Глава 3. §4. Тяньшаньские кыргызы в монгольскую эпоху (XIII-XIV века)
Потомки Чингиз хана, начиная от Угэдэя и Тулуя и кончая Бату и Хайду ханом, старались оказывать большое влияние на кыргызов и вызывать у них особое расположение к себе.
Согласно источникам одним из первых владык кыргызов был старший сын Чингиз хана Джучи, который унаследовал западную часть империи от Иртыша до Каспийского моря. Рашид ад-Дин рассказывал о добровольном подчинении кыргызских князей Еди инала, Алдиера и Олебек-тегина, которые выразили покорность Джучи хану, одарив его множеством подарков. Джучи в империи Чингиз хана отвечал за Северо-западную окраину Монгольской империи и Саяно-Алтайский край. Очевидно, что после разделения империи Чингиз хана в 1227 году между его четырьмя сыновьями в улусе Джучи в числе полководцев и войск, попавших под распределение в данное владение, были кыргызские военачальники и отряды. Кыргызы вместе с мангытами оказались в улусе Джучи и служили Золотой Орде и главному темнику Ногаю до конца его жизни.
В ХIII-ХIV века алтайские и тяньшаньские племена были втянуты в политические интриги золотоордынских ханов и царевичей за власть. После смерти Угэдэя, Бату и его ставленник Мункэ хан расправились с потомками Угэдея и Чагатая, обвинив их в подготовке государственного переворота. Большинство из них было уничтожено. Улусы Чагатая и Угэдэя были разделены между Бату и Мункэ ханом. Граница их владений проходила по степи между Таласом и Чу, к востоку от Александрийского хребта [94.-C.382.]. Восточный Туркестан, Кульджинский край и Семиречье были подчинены верховной власти великого монгольского хана.
Однако, в 1269 году Хайду на основе улусов Чагатая и Угэдэя создал новое государство для противостояния всемонгольскому хану Хубилаю, преемнику Менгу. Золотоордынские ханы Берке и Менгу-Тимур поддерживали Хайду хана [67.-C.384.].
В ХIV веке в период войн между империей Тимура (1336-1405 гг.) и Токтомуш ханом интересующий нас регион входил в состав владений и район военных действий Золотой Орды и его союзника Инга Торе. Амир Тимур планировал захватить Моголистан и сделать его плацдармом для нападения на Золотую Орду. Поэтому Токтомуш хан, хорошо зная замыслы противника, стал поддерживать князей Моголистана Инга Торе и эмира дуглатов Камар ад-Дина, натравливая их против своего основного противника Амир Тимура. В это время кыргызы активно включились в дворцовые интриги между царевичами с одной стороны, в борьбу между Золотой Ордой и империей Тимура с другой.
В целом, в XIII-XIV века, как указывали источники, кыргызы постоянно вовлекались в политические интриги Золоордынских ханов, что могло создать благоприятные условия для начало нового витка миграции енисейских и алтайских кыргызов на Тянь-Шань. В данный период наблюдалась политическая активность кыргызского племени черик.
Согласно данным ибн Вали, кыргызские племена, проживавшие в Астраханском вилайете, дважды поднимали восстание после смерти Абай хана, внука Бату-хана (1227-1255 гг.). По мнению А.Мокеева, данные источника дополняли сведения, сохраненные в народных преданиях кыргызов. Согласно им, в более древние времена предки каракольских (иссык-кульских) кыргызов проживали в Астраханских степях. Откуда в незапамятные времена переселились в горные районы Ферганской долины. Горную местность, где кыргызы жили, сами они называли Андижанскими горами. А.М. Мокеев, сопоставив данные источников, предположил о возможной миграции кыргызов через Ферганскую долину на южные склоны Тянь-Шаня, в частности, в районы Нарына и в бассейн озера Иссык-Куль [144.-C.158.].
Отметим, что еще С.М. Абрамзон указывал, что в кыргызских санжыра упоминалось название страны Булгар, из которой переселились такие племена как джетиген, кушчу, куркуроо, проживавшие в долине реки Талас. Он же отмечал, что некоторые кыргызские племена, живущие в Таласе, жетиген, саяк в пятидесятые годы ХХ столетия, как и их предки, назывались астархан-ногой [1.-C.76.].
В исторических источниках имелись упоминания о кыргызах, выступавших как самостоятельная политическая сила в регионе. Ибн Вали сообщал об усилении алтайских (алтае-притяньшаньских) кыргызов в эпоху противостояний между Тимуром и шейбанидами. Воспользовавшись удобным случаем, кыргызы образовали собственное независимое княжество и вели самостоятельную политику в регионе, в том числе и в отношении шейбанидов, которые были стеснены Тимуром. Ибн Вали писал, что в период гонений Амира Тимура шейбаниды скрывались от наказаний и пользовались покровительством кыргызов. Позже шейбаниды ответили за добро добром, отказав правителю Белой Орды Пулад хану (в 1407 г.) участвовать вместе с ним в походе против кыргызов. Однако, Пулад хану удалось самостоятельно расправиться с мятежными кыргызами [80.-C.108-109.].
События, рассказанные в средневековых источниках XIII-XIV веков, имевшие заимоотношений между кыргызами и Токтомуш ханом, Инга Торе, а также Амиром Тимуром нашли полное отражение в версии эпоса «Манас», приведенной в книге С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих» в XVI веке. Следует отметить, что сведения ибн Вали о кыргызах полностью совпадали с приведенными генеалогическими преданиями в «Юаньши» и в книге С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих», а также с сохранившими в народной памяти кыргызов сказаниями и легендами о кыргызах и кыпчаках. Причем, во всех вышеприведенных источниках, а также в различных версиях эпоса «Манас» родословных преданиях о кыргызах сохранялась одна и та же линия о проживании народа в районах священных гор Кара Тоо, в области Андижана и Намангана в Ферганской долине.
В своем «Манасе» С.Ахсикенди подробно рассказывал об участии и роли моголистанских племен, в том числе кыргызов, в появлении на политической арене Токтамыш хана и его борьбе с одним из соперников на трон Пулад (Пулат) ханом, а также Сарай Мамаем и мангытом Джамгырчи (Йамгурчи).
В источнике золотоордынские ханы и князья Пулад хан, мангыт Джамгырчи, Сарай Мамай указаны в качестве противников кыргызов, а Токтомыш хан, кыпчаки области Джете и моголистанский князь Инга Торе как верные их союзники. Манас выходит на поединок с Пуладом и ранит его. Во втором поединке Манас ранит Жолоя, а его союзник Темиркожо (Айкожо) сразил копьем Пулада, а затем отрубил ему голову. Союзники, одержав победу, возвратились в свою резиденцию – город Манасию [151.-C.52-54.]
Отметим, что в версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди обнаруживались имена многих могущественных личностей ханов, главных темников, пришедших к власти в Золотой Орде с эпохи Батыя. В сказании также описаны политические процессы, отражавшие борьбу за власть в Золотой Орде в XIII-XV века. Еще этнограф И.Молдобаев [148.-C.82.] интересовался тем, что в отрывке Сейфи Ахсикенди, наряду с эпическими героями Манасом, Якуб-беком, Жолоем, упоминались реальные исторические лица, правители Золотой Орды Тимур-ходжа (1361 г.) Токтамыш хан (1376-1377 гг. и вторично 1380-1398 гг.), Тимур-Кутлуг (1396-1399 гг.), Джелал-ад-Дин (1411-1412 гг.). Причем, все вышеприведенные личности и эпические герои являлись союзниками и им оппонировали хан Золотой Орды Сарай Мамай (1360-1380), Белой Орды Пулад (1407-1411 гг.), мангыт Джамгырчи (астраханский владыка 1546-1547 и 1550-1554) и другие.
Здесь же отмечались имена золотоордынского хана Гийас уд-Дин Тохтак хана (1291-1312), темника Ногая (1266-1300), мангыта Едиге (1396-1411 гг.), выступавших как главные герои великого кыргызского сказания.
Складывается впечатление, что в монгольскую эпоху «Манас» претерпел большое влияние Золотой Орды и государства Хайду. Были заимствования отдельных событий из биографии и жизни деятельности главного темника Золотой Орды Ногая (1227-1300) и Хайду хана. «Манас» превращался в кыргызско-золотоордынский эпос. По содержанию сказания можно полагать, что главный темник Ногай выступал прототипом хана кыргызов Манаса. Ногай был чингизидом, а в «Манасе» главный герой Манас принадлежал господствующей династии и аристократическому роду кыргызов. Главный темник Ногай воевал с Хулагу, а в эпосе «Манас» главным противником кыргызского хана Манаса выступал Алооке (эпическое имя чингизида). Ногая убил золотоордынский хан Токтак, а согласно версии сказания С.Ахсикенди Манаса уничтожил Токтак из кара калмаков. Токтак правил в ставке Бату в Астрахани, входившей во владение младшего брата Бату хана Тукай-Тимура.
Весьма любопытно, что в эпосе «Манас» С.Ахсикенди время расправы с Ногаем совпадал с периодом уничтожения Кыргызского государства на Енисее войсками всемонгольского хана Хубилая. В то время Золотая Орда и Хайду стремились достичь независимости от центральной власти Хубилая. Они договорились о совместных действиях и взаимопомощи в случае нападения на одного из них со стороны всемонгольского хана. Чтобы енисейские и алтайские кыргызы не объединились с силами Хайду, Хубилай усилил кыпчакского полководца Тутука и отправил его против кыргызов [191.-C.80-81.]. В 1292 году он разграбил район Алтайских гор, посетил на обратном пути г.Кара Корум.
Затем по приказу Хубилая, чтобы покорить кыргызов, прошел по льду и достиг реки Кем. Тутук покорил все пять кыргызских племен и разместил в их юрте монгольские войска, чтобы охранять их [148.-C.80.]. Хубилай также распорядился переселить кыргызов вовнутрь страны в степи Западной Монголии и Маньчжурии. В 1277 году большая часть кыргызов была насильно переселена в центр вновь созданного округа Чжаочжоу в Западной Монголии. В 1293 году на бывшие земли мятежного князя Нояна были переселены племена усухань, ханас, цзилицзисы (кыргызы). Другая группа кыргызов, проживавшая в местности Чжирхэхусотай, была переселена в район Хэсыхэ в првинции Ляодунь, находящийся на юго-востоке Маньжурии [119; 191.-C.157-158. ].
В «Манасе» С.Ахсикенди имелся сюжет, согласно которому вождь калмыков Жолой направил Тубая к кыргызам, чтобы тот отравил Манаса. Однако, злые намерения Тубая были раскрыты Манасом и его ближайшим сподвижником Карнасом. Последний, устроив жестокую пытку Тубаю, узнал имя заказчика. Манас и Карнас расправились с Жолоем [84.]. Данный сюжет полностью соответствовал историческим событием, связанным с первым походом Хайду на владения Хубилая, когда хану удалось разгромить двух вассалов Хубилая – Тубая (Тибая) и Чибану, отправленных для уничтожения Хайду хана. Победа досталась благодаря храбрости Хайду [67.-C.386.]. Можно полагать, что образ Манаса в эпосе для монгольской эпохи создан из реальных событий, привлеченных из героических подвигов Ногая и Хайду, в числе войск которых находились кыргызы.
В версии «Манаса» С.Ахсикенди отмечалось, что «Сейид Джелал ад-Дин определил Тимур-ходжу (на службу) к Токтамыш хану, дал Тимур ходже Ульмаса Кулана, Манаса сардаром сделал. Токтамыш хан для Манаса город построил, назвал тот город Манасия» [148.-C.82.]. Слово «сардар» по происхождению принадлежит языку населения Ферганской долины. Но в тексте он применен в значении «главный темник». Значит, в данном случае речь идет об отношении Бату хана и Ногая, приглашенного на должность главного темника.
По нашему мнению, в данном сюжете речь идет о Хайду хане, который построил город Андижан в XIII веке, куда в это время переселились астраханские кыргызы. С.Ахсикенди писал о кыргызах как об одних из древних обитателей Андижана. Согласно автору, ферганские города Узген, Андижан и Ширкенд являлись центральными районами кыргызского улуса, управляемого Тагай бием. По содержанию позднейших версий эпоса «Манас», кыргызы переселились с Алтая в свою прародину и заняли горные долины Кара Тоо и Ферганскую долину, где встретили своих тяньшаньских сородичей и объединились с ними. Согласно эпосу «Манас» резиденция кыргызского хана Манаса находилась в гг. Андижана и Намангана.
Следовательно, согласно версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди, хан Манас выступал не только как правитель кыргызов и кыпчаков, но и как главный темник Золотой Орды. Его личность согласно служебной иерархии приравнивалась к сановнику второго человека после хана в Золотой Орде, который решал практически все проблемы в государстве, включая вопросы войны и мира. Тем самым, эпический герой Манас превратился в человека равного личности золотоордынского главного темника, который при слабой центральной власти становился сановником, имевшим неограниченную власть.
У нас есть основание утверждать, что под кыпчакским населением Золотой орды следует понимать не только собственно кыпчаков, но и кыргызов, служивших ханам данного улуса. Как нам кажется, группа золотоордынских кыргызов еще при жизни Бату хана и позже в эпоху соперничества Золотой орды с империей Хубилая с одной стороны, государства Хайду с другой, ушла на юг в районы Андижана, Намангана (древний Аксы) и Оша в Ферганской долине. В версии эпоса «С. Ахсикенди они также назывались кыпчаками области Жете (Жаста) или Улуса Мугстан [151. –C.68, 75.], т. е. Моголистан.
Согласно версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди кара калмак Токтак, сын Кыянку, выстрелом из лука в голову убил Манаса. Можно провести параллель между Токтаком сыном золотоордынского хана Менгу-Тимура и Токтаком Кыянку. Манаса похоронили в местности Баяндынын Талаасы [148.-C.125.], которого отождестляли с долиной Баян Талаа Ховузу в Туве.
Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.