Тюргешский каганат был одним из тех государств, которые отличались своим пестрым этническим составом. Под этнонимом «тюргеш» (букв. тюрки) были объединены в основном племена жужанской конфедерации, подвергнувшиеся тюркизации, прежде всего, мукрины (мохэ, бахрины, баарины) и абары.
Еще Н.А.Аристов считал, что «тургеши вышли из Алтая ранее карлыков». Он же писал о существовании в составе черневых татар родов тиргеш и кергеш. Как мы полагаем, некоторые роды, входившие в состав Тюргешского (Западнотюркского) каганата, представляли кыргызов – азы (азыки), гешу (кючюки), чэ-ли (черики), согэ (сакы), хулуу-кюльчуры и др.
Тюргешские племена консолидировались вокруг мукринов, которые являлись западной ветвью приамурского народа мукри (мохэ, бахрин, баарин) [63.-C. 293, 341-342.]. Китайские хроники располагали мукринов (мохэ) вместе с согэ и алишэ в верховьях Или и северного Тянь-Шаня вплоть до Хами, где обнаруживался город Мохэ. Рашид ад-Дин довольно подробно рассказал о бааринах. Он относил их к степным племенам, похожим на монголов, происходящим от племен дяди легендарного Угуз хана. В эту группу автор, кроме них, включил кераитов, найманов, онгутов, тангутов и кыргызов [63.-C. 342-343.]. В «Манасе» С.Ахсикенди кыргызы и баарины выступали как союзные племена.
Тюргешские каганы не смогли сохранить каганат. В 766 году после падения Тюргешского каганата племена, входившие состав этого государства распались. Часть тюргешских племен вместе с абарами ушла на запад, а другая (мукрины, согэ) – бежала на северо-восток, в Западную Монголию. Третьи (согэ) возродились с помощью более могущественных племен енисейских кыргызов и сыграли важную роль в формировании черных клобуков, кыпчаков, кераитов др. К примеру, мукрины [63. 293, 341-342.] (мукри, бахрины, баарины), которые на востоке смогли консолидироваться под именем бааринов (бахринов). В XIII веке они упоминались вместе с кыргызским племенем черик и жили в междуречье Или и Иртыша.
Как нам кажется, в эпоху Кыргызского Великодержавия под патронажем енисейских кыргызов одна из восточных групп тюргешей согэ возродилась и образовала вместе с ними владение Цяньчжоу в Западной Монголии. В «Юаньши» о кыргызском владении Цяньчжоу (Кэм-Кэмджиут) сказано, что «эта местность первоначально была местом жительства Ван хана» [138.-C.55.] кераитского. Согласно легенде Абул Гази предок кераитов имел семерых сыновей, все были черными. В связи с чем их называли кераитами [78.-C. 100-101.].
Отсюда можно полагать, что правители енисейских кыргызов используя силы тюргешей на востоке своего владения образовали буферное княжество между кыргызами и уйгурами. Этническое имя возродившего объединения могло быть связано с именем одной из ветви алакчынов кара юнтлук (черные лошадники) [63.-C.377.], что использовалось в стяженной форме кара ю/н/т или кераит, что означало «черные всадники».
Названия основных племен кераитов говорили об их пестром составе. Рашид-ад Дин называл кереитские племена сахыят [13.-C. 179.], дубоут, каркын, албат, тонгоит. В сахыят мы видим название тюргешского рода согэ, которое вошло в состав кераитов, черных клобуков (согу) и енисейских кыргызов (соххы). Поэтому первые два этнонима кераитов тождественны с названиями минусинских племен «тубо», соххы и «сагай». Третий имел отношение к средневековому этнониму «курыкан», который был распространен в то время среди огузов под названием каркын [59.-C. 34.], а среди прибайкальских алакчынов кори. Четвертый, с карлукскими лабанами (албан), а пятый собственно с жужанами, представлявших предков алтайских тонгжонов.
В данный период кыргызам подчинились также алакчыны, одно из крупных и могущественных племен Западной Монголии. В источниках их связывали с алатами. В VI-VIII века народ алаты (или бо-ма, алакчыны) [170. –C. 30.] продвигались с северных районов Ордоса и Иньшаня и закрепились на севере Алтая. В исторических источниках страна Алакчын находилась вниз по течению реки Ангара у моря. «Имена этой области: Алафхин, Адутан, Мангу и Балаурнан. Лошади в «этой стране огромные и все пегие, инструменты и посуда - из серебра» [163.-C. 92.].
Кыргызы достойно сражались с ними и смогли образовать на восточной окраине своих земель новое владение в VIII веке. Г.В. Ксенофонтов размещал его на гористом и лесистом водоразделе Енисея и Ангары, «на краю страны кыргызов», где жили племена булагачин и керемучин, предки современных эхирит-булагатов [115. –C. 115.]. Кыргызы состояли в тесных этногенетических и историко-культурных связях с алакчынами. Калмыкские источники эпохи контайджи Бошокту называли енисейских кыргызов «алат-кыргызами» [70.-C. 34.], а один из их родов последних назывался алкай-кыргыз. К потомкам алакчынов мы относим лакайцев Таджикистана, которых кыргызы называли алакай.
В таком случае, не исключено, что кыргызы, алакчыны, тюрки и огузы играли немаловажную роль в истории кочевников Западной Монголии найманов, онгутов, кераитов, катаркинов, конгиратов, мангытов, меркитов, татар и других домонгольскую эпоху. Как нам кажется, вышеуказанные племена могли быть субэтносом в Кыргызском каганате. В свое время также имевшие этнические связи с алакчынами. Например, в родоплеменной структуре кыргызов сохранились этнонимы «алакчын», «алакчын-катаган», «конурат» (конур кула ат – темно-бурая, буланая лошадь).
Отметим, что обнаруживается этнические связи кыргызов с найманами, в которых можно видеть потомков сегиз огузов, входивших в состав Кыргызского каганата в IX-Xвв. Предки найманов могли иметь тесные этногенетические связи с племенами тумато-тунгуского происхождения нюрбачан, этническое имя которых находит свои аналогии в этнонимии кыргызов (пл. багыш-нарбай, канды- нарайм; найман- нарай-найман; доолос-нарай), хакасов (нарба) и якутов (вилюйский род нюрбачан, топоним нюрба). Найманы имели этногенетические связи с племенами кыргызского владения булагачин в Прибайкалье, куда бежал царевич Кучлук, разбитый монголами Чингиз хана [167.-C. 112.], о чем будем говорить чуть ниже.
По информации булгарского летописца Кул Гали, кыргызы и хоны Западной Монголии являлись вассалами ара кытаев (меркитов в XI-XII века). Автор писал, что, несмотря на то, что хоны и кыргызы были покорены аракытаями, потомки Бурджигина или Чинджигина восприняли обычаи и язык кытаев и были оставлены аракытаями биями аргынов, но не забыли о своем унижении. Чтобы всегда помнить о нем, они (хоны) сохранили даже имя Бурджигина, составленное из двух булгарских слов: «бури» или «чин» (волк) и «джигин» или «джакын»-принц… Из этого рода вышел нынешний правитель кытайских земель Тимер (Чингизхан)» [33. –C. 9-19; 5. –С. 28.].
В связи с вышеизложенным, можно отметить, что ученые в определенной мере справедливо полагали, что родословная детей Алангоа отражала отголоски этнополитических процессов происходивших в Западной Монголии в IX-X века. По-всей вероятности, родословная детей Алангоа отражала слияние двух этнических групп монгольской (монголоидной) и тюркской (европеоидной) в один этнос. От девяти праотцов Чингиз хана произошли борджигин (синеокие), кият (кыян), чинос, мангыт, барлас, конурат, катаган, дуулат, джалчут, и другие.
В вышеуказанной группе нас больше интересовали чиносцы, потомки легендарного Бортэ Чино, происхождение которых связывали с древнетюркским родом ашина. Ученых интересовала этногенетическая связь чиносцев с калмыками, названия ряда родов которых имели сходство. Например, чиносцы имели роды Ики-Шоно, Борсой-Шоно, Буга-Шоно, Шубтхэй-Шоно, Оторшо-Шоно, Бага-Шоно и т.д. В Калмыкии встречались роды: Ики-Чонос, Бага-Чонос, Шарнут-Чонос, Гэнду-Чоно. Небезынтересно отметить, что учеными-археологами установлено сходство тамги рода ашина (найдено археологами при раскопках хазарских городищ) и современных калмыкских чиносов. Вероятнее всего, что калмыками называли осколков древних тюрков, живших (оставшихся-калмак) в окружении монголоязычных племен и повергнувшихся ассимиляции.
Следовательно, Западная Монголия с древних времен оставалась районом, где жили тюрко-монгольские племена, которые скрещивались между собой, формируя все новые объединения. Очевидно, не случайно башкирские племена усерганы, тангауры переселившие с помощью волка на Волгу в IXвеке, а затем и калмыки, имевшие связи с чиносцами (волчьим племенем) Западной Монголии мигрировали на запад в земли бывшего Хазарского каганата, где в VIII-X века правили представители рода ашина.
Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.