снимают мясо только ножом, не касаясь губами, и сейчас же предсказывают будущее.
Назыр садака — милостыня, поданная дуана13.
рч. Большой Кемин
Сын тавупа бахши. Его брат также был бахши с 25 лет. У моего собеседника днем, во время обеда, в 1919 г. появился в глазах туман, он перестал видеть и лежал без памяти. Потом, как будто все стало проходить, и этот человек увидел всадника, который звал его к себе и который сказал, что заставит его скитаться в течение полугода-года, бродить по людям, а потом отпустит, и тот снова станет нормальным человеком. Если во время своих скитаний он будет находить больных, то должен лечить их, а всадник будет ему помогать. Всадник сидел на вороном коне, одежда скверная, рваная, пестрая, глаза большие, нос горбатый, а на голове нечто вроде папахи, т.е. был во всем как человек. После этого видения бахши часто впадал в обморок, и всадник постоянно являлся ему. Тогда он стал ходить по людям и лечить больных. Когда лечил, то приговаривал:
Су башында Сулайман, хак Су айакда, Туркестан, хак Арбаладан сактачи бир худа Жезиракы жеминдир Жетимакы жезендир Жезиракы жезендир Жетимакы жезендир Бу дунъеде зорлук бар Тиги дунъеде тендик бар Адамакы жемендир Адам етти жемендир Арам етти жезиндир Алданын кѳрмѳс жамалын Мухаметтин емѳтемин дегендир Имамамдын шапатамин дегендир Улукларга тынш чылик Арпаладан сахта гучу алла Туркестанде туман бар, жак Туркун, туркун сапарлар Саклакучу бир алла Тободегыл бенделыр Кызарачыкан балангдан Кара (ра) чыкан чаландан Тодай кунен кечыргил Тозок отым очургул Кайур, кайур, кайур бар Баладан сактагул Жаладан саглаул Узун омур жаш берсын Аллах Акбар. |
В начале воды Сулейман, правда, истина (хак — употребляется и как эпитет Аллаха). В конце воды Туркестан, правда. Изнуренному хранитель один Бог. Доля вдов плохая, доля сирот плохая. Охраняй долю вдов, охраняй долю сирот! На этом свете — насилие, на том свете — равенство. Доля человека плохая (тяжелая). Человеку в высшей степени плохо. Человека надо очень оберегать. Обманувшего слепца осуди. 1овори, что это положительное воздействие Мухаммада. Говори, что это милость имама. Великим покоя (мира) пожелаем. От житейских хлопот оберегай, о Всесильный Аллах! В Туркестане есть несметное войско (или туман, туча), правда. Разнообразные путешествия (или пути-дороги). Береги силу. Единый Аллах! Покайтесь, рабы божьи! Краснеешь из-за твоих детей, темнеешь из-за клеветы. Проживи большую жизнь, погаси мой адский огонь! Существуют добро, милостыня, подаяние. От беды сохрани! От клеветы защити! Пусть даст тебе долгие годы Аллах Великий! |
(По словам Б.Солтонаева, это песня дуана, а не бахши14).
Камлание (лечение) продолжалось часа полтора вечером. Всадник являлся бахши на помощь не во время сеанса, а во сне. Отказываться от подчинения требованиям всадника нельзя, иначе заболеешь, станешь хромым и т.д.
Женщина-бахши называется бубу. Мужчина перестает быть бахши, когда женится (о женщине неизвестно)15.
Костюм бахши обыкновенный, но плохой. Особые принадлежности: аса-муса и чанач за спиной.
Был тулку-бахши16 который своих джиннов посылал жать поспевший ячмень, они перекололи себе все руки об ости и не смогли выполнить поручение.
В больном борются двое джиннов — его собственный и враждебный. От результата борьбы зависит состояние здоровья больного.
Предсказанием по литью свинца занимались бубу (женщины-бахши) и бросали при этом в огонь сало17.
Узгуч18 — знахарь, лечит от головной боли: мнет голову пациенту, стягивая боль к межбровной части лба, потом захватывает пальцами кожу в этом месте и, сильно стиснув, дергает.
Телуп — лекарь, лечит различными простыми лекарствами (дает пить воду и проч.).
Бахши и его атрибуты: аса-муса — палка из одноименного дерева, с острым штыком на конце. Этой палкой бахши бьет больного.
1По представлениям казахов, демоны-женщины албарсты время от времени пытаются украсть души людей, которые находятся в легком человека (Очерки по истории народной медицины Казахстана. Алма-Ата, 1978. С.22 ). Возможно, поэтому метод лечения со свежевынутыми легкими животного имел цель обмануть албарсты, подставляя ему вместо души больного душу зарезанного животного.
2 Очаг и котел у тюркских народов — символы стабильности и благополучия, защитники и хранители жизни рода, семьи (Традиционное мировоззрение тюрков. I. С.136-147) и главного богатства кочевника — скота. Второй и третий способы лечения скота, видимо, связаны больше с надеждой, что божество домашнего очага поможет вылечить скотину.
3 Кѳкмѳѳ или кѳкмээ — “вертячка”, болезнь скота, главным образом, овец и рогатого скота, выражающаяся в верчении головой {Юдахин К.К. Указ. соч. С.418).
4 Тавуп — табиб, лекарь (в отличие от врача), тамырчи — знахарь, определяющий болезнь по пульсу (от тамыр — кровеносный сосуд, пульс). См. об этом: Юдахин К.К. Указ. соч. С. 686, 700.
5 Сынчи — По К.К.Юдахину, знаток боевых качеств коней, беркутов, борзых собак (от сын — испытание, экспертиза; внутреннее качество, достоинство). См. об этом: Юдахин К.К. Указ. соч. С.679.
6 Далчи, далычи — предсказатель по бараньей лопатке (от далы — лопатка). См. об этом: Юдахин К.К. Указ. соч. С.183.
7 Түкүрчү (от түкүр — плевать) — знахарь, лечивший от укуса змей и ядовитых насекомых при помощи “целительного” плевка или дуновения. См. об этом: Юдахин К.К. Указ. соч. С.779.
8 Теепе — в словаре К.К. Юдахина этого слова нет.
9 Соку — в словаре К.К. Юдахина этого слова нет.
10 Тѳлгѳ — ворожба, гадание на камешках или на альчике косули (встарь, главным образом) перед выступлением в поход (Юдахин К.К. Указ. соч. С.757).
11 Довольно распространенный способ лечения больных у тюрков вообще. Больного заворачивали в шкуру только что зарезанной козы или овцы мездрой к телу, чтобы вызвать обильный пот (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 2 4 4 ).
12 Об этом способе лечения см. раздел “Обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка”.
13 Назыр-садага — от назыр — “обет, жертва или угощение с богоугодной целью” и садага — “искупительная или благодарственная жертва для изгнания духа болезни, от сглаза и т.п.” (Юдахин К.К. Указ. соч. С.550, 620).
14 Видимо, прав информатор Б. Солтонаев, эта песня, судя по содержанию, больше похожа на песнь дервиша, а не бахши. Упомянутый в начале песни пророк Сулейман (Соломон) считается отцом, хранителем вод (Юдахин К.К. Указ. соч. С.666).
15 По данным Т.Д.Баялиевой, мужчина-бахши мог жениться, иметь детей. Женщина-бахши (бубу), напротив, не имела права на брак {Баялиева T.Д. Доисламские верования и их пережитки у кыргызов. Фрунзе, 1972. С.130-131).
16 Тулку-бахши — хитрый, плутоватый бахши (от тулку — “лиса”).
17 Сало в огонь бросали, чтобы умилостивить дух огня (см. примеч. 43 в разделе «Свадебные обряды»).
18 Узгуч — от уз «рвать, обрывать» (Юдахин К.К. Указ. соч. С.816).
Федор Артурович Фиельструп (19.02.1889-07.12.1933) – российский, а затем советский ученый-этнограф. Один из первых специалистов-этнографов, изучавших кыргызов центрального Тянь-Шаня. Закончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Член Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран Академии наук СССР. Материалы этой Комиссии должны были послужить основой для проведения национального размежевания СССР. С экспедициями он объездил огромную территорию СССР (от Приуралья до Ферганской долины и от Алтая до Кавказа и Крыма). В результате этих поездок ученый собрал большой фактический материал по этнографии различных тюркских народов страны, особенно казахов и кыргызов.