Добавить статью
12:59 29 Апреля 2016 34219
Кыргызы - этногенез и история: Клановая система в кочевых обществах
(39 часть)

(Читать сначала)

(Читать 38 часть)

Глава III. Аристократический клан и его роль в кочевом обществе

§1. Клан. Роль политического фактора в консолидации кочевников

O8y_fvCg5G8

В номадических обществах, кочевники зависели от клановой системы, которая регулировала отношения между различными племенами, родами и социальными группами. В кочевых обществах клан выступал как один из главных субъектов политики. Каждый род, племя, народ управлялся господствующим кланом, который представлял аристократический род. В кочевых обществах аристократический род, который имел ведущее положение в племенном сообществе или союзе, играл весьма важную роль в консолидации этноса. Племя или племенной союз давал ему полномочия решать все вопросы политические, экономические, социальные, религиозные, этнические и другие.

В кочевых обществах Центральной Азии представители господствующего рода формировали элитарный клан, монополизировавший всю власть в государстве. В политической системе и иерархии номадического общества вождь, представитель элитарного рода с наследственной властью, превращался в надобщественный субъект. Вождь признан был земным божеством, правивший и вершивший суд на земле от имени Небесного божества. За ним шли господствующие слои общества, состоящие из различных второстепенных кланов, борющихся за власть. Элитарный род вместе с наиболее крупными племенами, составляли правящую группу-корпорацию.

Клан, как понятие, вошло в общественную жизнь еще в эпоху первобытного общинного строя. Термин «клан» происходил от галльского слова cland или clann. Клан у кельтских народов шотландцев, ирландцев означал семя, род, а в более общем смысле – отпрыск, потомство [85. –С. 263; 201. -С. 287—288]. Клан представлял родовую социальную группу людей, в основе отношений которого лежал родовой строй в Ирландии и южной Шотландии. Отсюда слово клан перешло в английский язык, а позже оно стало широко использоваться для обозначения племенную или родовую группу.

Клан прежде всего означал род или родственную группу людей, связанную кровнородственными узами, происходивших от одного древнего родоначальника [225. -С.36-45; 85. –С. 263; 201. -С. 287—288]. Однако под понятие клана подпадал довольно широкий круг людей. В первую очередь сюда относились люди, связанные между собой кровным родством по мужской линии, включая всех незаконнорожденных детей, признанных их отцами, членов племени по усыновлению или сыновей от женщины из этого же племени и чужеземца, потомков, людей оказавших какую-нибудь услугу этой общине. А также потомков лиц второго класса или разношерстной группы людей, т.е. рабов, иностранцев, преступников и т.д. Однако, по мере разрастания социума, внутри клана появлялись общины.

Предводитель рода был обязан защищать интересы клана и его членов. Одним из главных вопросов был раздел собственности между общинами, распределение земли, пастбища. В большинстве случаев прибегали к равному дележу между членами сообщества. Например, пахотные земли подлежали перераспределению каждый год, чтобы каждый член семьи имел возможность получить в обработку лучший участок земли, которого всегда не хватало.

В результате продолжения процесса разделения труда получило развитие скотоводство и земледелие. Происходила дифференциация общества, появились богатые и бедные, рабовладельцы и рабы, землевладельцы и крестьяне.

Появление государства и развитие частной собственности обеспечило эволюцию понятия клана и клановой конституции. Клан превзошел примитивное понятие и стал восприниматься как элитарная, подчиненная политической системе. Люди вступали в более усложненные отношения, взаимодействовали с политическими институтами, государством. Появились роды, племена, народы и различные сообщества в лице племенных союзов, конфедераций и т.д.

В Центральной Азии племена и племенные союзы создавались по политическим мотивам и на основе военной демократии. Вожди с предводителем конфедерации заключали паритетные договора о создании союза племен и скрепляли данный акт собственной клятвой в верности. Однако каждое племя, вошедшее в племенной союз, делегировало определенную часть своих прав и полномочий вождю или представителю элитарного рода, который стоял над обществом. Вождь или каган обладал неограниченной властью [132. -C. 173-178.]. Таким образом, племена, вошедшие в племенной союз, автоматически теряли часть своих прав и свою независимость. Они подчинялись непосредственно вождю, с которым связывали свою судьбу.

В Центральной Азии процесс формирования племенных союзов имел свои особенности. Во-первых, они строились на основе военной демократии и общины имели военизированный образ жизни и характер. На ее основе строилась общественная структура племенного союза, вырабатывались принципы, нормы и мораль.

Союзы племен кочевников, государства и империи основывались на основном способе производства номадов – скотоводстве, требовавшем обширного степного пространства. Однако его необходимо было завоевать, а потом еще и защищать. В связи с чем войны становились источником богатства. Именно эти обстоятельства требовали военизировать общественную структуру кочевников. Сначала вожди имели небольшую дружину, которая следила за общественным порядком. Но с появлением племенных союзов это стало представлять более сложную военизированную конструкцию и систему.

В племенных союзах каждый достигший зрелого возраста номад считался воином – одной стрелой. Каждый воин числился в десятке, а десяток – в сотне, сотня – в тысяче, а тысяча – в тюмени. Джувейни писал, что «не было человека, который был бы вне сотни, тысячи или тьмы, которой он был приписан, или бы искал где-либо убежища» [134. –С. 185.]. По мнению С.Г.Кляшторного, «стрела» была формой военно-административной, а не родоплеменной организации [204. -C. 326, 133; 332, 435. ]. «Стрела» могла состоять из нескольких средних и малых племен, принявших общее имя. Каждая «стрела» должна была способна выставить один тумен войска и иметь свой стяг. Т.е. тысячное войско с «великим предводителем» – шадом.

С другой стороны десятичная система служила средством для сохранения стабильности и играла важную роль в консолидации кочевников улуса. С ее помощью можно было расколоть, дробить крупные племена на мелкие объединения, разрушать родоплеменные связи путем подчинения племен и родов административному делению.

Наследственная власть вождя или кагана, его право на господство над племенами обеспечивалась и защищалась генеалогией элитарного рода, где приводились безупречные доказательства о благородном происхождении клана. В генеалогии рассказывалось о божественном происхождении, харизме и могуществе вождя, общей связи с племенами и конфедерацией. Поэтому, всегда, когда создавался новый союз племен, слагалась новая генеалогия, где на основе Тенирианской идеалогии узаконивалась сверхъестественное происхождение власти аристократического рода.

В генеалогических преданиях вождь племени или каган характеризовались как личности, рожденные от Небесного божества, и они являлись земным божеством, исполняющим его волю на земле [132. - С. 173-178.]. Поэтому во многих легендах и преданиях будущие вожди и каганы рождались с помощью небесной силы, путем обращения к небу. И они описывались как личности с высокой харизмой, которые были рождены для свершения великих дел на земле, что непосредственно говорило о харизме будущего вождя, вызывая интерес у народа к его персоне.

По идеологическим представлениям кочевников царская власть посылалась солнечным божеством. Идеологические аспекты жизни кочевника строились и строго подчинялись принципам тенгрианства. Например, хуннские вожди, когда обращались к императору Китая, всегда выражали свое мнение и выступали в утвердительной форме, тем самым, придавая своим действиям государственную основу и подчеркивая сакральность своей власти, полученной от Неба. Они писали: «Рожденный Небом и Землей, поставленный Солнцем и Луной, Великий хуский (хуннский – Т.А.) шаньюй почтительно вопрошает Китайского Хуан-ди о здравии [74. –С. 122.].

По преданию, легендарный Ань-Лушань родился путем обращения к небесному божеству. Впоследствии восстание под его руководством едва не привело к гибели Танской империи в середине 50-х годов VIII века. По китайским источникам, Ань-Лушан родился, якобы, по просьбе матери-шаманки, обратившейся к «богу войны». При его рождении луч света осветил юрту, а «дикие звери закричали» [327. -C.122.]. Согласно генеалогии, род Чингиз хана разошелся от трех сыновей Алангова и назывался нуринь, что значило «чистое семя», поскольку считалось, что дети Алангова родились от света. Сюжет рождения ребенка путем обращения к божеству, небесным силам занимает центральное место в эпосе «Манас». Благодаря обращению к небу, жена Джакыпа Чыйырды родила ребенка, которого нарекли таинственным именем Манас. Новорожденный описывался в традициях тенирианства.

Из серебра и злата

Создан подобно сплаву,

Тверди земной и небу

Подобно создан на славу,

Цвету луны и солнца

Подобно создан по праву [272. -C.19.].

Наследственность власти и государственная должность вождя или кагана повышала его социальное положение в обществе, а получение ее от небесного божества Тенгри обеспечивало ему статус неприкосновенности.

В номадических обществах вождь племени или каган с наследственной властью, получивший ее от Неба-Тенгри [132. -C.69-80.], играл важную роль в процессе консолидации этноса. Каган, получивший власть от рук Тенира, выступал посредником между небом и простыми кочевниками, представлял наследственную власть на земле. Вся власть в государстве сосредотачивалась в руках господствующего клана. К наследственной власти кагана была прикреплена судьба всего государства и общества в целом, что было чревато последствиями. С падением власти кагана ликвидировалось государство, происходил раскол общества, что порой приводило к исчезновению целого этноса.

В понимании кочевников небо воспринималось в двух ипостасях – небо в материальном смысле как видимую небесную твердь и небо как божество. Каганы и их династия считались рожденными Небом – божеством. Небо дарило им их главные качества – бильге (мудрость) и алп (храбрость), защищало их, обеспечивало им процветание, если они следовали его воле, и карало их, если нарушали эту волю. В понимании простых кочевников вожди племен или каганы воспринимались как личности, обладающие «небесной харизмой», называвшейся кутом, с особой силой и качествами, дарованными Небом [247. -C. 96-97.]. Поэтому хуннский владыка наравне с титулом «шаньюй» назывался «тенир кут». Отдельные вожди племен в средние века к своим именам прибавляли приставку «иди кут» или «кутлуг» и т.д. Правитель басмылов назывался «идикут» [269. -C. 174.]. Благодаря своему статусу неприкосновенности вождь племени и каган порой сосредотачивали всю власть в своих руках. Они являлись не только главой племени, но и представляли судебную власть, выполняли функции главного жреца [327. -C. 120,122-123.].

От личности кагана зависело все, и прежде всего, будущее аристократического рода (клана) и всего племенного союза. Как правило, племена объединялись вокруг сильной личности. По генеалогической линии, власть наследовалась от отца к сыну по прямой линии. Однако не всегда придерживались этого правила. Оно нарушалось в основном в двух случаях: если наследник не достиг зрелого возраста, а также для того, чтобы дать возможность на властвование представителям клана по боковой линии. Однако эти приемы преследовали одну цель – удовлетворить потребность кочевого общества, постоянно нуждавшегося в сильной личности, который мог выступать гарантом стабильного развития общества. Предводитель обязан был защищать интересы народа, при необходимости вести племена на войну, захватывать чужую территорию, расширять пастбища и т.д. Вождь должен был отвечать одному из главных требований и условий создания союза племен – защита от внешних угроз и обогащение путем войн.

Клановая система четко регулировала отношения между родами, племенами и объединениями. Она довольно четко выделяла клан в своей социальной группе. Безупречная генеалогия клана с божественным происхождением господствующего рода обособляла его от всех других родственных социальных групп, соплеменников, составляющих один этнос. Клан, кроме этого, обособляли его статус, имя, религия, сакральные предметы, символизирующие власть и многие другие факторы. Все это позволяло клану выделиться от основной части общества и выдавать себя в качестве надобщественного явления, социальной группы. А каган как часть этого социума приравнивался к богу, представляя волю и власть божию на земле. Название аристократического рода для всех племен союза имело собирательный характер. Его имя имело сакральное значение для социальной группы, закрепленное в генеалогическом предании.

Немаловажно отметить, что при клановой системе отношения между племенами регулировались с помощью значимых для народа тотемических названий или различных сакральных предметов, которые символизировали власть, знак первенства (лидерства) и т.п. Тотемический, анимический характер имени рода или племени повышало его сакральное значение.

В понимании кочевников государство и власть имели свои символы и атрибуты, представлявшие титулы, разные предметы быта, соответствующие образу жизни племен и народов конфедерации. Связь вождя с божественной силой или внешними источниками (сакральным предметом) давала полную монополию аристократического клана на власть и лишало другие роды и племена претендовать на нее. Согласно преданию, зафиксированному в китайских источниках, новорожденному сыну усуньского вождя гуньмо (титул) покровительствовали тотемные божества волчица и красный ворон, который был представлен здесь воплощением Солнца-бога [154. –С. 24-26; 81-82.]. Сакрализация власти молодого «гуньмо» (титул вождя), утвержденная генеалогическим преданием, признавалась всеми соплеменниками и как бы официально закрепляла за правящим родом государственную власть.

Согласно скифской легенде, в данном обществе символами власти считались «стрела», «секира» и «плуг». У хунну, огузов, он ок будунов символом власти являлась «стрела». По одной из версий легенды, родоначальник кыргызов женился на ханской дочери, оказавшейся по воле судьбы за рекой Чу. У них родился сын Кыргызбай. Братья его укоряли за то, что он был неизвестного происхождения. Но однажды Кыргызбаю, оказавшемуся в юрте матери, удалось овладеть колотушкой для кумыса - бышкек (матриональная основа) и уздой (патриональная основа), которые с древних времен у кыргызов признавались как символы первенства. Данный случай помог Кыргызбаю стать общепризнанной личностью в роду. «У Кыргызбая было два внука: Абл и Ковл», которые и дали начало родам кара-киргизов» [330. -С. 155, 156.].

В связи с этим можно полагать, что название столицы Кыргызстана – Бишкек - имеет столь же сакральное значение, происхождение которого, согласно преданию, связывалось с батыром по имени Бишкек и предметом быта «бышкек». По легенде, кыргызский Бишкек Баатыр прославился тем, что защищал земли предков от иноземных захватчиков с помощью сакрального бышкека (знак первенства), прогнал всех врагов с Кыргызской земли. Когда шел в битву, всегда брал с собой сакральный предмет - бышкек. В предании также говорилось об аргымаке (несомненно, с сакральной уздой) Бишкека, который помогал ему сразить врагов и выдворять из Кыргызской земли. По поверьям кочевников, лошадь (боевой конь) представляла сакральное животное и олицетворяла образ небесного божества – солнца.

Вышеописанные приемы применялись также в вопросе выяснения лидерства между постоянно конкурирующими кыргызскими племенами с тотемическими названиями бугу (олень) и сары багыш (желтый лось).

Согласно генеалогии, племена бугу и сары багыш вели свое происхождение от легендарного родоначальника кыргызов Тагай бия, что говорит о существовании конкурентной борьбы между вышеназванными родами.

Как нам кажется, из-за сравнительно большого влияния и авторитета племени бугу, сары багыши долгое время не могли занять лидирующее положение среди кыргызских племен. Так как предки бугу-пугу считались древним и аристократическим родом еще с эпохи хунну. По данным источников, из пугу выходили шаньюи. Позже пугу вошли в состав Великого Тюркского каганата, а затем сеяньто. Затем они в составе чигилей мигрировали на Тянь-Шань. В VIII-Х веках чигили и бугу находились в составе Карлукского каганата, а после - Караханидского государства.

Однако в этническом составе кыргызов существовало довольно много племен и родов под названием «багыш». Это, прежде всего, может говорить о том, что предки кыргызских племен, носившие имя «багыш», по происхождению могли быть одними из древних объединений. Возможно, что одно из них имело аристократический статус, поэтому все кыргызские племена и роды могли собираться вокруг него и иметь схожее с ним название. Например, багыш, кара багыш («кара - могущественный»), чон багыш («чон - большой»), сары багыш («сары - желтый»»), кызыл багыш, окум багыш («окум - приказ»), бостон багыш и т.д.

Отсюда можно сделать вывод о том, что родоначальник кыргызов Тагай бий в период консолидации народа путем форматизации усилил влияние племен под названием багыш, повысив их значение до статуса рода-лидера. Согласно С.Ахсикенди, один из четырех сыновей (Тагай, Адыгине, Мунгкуш) Отуз огула назван Кара Багыш [33. -C.82.]. По рассказам кыргызских родословов, от Тагай бия, сына Отуз Огула, произошли сары багыши, а от его сына Кара Чоро разошлось племя Багыш.

Очевидно, кроме этого Тагай бий, проводя форматизацию кыргызских племен, включил в состав племени сары багыш часть представителей аристократического рода тянь-шаньских кыргызов племени нойгут чертки-чертике, что могло намного повысить позиции и авторитет первых среди кыргызских племен. Так как, по эпосу «Манас», нойгуты являлись родственным родом главному герою сказания хану Манасу.

В связи с вышеизложенным интересны выводы Г.Ксенофонтова [231.] о соотношении тотемических животных лося и оленя. Он писал, что у народов севера преобладало «представление их матери-зверя в виде лося и оленя. Лось, несомненно, есть простая модернизация оленя (лось - большой олень - Г.К.)». Следовательно, кыргызские племена, имевшие соседство с алтайским племенем пугу-бугу, чтобы иметь лидирующее положение могли именоваться под названием родственного тотемного животного багыш (лось).

Видимо, племена с тотемическим именем «багыш» называли себя так по нескольким причинам. Во-первых, они пытались выглядеть как родственное объединение к племени бугу (олень). Во-вторых, предки вышеназванных племен могли называться так из-за конкуренции. Т.е. тем самым племена с тотемом «багыш» пытались выглядеть значительнее и влиятельнее, чем род бугу.

Отметим, что общественная структура большинства древних государств Центральной Азии имели несложную политическую систему. Однако, несмотря на свою молодость, империя Хунну, образованная Модэ шаньюем, имела сравнительно усовершенствованную политическую систему, что стало главной причиной заимствований их политической системы более поздними государственными образованиями.

В империи Хунну верховный правитель носил титул шаньюй. Он также носил высокий титул «Тенир кут», подтверждающий получение им своей власти от Неба. Хунну имели четыре аристократических рода род Хуянь, род Бу (Сюйбу), род Лань, род Цяо (Цюлинь), из которых наиболее знатен был род Хуянь. Из рода Хуянь выходят левый и правый жичжу, поколения, являющиеся главными помощниками шаньюя. Из рода Бу выходят левый и правый цзюйцюй, из рода Лань - левый и правый данху, из рода Цяо - левый и правый духоу [366. - С. 152-153.] Шаньюй только из этих родов брал себе жён.

Хунну насчитывали всего 24 племен. Правители-шаньюи происходили из племени чугэ. Общество хунну делилось на правое и левое крыло по 12 племен в каждом. Ими управляли верховные князья, происходившие из аристократического клана шаньюя и занимавшие свои должности по старшинству в роде. Право наследования принадлежало исключительно князьям левого крыла. Шаньюй имел право наказать любого князя, лишить его должности за ослушание или невыполнения приказа. Князья каждый месяц должны были явиться к ставке кагана. Отказ от этих правил и традиций мог рассматриваться как попытка организации мятежа. Таким образом вождь в обществе хунну проявлял отцовскую заботу ко всем членам своего клана, включая братьев отца вождя и других близких родственников, которые в свою очередь являлись главной его опорой.

Печенеги состояли из восьми племен, три из которых считались благородного происхождения. У печенегов правители не имели права передавать свою власть детям или братьям. После смерти правителя власть переходила двоюродным братьям или сыновьям двоюродных братьев. «…чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии».

Власть в государстве усуней принадлежала куньбагу, с правом престолонаследования. Высший титул в государстве усуней назывался «куньбаг». Связь вождя усуней с небесным божеством весьма красноречиво описывалась в генеалогии правящей династии этого народа. В источнике отмечается, что хуннский шаньюй, в попытке волчицы и вороны спасти изувеченного младенца-принца усуней увидев вмешательство сверхъестественной силы, взял его, полюбил и воспитал [227. -С. 51].

Видимо, усуньское общество во главе с «куньбагом» представляло один из первых племенных союзов, имевший социально-военизированный характер. Несмотря на свое божественное происхождение, одной из главных функций «куньбага» была забота о собственном народе и защита его интересов. Поэтому первая часть его титула «кунь-» имела военизированный характер, а вторая «-бак» социальный. Это, прежде всего, говорило об ограниченности его власти. Куньбаг был зависим от совета старейшин. В усуньском обществе совет старейшин был наделен широкими правами и полномочиями и вел сравнительно независимую политику. Совет старейшин не допускал усиления власти куньбага, вождь племени не мог отменить его решения.

У усуней существовала триадная политическая система, общество делилось на три больших объединения – центр, правое и левое крыло. Каждый из них имел своего начальника. Кроме них, государственными делами ведали дагяны (тарханы). Все они подчинялись верховному правителю с титулом куньбаг (гуньмо).

По данным китайских источников, примерно, такую же политическую систему имели енисейские кыргызы в VI-VIII вв. Верховная власть в Кыргызском государстве принадлежала «ажо». Государственными делами ведали сообща три верховных правителя: Хэси-бей, Ацзюйшэби-бэй, А-ми-бэй [91. -C.47.], которые к своим именам прибавляли государственные титулы «би» («бий»). Однако это не говорит о том, что в кыргызском государстве не было главного бия. Один из них с титулом ажо, считался главным бием. В обязанности государственного аппарата входили: определение кочевок, разрешение территориальных споров, сбор налогов и поборов, соблюдение общественных законов, установление внешних и торговых связей и т.д.

Следует отметить, что в истории кочевых этносов, построивших и управлявших империей, клановая система имела более усложненный характер. Господствующая элита делилась на собственно властьимущий клан, на род, племя и народ. Древние тюрки управлялись кланом ашина, уйгуры – яглакар, енисейские кыргызы - ажо из рода азов, кидани - елюй из рода дийела, монголы – барджугин, османские тюрки – каи и т.д. Все остальные племена считались и находились в статусе слуг, независимо от величия, могущества и численности социальной группы.

Отметим, что в Караханидском каганате господствующим признавался клан Сатука из рода тюрков. Однако государствообразующими родами считались чигили, ягма, кыргызы и тюрко-огузы. В Кокандском каганате, где клан Шахрух бия, государствообразующими племенами считались минги, кыргызы и кыпчаки.

Как уже выше сказано, в эпоху своего Великодержавия кыргызы делились на собственно аристократический клан азов и на кыштымов, представлявших служилые племена и вассальные владения. В данном случае к служилым племенам относились и собственно кыргызские племена. Несмотря на то, что они все были связаны с азами общим происхождением. В источнике по этому поводу отмечается, что кыргызы, «когда набирают и отправляют войско, то выступает весь народ (т.е. собственно кыргызы) и все вассальные поколения» [250. - С. 60.]

По мнению Кюнера, подобная система взаимоотношений формировалась на Енисее длительное время, по крайне мере, с эпохи таштыкской культуры. Эта система отношений обеспечивала экономическую целостность государства и успехи народа в период ведения военных действий [250. - С. 60].

В эпоху рассвета Кыргызского каганата во главе государства стоял каган. Ему подчинялась вся кыргызская армия. Каган являлся главнокомандующим. В функции совета старейшин входило обсуждение вопросов войны и мира, престолонаследия, назначение и прием послов, заключение союзнических отношений с другими государствами, княжествами и другие вопросы, имевшие отношение к интересам и безопасности государства.

Кыргызы еще в эпоху хунну жили по строгим канонам Степи. Большинство адатов и норм кыргызов были унаследованы от хунну, когда они были подчинены ими и находились в составе единой империи хунну. У древних кыргызов был развит институт аксакальства. Так же как и у хунну существовал совет старейшин, который полностью подчинялся кагану. В члены совета старейшин принимали строго по возрастному цензу. Им мог быть только достигший 40 лет, умудренный жизненным опытом член рода. Не допускалось сидеть рядом с каганом гражданам моложе 40 лет [187. -C.132.]. У кыргызов так же как и у хунну измена, неблагоразумный совет правителю и прочие негативные дела строго карались законом. Известно, что Модэ шаньюй жестоко обошелся с членами совета старейшин, рекомендации которых государь посчитал неблагоразумными. По приказу Модэ шаньюя все они лишились головы.

Китайцы отмечали, что у кыргызов «законы очень строги. Произведший замешательство перед сражением, не выполнивший посольской должности, подавший неблагоразумный совет государю, как и за воровство, приговариваются к отсечению головы. Ежели вор имеет отца, то голову его вешают отцу на шею, и он должен до смерти носить ее» [26. -C.146.].

Монгольское общество Чингиз хана делилось на господствующий род барджугинов и дарлекин-монголов (слуг-монголов) [339. - С. 28.]. Причем, в состав дарлекин-монголов входили практически все роды и племена монголов, в том числе тайджиуты и кияты. Аристократические кланы, приравнивая социальное положение своих соплеменников со статусом своих вассалов, пытались, во-первых, обособить себя от основной массы (собственного) народа, тем самым обеспечивая свой социальный статус до уровня полубога, представляющего волю бога на земле; во-вторых, усилить свою власть до монархической; в-третьих, ограничить права племен и родов на власть.

В средние века политическая система и государственные институты в кочевых обществах приобретают более усложненный характер. Вводятся институты кагана и курултая. Глава государства – каган - и его клан наделяются множеством возможных и невозможных привилегий. Каган имел наследственную власть. Однако его власть формально узаконивалась на курултае, где члены аристократического клана официально признавали его лидерство и уполномачивали его управлять государством и в качестве главы государства решать все вопросы в интересах государства и общества. В соответствии со своими обязанностями каган имел ряд титулов, имевших религиозный или военный характер.

В средние века курултай владел ограниченными полномочиями. Курултай представлял орган аристократии, где главную роль играли представители господствующего клана, каган, члены его семьи, царевичи, близкие родственники вождя, родственники по боковой линии и т.д. Формально могли приглашаться на курултай также влиятельные вожди, полководцы и т.д. Одной из главных целей и задач курултая было решение вопроса престолонаследия, который должен был пройти согласование между всеми родственниками новоиспеченного вождя. Курултай решал лишь те вопросы, которые каган не мог самостоятельно решить и был обязан вынести их на рассмотрение общего собрания. Это вопросы престолонаследия, войны и мира. В связи с чем, в отдельных государствах каган имел специальный титул главнокомандующего. Например, верховный правитель Караханидского каганата наряду с государственными титулами «арслан хан» и «бугра хан» носил также титул «илек хан». Он имел резиденцию Куз улуш или Куз Ордо [268. - С. 76-78.], где был дислоцирован специальный гарнизон, обеспечивавший охрану ставки кагана.

Глава ойрато-кыргызской конфедерации каган Угэчи Кашка носил титул «кашка» [246.], указывающий на то, что данный племенной союз был сформирован на основе военной демократии и прежде всего имел военизированный характер.

Каган решал все вопросы самостоятельно. Он вел внешнюю и внутреннюю политику, производил форматирование двукрылой (или трехкрылой) системы управления, сбор войск, назначал военачальников, лишал их должности и осуществлял их казнь, проводил комплектацию армии, формировал специальные гарнизоны, летучие отряды, организовывал дальние походы и военные экспедиции. Каган также мог лишить права руководить войском, наказывать и даже казнить царевичей, ослушавшихся его приказа или вызвавших его сомнение и недоверие.

Важным аспектом политической деятельности являлось проведение реформы политической системы путем проведения форматирования двукрылой системы управления. К новому форматированию племен прибегали особенно, когда к власти приходила новая династия, которая тем самым пыталась как бы узаконить свое восшествие на престол. Каган, пользуясь своим положением, по-новому перестраивал подчинившиеся его власти племена по системе правого и левого крыльев, в соответствии с сложившимися новыми условиями.

Каган с помощью двукрылой системы управления выстраивал целую иерархию политической системы, где первостепенное значение приобретал вождь и его клан, а затем каждое племя по своей значимости, способности и возможности занимало свое достойное место во вновь созданной общественной структуре. Тем самым, каган обеспечивал личную и государственную безопасность, укреплял свою власть и влияние в обществе, усиливал обороноспособность страны, минимизировал интриги и междоусобицы между племенами и потери в сражениях. Несомненно, предпочтение отдавалось кровнородственным родам, крупным племенам и наиболее воинственным объединениям. При форматировании также учитывали регионально-территориальную и другую особенность. В то же время, получившие привилегированное положение племена считались основным населением государства. Причем, независимо от этнической принадлежности племена, имевшие привилегированное положение, могли выступать от своего собственного имени, а не народа, к которому они относились.

Несмотря на принятые жесткие меры и условия в пользу аристократического клана, форматирование племен не всегда приносило ожидаемый результат. Аристократическому клану не всегда удавалось взять вверх над сильными племенами, которые постоянно развивались и становились еще более могущественными, составляя конкуренцию господствующей династии. Привилегированные племена имели свою генеалогию, связывающую их древо с племенами собственного тейпа и народа. Т.е. форматирование племен не могло помешать им иметь тесные контакты со своими соплеменниками и народом. И это, в конце концов, становилось одной из причин гибели кочевых государств. Как только слабела центральная власть, аристократический клан терял свой авторитет и влияние в обществе. К власти приходила новая династия и новый клан с новым форматом привилегированных племен.

Однако в кочевых обществах клановая система помогала господствующей социальной группе стать консолидирующим звеном в племенном союзе, что обуславливало инициированию ассимилятивных процессов внутри конфедерации. В древнетюркском обществе первоначально термин «тюрк» представлял имя социальной группы, а затем господствующего рода. Но с образованием Великого Тюркского каганата этноним «тюрк» распространялся на все подвластные племена [318. - С. 92.]. Тюркские каганы воспринимали народ каганата как единый тюркский этнос «тюрк будунум», что говорит о консолидирующей роли господствующего племени [119. - С.60.]. В эпосе «Манас» хан Манас тоже называл племена, подвластные ему, единым народом Кыргызского государства. Манас говорил: «Кулалы таптап куш кылдым, курама жыйып журт кылдым».

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
25048

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12175

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19455

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31952

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18927

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31613

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19586

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10090

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40718

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
24094

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×