Добавить статью
12:20 27 Ноября 2015 7487
«Знание, дающее счастье»
(14 часть)

(Читать сначала)

(Читать 13 часть)

К тысячелетию Юсуфа Баласагуни, великого поэта и мудрого учёного

Вообще, тема идеального Града и идеального правителя почти всегда звучала в произведениях античных и средневековых ученых, поэтов и мыслителей. Мы уже упоминали про Сократа и Платона, про Кампанеллу с его «Солнечным градом» и про средневековых мусульманских авторов. Кроме них были еще Сен-Симон и Шарль Фурье с их социальной утопией. А про Аристотеля, который был учителем Александра Македонского и который поучал его как править государством, уж никогда нельзя забывать. Существовало много книг и арабского псевдо-Аристотеля. «Трактат о справедливости» (Рисала фи-л-адл, упоминается историческими источниками, но не обнаружен), «Послание Аристотеля Александру об обязанностях военачальника» (Рисала Аристуталис ила-л-Искандар фи уаджибат ал-амир, хранится в Ватиканской библиотеке, не опубликовано), «Послание Аристотеля Александру о политике» (Рисала Аристуталис ила-л-Искандар фи-с-сийаса, экземпляры хранятся в Ватиканской библиотеке и в Стамбуле, рукописи опубликованы в 1891 и 1911 гг.), упоминавшаяся «Книга Политики, или Устроения предводительства», известная под названием «Тайна тайн» (Сирр ал-асрар, не имеет отношения ни к книге самого Аристотеля «Политика», ни к сочинению ар-Рази «Книга тайны тайн», существует множество рукописей и несколько публикаций),— вот только главные произведения о политике арабского псевдо-Аристотеля.

Кстати, коли уж мы заговорили об Александре Македонском, хотелось бы сказать несколько слов об его идеализации в мусульманском Востоке. Почти все арабоязычные, персоязычные и тюркоязычные авторы средневековья почему-то слишком благоговейно относились к образу этого завоевателя. Вплоть до того, что порой мусульмане даже относят его к лику святых наряду с другими исламскими пророками и святыми. Поэты почти все возносят его как самого справедливого и мудрого правителя. Об Александре Македонском писали такие поэты, как: Абулкасим Фирдоуси (в главе «Искандар» из книги «Шах-наме»), Абдурахман Джами («Книга мудрости Искандара»), Низами Ганджеви («Искандар-наме»), Алишер Навои («Вал Искандера»), Амир Хосров Дехлеви («Зерцало Искандера») и др.

151127_2

На средневековой исламской миниатюре изображен Александр Македонский в окружении семи мудрецов - Платона, Аристотеля, Сократа, Аполлона, Фалеса, Порфирия, Гермеса.

Отчего такое трепетное отношение к великому завоевателю? Почему все они идеализировали завоевателя Александра? Видимо, здесь существуют три объяснения: первое, что все вышеперечисленные поэты были представителями мусульман, а в мусульманской религии, как мы уже говорили, Искандар возведен в ранг святых; второе, все они представители угнетенных персидской державой народов и, как следствие, для них избавитель от тирании Дария является в то же время и освободителем; в третьих, в XIII в. на Центральную Азию обрушилось великое бедствие, нашествие орд Чингис-хана, которые разрушали всё подряд, так что по сравнению с ними нашествие Александра Македонского могло показаться благом. Как бы там не было, однако образ Александра Македонского в мусульманском Востоке почти всегда идеализировался.

Вот как об этом писал арабский псевдо-Аристотель в связи с взаимоотношениями между учителем и учеником: «Мнение верное, знание великое, понимание глубокое — вот каким был Аристотель. И не находилось ему равных в делах, что извечному обычаю соответствуют, в управлении политическом, что всех ублажает, в науках божественных. Посему многие мужи ученые сочли его пророком наравне с другими пророками. И в исторических книгах греческих видел я слова, с которыми Бог к нему обратился: «Предпочту называть тебя ангелом, а не человеком». Совершил он множество чудес великих — сколько и не перечесть. Умер он давно, а люди все спорят. Кто говорит, что почил он, а тело его схоронили в пирамиде. А кто говорит, что вознесся он на небеса в столбе света. С его-то помощью, следуя добрым советам, и достиг Александр того, что известно о нем, — входил во вражеские грады, занимал царства, над странами мира и всеми путями, куда ни глянь, воцарился, и склонились пред ним народы — и арабы, и неарабы, и слова ему поперек не сказали, и делом малым против него не восстали… Тот написал Аристотелю: «О достопочтенный учитель и визирь справедливый! Сообщаю тебе, что нашел я в земле Персидской людей мудрых и рассудительных, и могут они на царство позариться. Посему я их всех порешил извести. Что ты об этом мыслишь?» Отписал ему мудрец Аристотель: «Решил ты их всех погубить, и сил у тебя на это достанет. Ведь ты их владыка, ты ими владеешь. Но как ты изменишь тот воздух, и воды, и землю, которыми жили они. Убьешь их — родятся такие же. Так царствуй над ними, поставив себе за закон доброту. Благодеяния им ты свои окажи. И добьешься от них чего хочешь. Пребудь в мире!» Достигли эти слова Александра, и он тем словам подчинился. И не было в мире народа покорней, чем персы» (Псевдо-Аристотель. Китаб ас-сийяса фи тадбир ар-ри'аса ал-ма'руф би Сирр ал-асрар (Книга Политики, или Устроения предводительства, известная также под названием «Тайна тайн»). По кн. Абд-ар-Рахмана Бадави. Ал-усул ал-юнанийа ли-н-назарийят ас-сийясийа фи-л-ислам (Греческие истоки политических теорий в исламе). Каир, 1954, сс. 67-69.).

И Юсуф Баласагуни, живший в то же время, не раз упомянул Александра Македонского. Откуда он был знаком с такой фигурой, как Искандер Зу-л-Карнайн? Уже в предисловии к своей книге он упоминает о поэме «Шах-наме» Фирдоуси:

Весь Чин называл ее «Свод благочиний»,

«Радетель держав» книгу звали в Мачине.

А в странах Востока — отсюда и дале —

Ее «Украшеньем властителей» звали.

Иран — «Книга шахов» нарек ей названье,

Туранцы зовут — «Благодатное знанье»…

«Книга шахов» в переводе Сергея Иванова – это и есть «Шах-наме» Фирдоуси. А раз автор знал эту книгу, то, надо полагать, он читал ее. Таким образом, Юсуф Баласагуни, наверняка, читал и главу «Искандер». Или же он взял образ Искандера вообще из мусульманской литературы, превозносившей великого завоевателя? Почему он ставит его в пример караханидским правителям? Уж очень был это соблазнительный пример. Правда, Юсуф Баласагуни в отличие от остальных средневековых поэтов не слишком идеализировал образ Александра Македонского, а относился к нему более критически. Его, как и других знаменитых смертных, он перечисляет в одно ряду:

Где ныне весь мир покоривший воитель,

Железных твердынь-крепостей устроитель?

Имеется в виду Шаддад — герой народных сказаний, тиран-богоборец, обладавший властью над людьми и духами, завоеватель и устроитель райского сада (Ирем); ангел смерти Азраил отнял у Шаддада душу, когда тот пытался войти в райский сад.

Где пес недостойный, всем миром владевший,

На черном орле к поднебесью взлетевший?

Здесь говорится о Намруде — мифическом падишахе, страстном охотнике; он взлетал к небу, оседлав орла, но был погублен пчелами.

Где богом себя возгласивший в гордыне

И сгубленный богом в бездонной пучине?

Имеется в виду Фараон (Фираун) — деспот, упоминаемый в Коране, возомнивший себя богом (Коран, 28,138), но сброшенный богом в море (Коран, 28, 40; 40, 40).

Где жадно сбиравший несметные блага,

В могилу унесший сокровища скряга?

Речь идет о легендарном богаче Каруне, упоминаемом в Коране (29, 38).

Где тот, что на запад прошел от востока

И длань распростер над вселенной далеко?

Здесь говорится об Искандере — Александре Македонском (356—323 до н. э.).

Где муж, что жезлом с острым жалом змеиным

Морским повелел расступиться пучинам?

Имеется в виду Муса — коранический персонаж, соответствующий библейскому Моисею. Он владел волшебным змееобразным жезлом (Коран, 7, 104; 26, 31), посредством которого повелел разверзнуться морю (Коран, 26, 63).

И где ныне слывший великим владыкой

Всех тварей — несметной толпы многоликой?

Здесь говорится об упоминаемом в Коране (2, 96) властителе всех людей и других живых существ земли Сулеймане (соответствует библейскому царю Соломону). По преданию, Сулейману было известно таинственное, неизреченное, «высшее» имя бога, вырезанное у него на перстне.

И где ныне муж, мертвецов воскрешавший

И сам в лапы смерти безвинно попавший?

Речь идет об Исе — кораническом пророке (библейский Иисус). Ислам почитает Ису только как одного из бесчисленных пророков (Коран, 5, 79), будто бы обладавшего способностью воскрешать мертвых посредством своего дыхания (Коран, 5, 110).

Где ныне избранник, стоявший над миром?

Стал мир без него и ущербным и сирым!

Мухаммед (устаревшая европейская форма его имени — Магомет) (род. ок. 570 — ум. 632) — проповедник, считающийся основателем религии ислама и почитаемый мусульманами как «посланник божий», «провозвестник» божественного откровения, «величайший и последний пророк».

И наконец:

Столь избранных смерть не щадила ничуть,

Ужели тебе этой доли минуть!..

То есть, Юсуф Баласагуни смотрит на человека, как на обычного смертного, и не более того, а оценивает личность только по его деяниям.

151127_1

Средневековая арабская карта, ориентированная на Юг

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

18-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(28 часть)
10657

11-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(27 часть)
9039

04-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(26 часть)
9465

26-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(25 часть)
9701

19-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(24 часть)
16105

12-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(23 часть)
11286

05-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(22 часть)
9811

29-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(21 часть)
11082

21-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(20 часть)
18002

12-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(19 часть)
18946

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×