Добавить статью
3:54 14 Марта 2013 0
Каркырахан. Великий Кыргызский каганат
(часть 11)

(Начало)

(Часть 10)

С.Г. Агаджанов, проанализировав этнополитические и миграционные процессы в Центральной Азии в VIII-X века, справедливо связывал информацию М.Кашгари о натянутых отношениях между огузами и чигилями, с их борьбой за господство в Семиречье. Он же высказал предположение, что М.Кашгари рассказывал о событиях тех времен, когда огузы и чигили жили в соседстве на Иссык-Куле, где, по данным средневековых исторических преданий, находилась ставка одного из первых легендарных предков огузских племен [2.].

По мнению С.Г. Агаджанова, враждебные отношения между чигилями и огузами в VIII-X века в какой-то мере нашли отражения в одном из сюжетов сказания об Огуз хане и его походах на Тянь-Шань. В нем отмечалось, что во время своих многочисленных походов Огуз хан прибыл в Алатаг и во владение Алмалык. Одну группу своего войска он расположил в Алмалыке, в местности Ак-Кая. После, сам он 10-тысячным войском, имевшим название ок-тугра-огуз, отправился в поход на север в земли кырков и башкордов, где захватил крепость Лугр. Затем Огуз-хан, двинувшись по безводной пустыне, достиг Итиля. Он с войском сделал остановку в местности Он-Каракуль, откуда направился в Талас и Алмалык [2.-C.35; 166.-С.410-412.].

Следовательно, в легенде Гардизи рассказывалось о связях алтайских кыргызов с племенем, имевшим тотемическое название кючюк (собака), что на монгольском языке означало нохай. Очевидно, Гардизи, называя кыргызского вождя «вскормленным молоком собаки», косвенно указывал на название рода, к которому принадлежал вождь. На кыргызском языке термин «вскормленный молоком (грудью) собаки» значит «итэмген». В родоплеменном составе башкиров, кыргызов и казахов есть роды под названием итэмген.

Важно отметить, что одно из родоплеменных подразделений кыргызского племени саяк под названием кулжыгач в своем составе имел роды итэмген (вскормленный молоком собаки) и сутэмген (вскормленный молоком человеческой матери). Названия этих родов указывали на существование этногенетической связи их носителей с алтайскими кючюками и западнотюркскими «гешу» (кючюк). Можно сопоставить имя вождя «эмке», упомянутого Гардизи со словом «эмген», использованного в вышеприведенных этнонимах, а также с именем князя моголистанского улуса чериков Инга Торе Черика. Согласно кыргызской родословной общими предками чериков являлись Атан бий и его сын Кулжыгач [22.-C. 42-43].

Вышеупомянутый этноним «кулжыгач» говорит о принадлежности его носителей к лесным племенам. Т.е. кулжыгачи (кулжыгач/могучее дерево) могли быть тождественны с алтайским племенем агач эри (лесные люди), которые также как и черики отмечались в междуречье Или и Иртыша.

В племени кырк, в уже указанной легенде можно видеть кыргызов, отдельные группы которых отмечались в средневековых источниках на Волге еще в IX веке. Т.е. в эпическом народе кырк можно видеть азов из владения Кырк Йер, где жили кыргызы [122; 144.-С. 57.]. Этнографические материалы показали, что кыргызы и башкиры имели довольно много этнонимов, имевших общее происхождение. Например, кыргыз, кырк, кырк уйле, кырк уйле мин, кырк кузяк, кыркуле-кувакан, кырктар, кырк тамга, кубэляк – кырклук (усерган), кубаляк-тиляу (усерган), узунлар, азгым, ассы, азнай, азекэй, эткючюк, кучек, итэмген, ягалбайлы, бешкэк, карга, канглы, табын, турна (журавль – каркыра).

Отсюда можно полагать, что енисейские кыргызы, продвигаясь на запад, на Алтай и в Притяньшанье в VIII веке, стали сливаться с западнотюркскими племенами асиги, гешу, байсаньганами, хулуу-кюль-чурами, а также башкирами, агач эри, огузами, тюрками, чигилями, басмылами, байырку и другими. Все эти роды были включены состав кыргызского народа, о чем свидетельстовали средневековые этнонимы, сохранившиеся в качестве названий родоплеменных групп кыргызских племен.

Основываясь на вышеизложенное можно утверждать, что эпос «Манас» посвящен енисейскому периоду истории кыргызского народа. Время сложения эпоса «Манас» охватывал примерно VI-Хвв. Отдельные сюжеты эпоса «Манас» позволили в прототипе Манаса видеть Барсбек кагана, в эпоху правления которого енисейские кыргызы вступили в свою фазу рассвета Кыргызской государственности на Енисее. В VIII-X века о Кыргызском каганате знали и считались с ним в Китае, Тибете, Византии, арабо-персидском мире, Тюргешском и Карлукском, Хазарском и Булгарском каганатах и т.д.

Отдельные сюжеты эпоса «Манас» свидетельствовали о существовании его задолго до эпохи Великого Тюркского каганата. В «Манасе» есть достаточно сюжетов относящихся к эпохе скифов, хунну и т. д. Особенно можно отметить сюжет о рождении Манаса, где обнаруживались следы солнцепоклонства, тенирианства и зороастризма. Есть и ряд других сюжетов, о чем мы будем говорить в следующем разделе.

Важно отметить, что в эпосе «Манас» отчетливо выделялись сюжеты, имевшие отношение к енисейскому периоду истории кыргызского народа, когда шла ожесточенная борьба между кыргызами и их основными противками тюрками, карлуками и огузами. В эпосе «Манас» обнаружен титул предводителей тюрков, карлуков и огузов «ябгу» в форме «жабуу». В одном из сюжетов, когда Манас со своим войском прибыл на место решающего сражения, его враги, выстроившиеся на поле битвы, встречали кыргызов боевыми кличами «жабуу». В эпосе говориться: «Жабуу, жубуу, жубуу деп, Жаалдаган кыйын кеп». Боевой клич «жабуу» в сказании соответствовал титулу врагов Барсбек кагана древних тюрков, огузов и карлуков «ябгу». Следовательно, в данном случае речь идет о боевом кличе воинов древних тюрков, карлуков и огузов «ябгу», с которыми воевал Барсбек каган и его приемники, в том числе Алп Сол Тепек. Т. е. «жабуу»- средневековый «ябгу».

Отсюда можно утверждать, что в середине IX века, после ликвидации кыргызами гегемонии уйгуров на Орхоне и установления полного контроля над Центральной Азией, произошел очередной этап переселения сравнительно большой группы енисейских кыргызских племен на Тянь-Шань. В эпоху Кыргызского Великодержавия кыргызы, отчасти вкупе с восточными мигрантами, отчасти самостоятельно, продвигались в западном направлении, наступая на пятки карлукам и огузам. В это время кыргызы усилили свое присутствие на Алтае, расширяя свои контакты с алтайскими тюрками и чигилями.

В исторических источниках сохранилось немало сведений подтверждавших миграцию кыргызов в Семиречье в эпоху Кыргызского Великодержавия. В книге анонимного автора «Худуд аль-Алам» рассказывалось о военных успехах кыргызов в Восточном Туркестане. Аль Идриси о стране кыргызов писал: «Страна киркиров обширна, плодородна, часто посещается путешественниками, хорошо орошается многими реками, доходящими сюда от китайских границ; главная из этих рек носит имя Манхаз (в других переводах Манхар). ...Город, где обитает царь киркиров,.. расположен близ полуострова Гиацинтов...

Киркиры сжигают своих умерших и бросают их пепел в Манхаз, а кто живет далеко от реки, те собирают пепел и пускают по ветру... Страна этих киркиров находится к востоку от страны багаргаров (уйгуров) и недалека от китайского моря» [4.-С. 87.]. В стране кыргызов располагались пять городов: Нашран, Хирхир (дважды), Хакан Хирхир и Дараид Хирхир. Кыргызские города тянулись со стороны Тувы с востока на запад до Енисея.

В сообщении анонимного автора с. «Худуд ал Аалам» читаем область Каркар (а) хан принадлежит «…кимакам и жители ее напоминают по своим обычаям хырхызов» [192.-C.50.]. Вышеотмеченные сведения дополняли данные, упоминаемые в версии «Манаса» приведенной в книге Маджму ат-Таварих» С. Ахсикенди, где говорилось о кыргызском владении Каркыра, земли которого простирались от Енисея до Таласа. В «Манасе» С. Ахсикенди область Каркыра охватывала Восточный Казахстан, Или-Таласкую долины и районы горы Кара Тоо, где кыргызы имели соседство с огузами. Его можно отождествить с Западнотюркским каганатом. Страна Каркыра указывался в соседстве с владением Бахрин, в котором можно усмотреть название тюргешского господствующего племени мукрин, потомков приамурских мукри.

Страна Каркыра всегда упоминалась и располагался рядом с Куланом, Кара Кыштаком, Таласом, Чаткалом. Центр владения Кара Кыштак распологался рядом с Куланом (ныне Луговое). Кыргызами правил аристократический род каркыра и яркими представителями династии, которого были Каркырабек и его внук Манас. Имя аристократического рода распространялось и на название страны- Каркыра. Манаса сопровождали 40 жигитов Каркыры. В «Манасе» С. Ахсикенди рассказывалось также о совместном походе Токтомуш хана и Инга Торе и их борьбу за Тянь-Шань и Ферганскую долину с калмыками. Основные боевые действия проходили в долине р. Талас. В одном месте источника говориться, что Токтомуш хан, объединив военные отряды владений Бахрин и Каркыра, из Кулана продвинулся через верховья Таласа на место битвы [151. –С. 44,45, 46, 47,68,69.].

Отсюда, можно сделать вывод о том, что происхождение кыргызов было связано с именем господствующего рода гипербореев Царь-журавль, которому подчинялись древние племена Саяно-Алтая и Тянь-Шаня гипербореи, кангюйцы, сакарауки, табиаки (табыны), табаиты, аскатаны и другие. В связи с чем, кыргызское владение называли с именем аристократического рода каркыра, который возможно имел тождество с первой частью древнего античного этнонима «гипербореи»-«гипер», в котором можно видеть стяженный вариант термина «кыркыр». Его можно реконструировать в форме «гиргер». В таком случае, этноним «кыргыз» мог происходить от семантического наполнения «gerger» - «кыркыр» (журавль). Значение второй части этнонима «гипербореи»-«бореи» (ветер) соответствовал названию племени енисейских кыргызов чилдег (род кырг. пл. бугу желден; поклонялись ветру), упонимаемого в рассказе Гардизи.

Очевидно, мы были правы когда, говорили о тождестве древних владений Гиперборею (журавль) и Кангюй. По всей вероятности, род царь-журавль был аристократическим родом у древних кангюйцев, живших на Тянь-Шано-Алтае. Центром Кангюйского государства являлся город Кангу-Тарбан в Таласе.

В таком случае, можно предполагать, что древние кыргызы могли быть одной из восточных групп владения Кангюй. Кыргызы имели древние связи с Кангюем. В середине I века до н. э. Чжичжи шаньюй по приглашению правителя Кангюя переселил хунну и кыргызов в Таласскую долину, где была учреждена его резиденция. В эпосе «Манас» родственное кыргызам племя кангы (канглы) играло намеловажную роль в историю кыргызского народа возглавляемого Манасом. По содержанию эпоса «Манас» кыргызы во главе с Манасом возвратились на земли своих пращур на Тянь-Шане, где батыр обосновал свою ставку в долине реки Талас. Вполне возможно, ставка Манаса соответствовал Кангу Тарбану, где канглы имели соседство с отуз огланами и азами.

Следовательно, енисейские кыргызы могли унаследовать свое этническое имя от названия господствующего рода гипербореев журавль-каркыра. В связи с чем имя господствующего рода каркыра (царь журавль) могло выступать в качестве названия всего народа, государства, а то и империи кыргызов. Т. е. это имя могло распространяться в равной мере и на племена-вассалы и на покоренные области, куда мигрировали кыргызы. Поэтому в исторических источниках и данных современной топонимики нам довольно часто встречались названия с термином «кыркыр» и «кыргыз», имевших широкое распространение в эпоху Кыргызского Великодержавия. Отметим, что в эпоху Амира Тимура название города Му –каркара встречалось, где-то вблиз лежаших районах городов Аспары и Ташкента [138.-С. 166.]. В современной топонимике самый восточный топонимом, связанный с термином «кыркыр» («хирхир») встречался в Забайкалье, в районе р. Аргунь, где обнаруживалась река Хирхира (городище Хирхира, ставка Хасара, брата Чингиз хана), на левом берегу р. Урулюнгюй, а самый запад неподалеку от средневековых городов Аспары и Кулана в долине р.Талас.

Следовательно, в середине IX века енисейские кыргызы сформировавшие Великую Кыргызскую империю простиравшуюся от Приамурья до Таласа назвали ее в честь господствующего рода -Каркыраханом. Земли Великого Кыргызского каганата охватывали всю Западную Монголию и Прибайкалья на востоке, Западнотюркский (Тюргешйский) каганат на западе. Позже, с ослаблением центральной власти империя разделилась на мелкие владения Кыргыз, Кяньжоу (Кэм- Кэмджиут), Каркырахан (или страна Каркыра по С. Ахсикенди), который как название страны закрепился за землями Западнотюркского (Тюргешского) каганата, куда переселилась часть енисейских кыргызов в VIII-Х века. Вышесказанное наше мнение подтверждалось сведениями более поздних версий эпоса «Манас», где географическому ареалу обитания кыргызских племен включались Енисей, Западная Монголия (Прибайкалье, Орхон) на востоке, Иртыш, Алтай и Тянь-Шань на западе, где проходил процесс консолидации кыргызских племен в монгольскую эпоху.

В источниках XIV-XVI вв. кыргызы проявляли активность в северном Кыргызстане. В частности учебнике по истории Кыргызстана отмечается об активных действиях кыргызов в Таласской долине в эпоху Улугбека. В событиях 1425 года, когда в Северный Тянь-Шань вторгся Улугбек, кыргызы оказывали достойное сопротивление войскам внука Амира Тимура. Первыми подверглись нападению кыргызы живущие в долине реки Талас. В это время они вступили в союз с Джаханшахом (сыном Камар ад-Дина) против внука Тимура. Решаюшее сражение между союзиниками и Улугбеком произошло в Чуйской долине. Проиграв битву, кыргызы и их союзники отступили к берегам Иссык-Куля. Улугбеку удалось выдворить союзников из Иссык-Кульской котловины, а затем он преследовал остатки войск Джаханшаха за р. Текес. Однако, Улугбек не смог покорить вольнолюбивых кыргызов. За храбрость, стойкость и свободолюбие называли кыргызов «лесными львами Моголистана».

Отсюда, можно полагать, что анонимный автор «Худуд…», информируя об области Каркырахан, немного преувеличил влияние кимаков на кыргызов. В Х веке кимаки не могли покорить все земли Великого Кыргызского каганата, особенно его западную чать, где сильны были позиции карлуков, кыргызов, чигилей, тюрков и ягма, которые между собой вели борьбу за гегемонию в регионе. Видимо, кимакам удалось подчинить лишь часть земель Каркырахана (Западнотюркского каганата), расположенную в Восточном Казахстане. В середине IX века в западной части ее совместными усилиями чигили, тюрки, кыргызы сформировали Караханидский каганат.

Анализ родоплеменной структуры большинства кыргызских племен больше указывал на слияние енисейских кыргызов VIII-X века с племенами Западнотюркского каганата. К ним можно отнести племена и роды азык, саяк, черик, отуз уул, кара чоро, бугу, басыз, кулжыгач, кючюк и т.д.

Продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
0

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
0

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
0

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
0

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
0

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
0

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
0

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
0

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
0

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
0

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×