Добавить статью
12:47 11 Сентября 2015 0
Кыргызы - этногенез и история: Государство Канха
(16 часть)

(Читать сначала)

(Читать 15 часть)

1.8. Государство Канха

Государство «Канха» впервые упоминалось в исторических источниках, относящихся к VIII-VII вв. до н. э. В священной книге древних иранцев «Авесте» Канха воспринимали как княжество туранских племенных вождей. Оно было известно как северное владение. В индийском «Махабхарате» народ канки упоминался вместе с тохарами и саками, что указывает на их соседство.

В «Ши-Цзи» («Исторические записки») говорилось о соседстве государства Кангюй (Канцзюй) с тохарами. Кангюй локализовался от Давани в 2000 ли на северо-запад. Источник отмечает: «Это кочевое владение в обыкновениях совершенно сходствует с юэчжийцами; имеет до 9000 войска. Кангюй соседствует на юге с Даванью и по малосилию своему признает на юге власть юэчжийцев (тохар–Т.А.), на востоке хуннов» [71.-С. 6]. Правитель носил титул чао-ву (ябгу).

Все данные источников дают основание локализовать Кангюй на севере от древнего государства Ферганы Давань, на западе от усуней (Семиречье), на северо-востоке от саков, обитавших в центральной части Средней Азии. В подчинении этого государства были Юйни (на Сыр-Дарье), Фумо (Заравшан), Сусе (Кашка-су), Юегань (низовья Аму-Дарьи) и др.

Как выше было отмечено в китайских источниках северные племена канцзюй, гяньгуни и динлины указывались как соседние владения. Однако, есть и другие сообщения, где гяньгуни назывались соседями восточно-туркестанских гаоче. Согласно сведений китайских хроник, одна из ветвей Великого шелкового пути, берущая свое начало от Китайской стены, проходила по владению древних кыргызов [360. — С. 237.] и гаоче, которое отождествлялось с канглы. В «Юаньши» сказано: «Канглы (канли) это есть то, что в эпоху Хань (206- до н. э. -220 г. н. э.) называлось Гаочэ-го–страна высоких повозок…» [177. -C.50.]. По мнению ученых в исторических источниках (в «Юаньши» и Абулгази Хивинского) говорилось о существовании определенной преемственности между канглы и более древним населением Сырдарьи канцзюйцами. Южная граница государства Канцзюй доходила до Таласа.

Канцзюйцы были в тесном этнополитическом и этногенетическом родстве со своими соседями динлинами (Саяно-Алтайский край), гяньгунями (Западная Монголия и Восточный Тянь-Шань), усунями, саками, отдельные из которых могли быть отколовшейся ветвью этого благородного племени. Как нам кажется, древние кангюйские племена путешествовали на огромной территории в Западной Монголии (эчжи-юэчжи), на Алтае и Тянь-Шане (массагеты), Сырдарье, Приаралья (канзюйцы) и Северном Кавказе. В Центральной Азии канзюйцы жили в соседстве со скифами-саками.

Память о государстве Кангюй (Кангай) сохранена в эпосе «Манас». Согласно эпосу данное княжество располагалось на Алтае, где-то рядом с владением кыргызов. По эпосу кыргызы имели очень тесные союзнические отношения с племенами кангы (канглы), найманами и другими. По М.Тынышбаеву в составе алты ата кара канглы наряду с тогузбай, онбай, каспан, бадрак, кызыл-канлы имелся род карманас [378.-С.67]. Названия вышеприведенных первых двух родов канглы можно легко связать с конфедерацией тогузгузов и он уйгуров, которые достигли своего рассвета в развитии в VIII-IXвв. Здесь же отметим, что канглийский этноним «карманас» тождествен с вышеотмеченным Причерноморским топонимом «германасса».

В исторических источниках кангары упоминались в разных названиях. Например, канха, кангюй, канг, кангар, кенгерес, канглы, канды и т.д. С помощью этнографических материалов выявлены были также различные формы этнонима канглы - кангалас (якутск.), хэнгелдир (эхиритск. Западная Монголия), кангильде (башкирск.), канды, «кангелди» (кыргызск.) и другие. В эпосе «Манас» лидер племени кангы упоминался следующим образом: «Кангайлардан Келдике» [275. -С. 53].

В науке этноним канглы связывали с «канг», что значит «камень», ассоциируя его с Алтаем. В то же время определенный интерес вызывают термины «кыркыр» и «кашка» («хасха»). В научной литературе первого связали с ландшафтом местности с гористым районом. В словаре тюркских наречий В.Радлова отмечается гористая степь между Балхашом и Иртышом называлась у казахов Кыркыр. По Б.И.Татаринцеву хакасские этнонимы «хаас», «хасха» являлись родственным этнониму «канг» [368. -С. 246]. Кангиты в составе хакасов представляли осколок средневекового народа канглы в Минусинской котовине.

Информация В.В.Радлова о термине «кыркыр» как бы потверждается сведениями из генеалогического предания записанных С.Ахсикенди. Согласно легенде предки кыргызов получили свое название от чилгызов (сорок гузов) или кырк гызов (сорок гузов), которые в местности расположенной между двух гор вышли из окружения войск Султана Санжара. Т.е. в древние времена для обозначения горцев-кыргызов использовался термин «кыркыр», который также имел формы «чилгыз» или «кырк гыз», «хирхир» или «хирхиз» на арабском, персидском языках и «гяньгунь», «цигу», «хягяс», «килигисы» на китайском языке. В данном случае, можно обнаружить близость «чилгыз» с «цигу» и «килигисы», а также с «чигиль» или «чехель». Отсюда, можно предполагать, что перосоязычные народы Средней Азии алтайских кыргызов (бугу, канглы) называли чигиль. Т.е., сорокородный народ.

Отметим, что вышеприведенный этноним «цигу» легко сопоставить с названием усуньского города «чигу», а также с именем «чилигер» одного из князей меркитов, родственных с динлинами и кыргызами. «Чигучэн» в переводе с китайского на тюркский язык обозначал кыр» или «кырыг уз»/«озон» (красная долина, красные узы). Это как бы указывает на правильность уравнений «усуни-асии» или «усуни» - «усы» или «асы».

Анонимный автор сочинения «Худуд ал Аалам» при описании кимакских областей и городов упомянул владение Каркарахан, где обычаи были сходны с кыргызами. При этом неизвестный автор не указывал местонахождение этой области.

Однако, существование страны Каркыра в Х веке потверждали сведения в версии эпоса «Манас», приведенного в сочинении С. Ахсикенди «Маджму ат-таварих». В предании кыргызское владение называли именем аристократического рода каркыра. Земли владения Каркыра охватывали Алтае-Тянь-шаньский регион, охватывая долину р.Талас и районы горы Кара Тоо. [33.–С. 44, 45, 46, 47, 68, 69].

«Кашка» был известен как титул князей енисейских кыргызов. Известно, что к востоку от них находилась область «Хэсыхэ» (т.е. кашка), где жили кыргызы. В средние века «кашка» был титулом главарей кыргызо-ойратского союза племен. Один из предводителей этого союза был известен под именем Угэчи Кашага («кашка»). Отметим, что у современных хакасов существует род под названием хасха, который состоит из следующих родоплеменных групп: хара хаас, кок хаас, хыр хаас, хасха, ах хасха, ус хасха, хара хасха, хырхыз.

На кыргызском языке слово «кашка» значит «чистый», светло-яркий (сары кашка - рыже-яркий ребенок, шыпты кашка — шустрый светлый/рыжый ребенок). В отдельных случаях «кашка» может выступать в качестве синонима слова сары (бледно-желтый). Например, жети сары (алтайский и тофаларский роды) и жети кашка (кыргызский и кыпчакский роды).

«Кашка» также употреблялся для обозначения чистой горной реки (Кашка суу, Кашка Дарья и др.), а также самой высокой горной вершины, постоянно покрытой белым снегом (Кашка Тор — г.Кара-Балта, Кыргызстан; Кушка — одна из высоких вершин в Туркменистане и мире). «Кашка» также означало самых отважных воинов-богатырей, метких охотников-воинов и т. д. Имелся целый сан титулов, например, кашка, сай кашка, кой кашка и т.д., которые давались отличившимся в бою воинам.

Слово «кашка» имеет синонимы «таза» (чистый), ак (белый, чистый, истинный). Белое у кочевников всегда ассоциировалось с благородством (ак куу, лебедь) и небом-Тениром. Носители этого титула ездили на белых лошадях, имевших на лбу особый знак тенира — кашка (белое пятно).

Весьма важно отметить, что термины «кыркыр» (или «каркар») и «кашка», рассматриваемые в связи с Алтаем и тюркскими кочевниками в древности также были присуще и для Кавказского региона. Известно, что крепость Каркар (VIв.) на армянском языке обозначало «камень на камне». Кабардинцы балкарцев и осетин, живущих в гористых районах Северного Кавказа, называли «къущхьэ» («кашка»). Данный этноним образован из двух слов «къурш» - горная цепь, гора и «щхьэ» -вершина, что значит горцы, жители высокогорья. На кыргызском языке горную вершину называют «чоку», а скалистую (каменистую) вершину «зооку», зоока или «зоо» («каменистая скала»), скалу –кыя. Соответственно они являлись синонимами монгольскому слову «борук» («скала»), тюрко-монгольским, «борулуу» («таежные горы»), «боор» («холмистое подножье горы»), боом («ущелье-кыпчыгай»).

В древних китайских источниках кыпчаков обозначали этнонимом «цзюеше», «кюеше», «се» (сеяньто», предки кыпчаков), а страну саков топонимом «со». Согласно древнетюркских легенд, их предки вышли из области Со.

В таком случае, этнонимы «кыргыз»/«каркар» (кыргызы страны Каркыра и народ Каркырабека), «кыпчак» («каркыралинские кыпчаки») и «жети кашка», упоминаемые в «Манасе» С. Ахсикенди являлись словами синонимами.

Следовательно, термины «канг», «канха», «канглы», «кашка», «кыпчак», «со» («сак»), «бурут», ташили (одно из племен уч карлуков) вполне могли быть связаны с географией местности. И все они были связаны с Алтаем и канглийцами. Стало быть, в названиях древней области в Фергане «болуй», «болу» (где жили кангюйцы), бурутах и ташили средневековых источниках можно видеть канглы.

Видимо, неслучайно в древности этноним «канха» широко применялся для обозначения страны туранских вождей, предков кангюйцев-канглы. Как мы выше отмечали, предки канглийцев, прежде всего, являлись горцами, а посему обитали в горных районах Северного Кавказа (канглы), Тянь-Шаня (массагеты), Алтая и Западной Монголии (эчжи-юэчжи), где рядом находились огромные степные просторы, которые были пригодны для развития, как скотоводства, так и земледелия. Отсюда можно сделать вывод, что «канг» или «канха» действительно в понимании древних кочевников ассоциировался с Алтаем, который воспринимался как обитель Тенира.

В связи с вышеизложенным можно предполагать о том, что в более древние времена царства Гиперборея (журавль) и Кангюй представляли одно владение. В этом владении господствующее положение имел аристократический род с тотемическим названием Царь-журавль, которому подчинялись гипербореи, кангюйцы, сакарауки, табиаки (табыны), табаиты, аскатаны (аз киши) и другие. По всей вероятности, род царь-журавль был аристократическим родом у древних кангюйцев, живших на Саяно-Алтае и Тянь-Шане. Центром Кангюйского государства являлся город Кангу-Тарбан в Таласе.

В таком случае, древние кыргызы делились на восточных или енисейских кыргызов и на западных - Кангюй. Кыргызы имели древние связи с Кангюем. В середине I века до н.э. Чжичжи шаньюй по приглашению правителя Кангюя переселил хунну и кыргызов в Таласскую долину, где была учреждена его резиденция [132. –С. 68-72]. В поздних версиях эпоса «Манас» родственное кыргызам племя кангы (канглы) играло немаловажную роль в истории кыргызского народа, возглавляемого Манасом. По содержанию эпоса «Манас» кыргызы во главе с Манасом возвратились на земли своих пращур на Тянь-Шане, где батыр обосновал свою ставку в долине реки Талас [273.]. Вполне возможно, ставка Манаса в долине р.Талас по эпосу «Манас» соответствовал Кангу Тарбану, где канглы имели соседство с отуз огланами и азами в VIII-X вв.

Следовательно, древние алтайцы гипербореи и канглы как жители Алтая, в соответствии с «канг» («камень») могли называться «канха», «кыркыр», «бурут», «ташили» и т.д. Возможно, именно поэтому аристократический род последних носил имя журавль-каркыра, которое было созвучно этнонимам «кангар» или «кыркыр»/«кыркыз». Отсюда, можно полагать, что имя господствующего рода каркыра (царь журавль) могло выступать в качестве названия всего народа, государства, а то и империи кыргызов в эпоху Кыргызского Великодержавия, т.е. это имя могло распространяться в равной мере и на племена-вассалы и на покоренные области, куда мигрировали кыргызы. Поэтому в исторических источниках и данных современной топонимики нам довольно часто встречались названия с термином «кыркыр», «кыргыз» «манас», имевших широкое распространение в эпоху Кыргызского Великодержавия.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Канха могло быть одним из первых государств кыргызов. На это первую очередь указывало то, что в исторических источниках канглы и кыргызы всегда описывались как горцы. Согласно данным источников канглы, постоянно упоминались в соседстве с кыргызами и сыграли важную роль (улус Салучи-Булгачи) в консолидации кыргызского народа на Тянь-Шане в XIII-XVI вв.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
0

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
0

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
0

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
0

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
0

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
0

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
0

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
0

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
0

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
0

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×