Добавить статью
9:23 27 Ноября 2015 0
Кыргызы - этногенез и история: Согласно преданию, правитель алтайских кыргызов Эмке, сын Яфета, мог быть прототипом Манаса
(26 часть)

(Читать сначала)

(Читать 25 часть)

Эпоха возрождения древних тюрков, народный трагизм, пережитый ими, отражен в двух версиях легенд дошедших до нас и проанализированных Н.А.Аристовым [26. —С. 123, 139.]. Согласно первой легенде, тюрки происходили от волчицы и хуннского молодого принца. Легенда повествовала, что однажды предки тюрков, жившие рядом с большим болотом, были истреблены воинами соседнего племени. Уцелел лишь 10-летний мальчик, которого враги, отрубив руки и ноги, бросили в болото. Мальчика спасла волчица, ставшая впоследствии его женой. После того, как враги убили мальчика, волчица, спасаясь, убежала в горы севернее Турфана и там родила десять сыновей. Один из них, Ашина, стал вождем нового рода, которому суждено было носить имя своего предводителя. Позже их вожди вывели своих сородичей на Алтай, где они возглавили местные племена под именем тюрки.

По другой версии происхождение древних тюрков связывалось с чуйскими племенами чумугун, чу-юе, чуми, чубань, т.е. юебаньцами. По данной версии, тюрки происходили от четырех чуйских племен, которые жили во владении Со, расположенном на севере от хунну. В легенде говорится, что после того, как все представители рода Со погибли «из-за собственной глупости» (в чем она проявилась — не объясняется), в живых остались только четыре внука волчицы. Один из отпрысков волчицы превратился в лебедя, второй, Кыргыз (цигу) поселился между реками Афу (Абакан) и Гянь (Кем, Енисей), третий обосновался на р.Чуси (Чуй), четвертый жил в горах Басы-чуси-ши (в верховьях р.Чуй) [26. –С. 123].

В основе древнетюркских легенд лежит усуньское генеалогическое предание о молодом принце. Древние тюрки заимствовали ее основные сюжеты и дополнили новыми. Например, если в усуньском предании рассказывалось о новорожденном изувеченном принце, положившем начало роду, то в древнетюркской версии ему было 10 лет. Народ происходил от его десяти сыновей и т.д.

Однако разница в вышеприведенных тюркских легендах лишь в том, что в первой версии увеличивается число прародителей тюрков в два с половиной раза и доводится до 10 родов. Отсюда можно сделать вывод, что во второй, очевидно, более древней легенде излагалась собственно хуннская версия рождения народа, а в первой — конфедеративная — с учетом увеличения количества родов, вступивших в тюркский союз. Следует отметить, что кыргызы упоминались во второй легенде и наряду с племенами шести чубами согдаками. Кыргызы указаны как народ, имевший отношение к области Со на Алтае. В те времена племена шести чубов согдаков жили на древних землях Канцзюй и Саков на Алтае.

В таком случае легенда о происхождении тюрков ашина указывает на древнюю связь кыргызов с канцзюй-канглы и саками.

В VI-VIII вв. кыргызы сформировали Кыргызский каганат на среднем течении Енисея. Следует отметить, что основные элементы вышеотмеченных тюркских легенд, отражающих трагизм народов, имели место и в кыргызском эпосе «Манас», где главный герой Манас показан как потомок именитого Тюрка сына Жапыза. Согласно сказанию, кыргызы происходили от хана Ногоя, который имел четырех сыновей — Орозду, Усен, Бай, Джакып. Орозду имел 10 сыновей. Однажды народ был перебит врагами. В результате кыргызы вынуждены были мигрировать в разные концы света. Один из сыновей Ногоя, Джакып, по воле судьбы попал на Алтай, где и родился богатырь Манас. Согласно преданию, основными соперниками хана Манаса были родственники отца Джакыпа, так называемые коз команы из клана его брата [273. -С. 33, 67-69.].

С VIII века н.э. енисейские кыргызы начинают активизироваться в политической жизни Саяно-Алтайского края. Кыргызы воевали с алакчынами. Захватили ряд районов на Алтае и Западной Монголии. Вступили в конкуренцию со Вторым Восточнотюркским каганатом.

Государство енисейских кыргызов во главе с Барсбек каганом вступает в свою фазу рассвета. В VIII-X века о Кыргызском каганате знали и считались с ним в Китае, Тибете, Византии, арабо-персидском мире, Тюргешском и Карлукском, Хазарском и Булгарском каганатах и т.д.

Отметим, что отдельные сюжеты эпоса «Манас» дают основание в прототипе Манаса видеть Барсбек кагана. Как нам кажется, в одном из сюжетов говориться об эпохе противостояний между кыргызами и их основными противниками - тюрками, карлуками и огузами. В эпосе «Манас» обнаружен титул предводителей тюрков, карлуков и огузов «ябгу» в форме «жабуу». В нас интересующем сюжете выстроившиеся на поле битвы враги приветствуют прибывшего со своим войском на место для решающего сражения предводителя боевым кличем «жабуу». В эпосе говориться: «Жабуу, жубуу, жубуу деп, Жаалдаган кыйын кеп» [275. —С. 99.]. Боевой клич «жабуу» в сказании соответствовал титулу врагов Барсбек кагана древних тюрков, огузов и карлуков - «ябгу». Следовательно, в данном случае речь идет о боевом кличе воинов древних тюрков, карлуков и огузов «ябгу», с которыми воевал Барсбек каган и его преемники, в том числе Алп Сол Тепек. Т.е., «жабуу» - средневековый «ябгу» [12. — С. 79.].

В VIII в. каганы Второго Восточнотюркского каганата вели реваншисткую политику, покорили и разбили азов, чиков, енисейских кыргызов во главе с Барсбек каганом. Часть этих народов мигрировала на запад и оказалась на землях Тюргешского, Хазарского и Булгарского каганатов. В связи с чем, с VIII в. в генеалогических преданиях тюркских кочевников некий Яфет указывался родоначальником всех тюркских племен Центральной Азии. В то же время широкое распространение получили среди представителей аристократического клана хазар буланидов иудейские и библейские имена, например, Манассия I, Манассия II. [ 325. -С. 7,8, 62.].

Персидский историограф Гардизи в своей книге «Зайн ал Акбар» [224.-C. 43.] приводил легенду, которая, вероятно, отражала процесс миграции енисейских кыргызов на Алтай в VIII-IX века. В сказании Гардизи (в XI веке) писал о предке кыргызов некоем незрячем славянине Эмке, сыне Яфета, вскормленном в младенчестве молоком собаки. По воле судьбы ему пришлось бежать к хазарам, а затем к башкирам. Народ его называл «в связи со словом «саг» («собака»)», так как их предок был вскормлен собачьим молоком. Далее говорится, что он заключил союз с хазарами, после – с башкирами, подчинил огузов и дал своему народу имя кыргыз [48. – С. 46, 47, 48; 147. –С. 138.].

По мнению отдельных ученых, в то время группа кыргызов обитала уже на Волге, где они соседствовали с кангаро-печенегами. В данном случае речь идет о кыргызах, которые, мигрируя на запад, оказались в Хазарском каганате и во владении Башкир на Волге. Кыргызы вступили в этнополитические и этногенетические связи с хазарами, башкирами, племенами Волжской Булгарии, особенно барсилами (народ барсов) [205. —С. 63.], которые оказали большое влияние на кыргызов. Кыргызы слились с огузами.

Как нам кажется, генеалогическое предание об Эмке, сыне Яфета, могло быть сложено в VIII-IX вв. Так как, во-первых, часть кыргызов и азов после событий 711-715 гг. мигрировала на запад и обитала уже на Алтае и Семиречье. Кыргызы уже имели этнополитические связи с хазарами, башкирами, барсилами, огузами. На Алтае уже существовал кыргызский улус, возглавляемый Эмке, сыном Яфета. [48. – С. 46, 47, 48; 147. –С. 138; 205.-С.63.]

Во-вторых, в «Джаффар тарихи» упоминалось имя седьмого царя Манассия II, сына царя Завулона, внука Исаака из клана Буланидов. Он имел титул царя бек или ха-мелек. В источниках его также называли Моисей. В частности, в источнике говорится, что в 858 г. Ильяс (троюродный брат Угыра Айдара) поставил хаканом Хазарии сына Манаса - Исхака Аксак-Тимера. [55.-С.35]. Несмотря на напластования, информация имеет определенную важность. В данном случае Манас и Исхак соответствуют вышеназванным историческим личностям царям Хазарии Манассии и Исааку, а Аксак Тимер - амиру Тимуру (XIVв.), который в то время воевал и разгромил золотоордынского хана Токтамыша. Отсюда, мы можем сравнить имя сына Яфета «эмке» с титулом Манассии «ха-мелек» [27. — С.364.]. Они тождественны. В связи с этим можно говорить о том, что правитель алтайских кыргызов Эмке, сын Яфета, является прототипом главного героя в эпосе «Манас» Манаса.

В-третьих, после 766 года алтайские карлуки и чигили переселились на Тянь-Шань. В XI в. караханидские тюрки имели уже другую, немного дополненную версию вышеуказанной генеалогии. Согласно ей, у сына Яфета Тюрка были четыре сына Чигиль, Барсхан, Тон и Илак (Эмлак) [398. —С. 141.].

В-четвертых, в родословной караханидских тюрков имя четвертого сына Тюрка «илак» («эмлак») имел сходство с именем первопредка кыргызов Эмке, сына Яфета. Следовательно, в «илаке» можно видеть имя правителя алтайских кыргызов, что указывает на существование этнополитических связей между кыргызами и чигилями. Это говорит о том, что часть алтайских кыргызов мигрировала вместе с карлуками и чигилями на Тянь-Шань.

В-пятых, это указывает на то, что алтайские кыргызы жили в непосредственном соседстве с печенегами-кангарами. Отметим, что в VIII-IX вв. печенеги жили между Волгой и Уралом, откуда были вытеснены хазарами, огузами и кипчаками (команами) на запад. По данным Истахри, одна из групп кыргызов жила на Волге в IX-X вв. [285. —С. 21.]. В таком случае, в печенегах-кангарах, обитавших между Волгой и Уралом, можно видеть алтайских кыргызов.

В-шестых, в 730-740 годы предводитель хазаров Булан объявил иудаизм государственной религией каганата.

В-седьмых, история Эмке (прототип Манаса), сына Яфета, в определенной мере перекликается с историей первопредка саха-якутов Эллея, который был подвергнут влиянию иудаизма [230.]. Кроме этого, Эмке в предании дается роль объединителя кыргызов и других алтайских племен. Согласно преданию, он объединил огузские племена и дал этому народу имя «кыргыз». В якутской легенде Эллей, подобно Эмке, представлен активным участником объединительного процесса народа. По мнению Г.В.Ксенофонтова, история миграции и приобретение новой родины Эллеем полностью тождественна с историей Якоба, отца Манассии в Библии. Г.В.Ксенофонтов сопоставил образы Эллэя и Омогоя в генеалогическом предании саха-якутов с библейскими персонажами Яковом и Лаваном [230.]. Еврейский Яков, как и Эллей, имел престарелого и незрячего отца. Яков, как и Эллей, спасся бегством на чужбину. Яков пас скот у богача Лавана, у которого были две дочери - красавица Рахиль и некрасивая с больными глазами Лия. Эллей тоже пас скот только у Омогоя, имевшего две дочери, одна из которой была больной и некрасивой. Г.В.Ксенофонтов считал Эллея патриархом народа, культурным героем, вобравшим образы патриарха Якова и пророка Моисея [230.].

В-восьмых, в эпосе «Манас» главный герой Манас был сыном Жакыпа. В юношеские годы отец отдал его чабану Ошпуру пасти скот. Манас женился на не блещущей умом Акылай, а затем на мудрой и красивой Каныкей. Его сын царевич Семетей имел жену Чачыкей, но после женился на красивой, умной и обаятельной Айчурек [148. —С.107-108, 129-132, 137.].

В-девятых, как нам кажется, в данном случае, в Якове и его внуках Манассии и Евреме можно видеть лидеров сакских племен, населявших земли Иудейского государства. Вполне возможно, что в «Библии», где говорится об исчезнувших (пропавших) 10 племенах после крушения Иудейского государства, говорится именно о них, саках, которые возвратились на земли своих пращуров на востоке, в земли Хазарского каганата.

Согласно «Библии», у Якова было двое внуков - Манассия и Ефрем. Яков перед смертью благословил своих внуков и предсказал, что от Ефрема произойдет многочисленный народ. Племя, разошедшееся от Манассии, отличалось особенно воинственным духом [70.]. Данное предсказание Якова очень схоже с генеалогическими рассказами кыргызов, которые говорили об отношении двух братьев – прародителей народа Адыгине и Тагае. В предании сказано: «Ат тугундой Адыгине, тай тугундой Тагай». Согласно этому, потомки Адыгине стали многочисленнее, чем Тагая.

В-десятых, «Библейское имя «яков» можно сопоставить с якоф или йакыф (скиф), с одной стороны, «яхо/ехо» или «якут», с другой. В то же время этноним «якут» имел полное сходство с «яхуди», что на турецком языке значит «иуда». Возможно, все эти названия исходят тюркскому числительному «эки» (два; т.е., два родственных рода).

В-одиннадцатых, из вышеизложенного можно утверждать, что Эмке (Эмлак), Илак и Эллей могли быть одним и тем же лицом. Можно сравнить «ха-мелек», «эмке», «илак» и «еллей». Вероятнее всего, в данном случае говорится о событиях, когда кыргызы жили на Алтае и оказались под влиянием хазар и иудаизма.

В-двенадцатых, названия столицы Хазарского каганата Семендера и племени забендера [325. —С. 26.] сходно с именем сына Манаса Семетея в трилогии эпоса «Манас».

В-тринадцатых, Эмке, он же Эллей (кангалас в якутских преданиях), правитель алтайских кыргызов мог быть одним из прототипов Манаса в эпосе «Манас», который имел дружеские отношения каганом Хазарского каганата, правителем башкиров. Кыргызы, возглавляемые Эмке, вступили в этнические контакты с хазарами Булана, башкирами и волжскими булгарами, а позже часть их мигрировала (ташили-канглы) вместе с карлуками и чигилями на Тянь-Шань в середине VIII века. Другая часть народа приняла участие в формировании области Каркырахан на Алтае VIII-IX вв. Третья ушла на восток и сыграла важную роль в формировании саха-якутов.

В-четырнадцатых, кыргызы в своем составе имели племена и роды под названием багыш (лось; багыш, кара багыш, чон багыш («чон - большой»), сары багыш («сары - желтый»»), кызыл багыш, окум багыш («окум - приказ»), бостон багыш и т.д.), что соответствовало имени аристократической династии хазар булан.

В-пятнадцатых, вышеотмеченные факты указывают на участие и роль в этногенезе кыргызов печенегов-кангаров (кангалас), в чью страну мигрировали кыргызы. По крайней мере, есть основание полагать, что в VIII-IX вв. племена канглийской группы выступали как одно из основных кыргызских объединений.

В-шестнадцатых, земли алтайских кыргызов простирались на западе от енисейских кыргызов до р.Волга. Т.е., охватывая кангаро-печенежские земли, междуречье Урала и Волги. Кыргызы обитали в районах рек Кыргызан, Куманды, Арсаякбажы, Солтонка и других горных районах Алтая. Здесь жили кумандинцы и их родоплеменные группы чедыбер (четибуур), челей (иллей), чооты (хакасский чоода), тастар, тон-куманды, солу (солто) чабраш [333.-C. 92-93.] и другие. Один из вышеотмеченных этнонимов челей (иллей) тождествен с эпическими вождями кыргызов и кангаласов Эмке (Илак) и Эллей. Все вышеназванные роды находили свои аналогии в родоплеменной структуре кыргызских (роды коман, тастар, чаа племени солто), казахских (род чапрашты племени дулат) и хакасских племен. Следовательно, команы-канглы были кыргызами. Кыргызы отсюда мигрировали на Запад (на Северный Кавказ, Причерноморье и Древнерусские степи), на юго-запад (на Тянь-Шань), и на восток (в Приангарье и Якутию).

В VIII в. на западе пала Великая Булгария и Тюргешский каганат, а на востоке стал возвышаться Кыргызский каганат во главе с Барсбек каганом. Великая Булгария и ее народ были разделены между 5 сыновьями хана Котрага. Самый младший сын со своим народом переселился на Волгу, где племена барсилы слились с кыргызами. Тюргешский каганат был союзником Кыргызского каганата. После падения Тюргешского каганата черные тюргеши-абары мигрировали вместе с печенегами на Запад, а желтые тюргеши на север и восток. Желтые тюргеши (согэ, чэли, канглы) вкупе с мукринами бежали на восток, в земли их предков мохэ. Предки канглы и табынов составили ядро кангаро-печенежского союза племен. Позже Кыргызский каган на востоке от Енисея образовал буферные владения Кяньчжоу, Иланьчжоу, Усы, Булагачин, Керемучин, в фомировании которых немаловажную роль играли племена кыргызов, канглы (предки кераитов), тюргешей, булгар, хазар. Следовательно, в усилении Кыргызского каганата сыграло определенную роль падение Великой Булгарии и Тюргешского каганата, племена которых мигрировали в приграничные с ними области.

В таком случае, как нам кажется, гунны-булгары (также как и хунну Чжичжи шаньюя в свое время) слились с предками современных северокавказских карачаевцев, балкарцев, а также кыргызов, что может говорить о родстве вышеназванных народов. В эпоху Великого Кыргызского каганата многие из вышеназванных племен входили в его состав, образуя многочисленный народ данного государства.

В середине IX века кыргызы, разгромив Уйгурский каганат на Орхоне, стали единственными хозяевами Центральной Азии. Кыргызская империя и ее земли простирались в то время от Ангары и Байкала до Алтая и Семиречья, от Сибирской тайги до Великой Китайской стены.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
0

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
0

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
0

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
0

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
0

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
0

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
0

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
0

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
0

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
0

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×