К тысячелетию Юсуфа Баласагуни, великого поэта и мудрого учёного
…А тем временем, до того, как примемся за второй рассказ, мы продолжим говорить о времени, в котором росло и мужало творчество Юсуфа Баласагуни.
Создание Караханидского каганата - важная веха в истории Кыргызстана. Значительные сдвиги и изменения, происшедшие в политической, социально-экономической, культурной, этнической жизни Караханидского государства, полагаем, позволяют выделить время Караханидов (940-1212) в особый исторический период в развитии государственности кыргызов.
Следует отметить, что в исторической науке еще до недавнего времени существовали различные точки зрения о происхождении династии Караханидов. К настоящему времени большинство ученых с достаточным основанием считают караханидских правителей выходцами из внутренних территорий Кыргызстана. Например, в книге «Худуд ал-аалам» написано: «Земли чигилей раньше принадлежали халлухам (карлукам), но они все еще многочисленный народ (по-арабски: "нахийатист бисйар мардум"). От них на восток и юг обитают тухси, а на севере расположена страна кыргызов ("нахийатаст уа аслийу аз халлух аст уа лакин хирхыз")".
В своем труде Махмуд Кашгари перечисляет состав тюркских племен, вошедших в Караханидское государство. Автор относит к тюркам 20 различных племен, каждое из которых делится, в свою очередь, на несколько родов. Махмуд Кашгари подразделяет тюркские племена на две группы и перечисляет их в порядке расселения с запада на восток: «Первое из племен около Византии — печенеги, кипчаки, огузы, йемеки, башгирты, басмилы, кей, йабаку, татары, киргизы, а они около Сина. Все эти племена от пределов Византии простираются на Восток. Затем чигили, тухси, ягма, играки, джаруки, чумулы, уйгуры, тангуты, хитай, а это Син, тавгач, а это Масин. Эти племена расположены между югом и севером».
Большой интерес представляет сохранившаяся в рукописи круглая карта мира Махмуда Кашгари. Она была составлена в 1074 году и считается самой древней тюркской картой. В центре ее Кашгари, вопреки мусульманской традиции, помещает вместо Мекки Иссык-Куль с Барсханом и городом Баласагун, то есть области расселения тюркских племен. «Все вышеуказанные племена, — сообщает Махмуд Кашгари, — в отдельности я указал на круглой карте». Названия городов и племен относятся к Х—ХI векам.
Основным населением Кыргызстана в то время были кыргызы, чигили, тухси, ягма, мундузы, саяки, которых и Юсуф Баласагуни, и Махмуд Кашгари в то время называли «сагдаками». Это не кто иные, как те самые саки, исконные обитатели гор Ала-Тоо, оставшиеся после распада Сакского царства с бывшей столицей Рахшанак (Роксанака - у греков), следы которой были обнаружены во время археологических раскопок в Кетмень-Тюбинской котловине (карта по кн.: Аман Газиев. По обе стороны Яксарта. "Литературный Кыргызстан", №5, 1989 г.). И ни откуда они не прибывали, а испокон веков жили здесь в Кыргызстане.
Следует признать, что одной из народностей Центрального Тянь-Шаня и Чуйской долины в Х веке были чигили, которые играли решающую роль в составе государства Караханидов. Выдающийся востоковед академик В.Бартольд приводит сведения письменных источников о расселении племени чигиль на Центральном Тянь-Шане и в Чуйской долине. Автор сочинения "Худуд аль-аалам" ("Границы мира") упоминает об их поселениях в Иссык-Кульской котловине, персидский ученый эпохи средневековья Гардизи считает, что чигили обитали на южном и восточном берегах Иссык-Куля. О том, что чигили имеют прямое отношение к кыргызам, ярко свидетельствует следующий факт. Известный русский ученый - географ П.Семенов-Тяншанский - во время путешествия по северному Кыргызстану (1856) встречался и имел продолжительную беседу с кыргызским манапом Боромбаем. Он говорил, что его род является потомками древнего рода чигилей.
Обратите внимание, это было сказано и написано в 1856 году, ровно на век раньше, чем были обнаружены рукописи и имена Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари. Так что манапа Боромбая нельзя обвинить в том, что он пытается присвоить себе заслуги чужого племени. Кроме того, видимо, название «чигиль» позднее изменилось в «ичкилик» или наоборот. Дело в том, что и в названии озера Иссык-Куль происходили подобные изменения: в средневековых сведениях это название иногда писалось «Сикуль», т.е. выпадал начальный гласный «и». А может быть, это диалектные особенности языка. Так и писались они в средневековых источниках по- разному: Иссыккуль – Сикуль, ичкилик – чигиль и т.д.
Так что сообщение ученого-географа проливает свет также на этническую связь кыргызов с племенными объединениями, составлявшими государство Караханидов, но потом оказавшимися в числе племен, образовавших кыргызскую народность. Другой пример: такие племена, как сагдак (саяк), чигиль (ичкилик), мундуз, кифчак (кыпчак), о которых упоминается в поэме "Знание, дающее счастье" Юсуфа Баласагуни, по сей день проживают на всей территории Кыргызстана и являются основными племенами и родами кыргызов.
В-третьих, само название "карахан" тоже происходит от кыргызского "великий правитель". Дело в том, что на сакском (сагдакском, саякском) слово «хара» (кара) означало «великий», а не «чёрный», как пытаются его перевести сегодня некоторые ученые. Это слово присутствовало в титуле правителя, и попробовали бы наши горе-ученые обратиться даже к самому чёрному из чёрных хану с таким определением, что бы с ними стало? Но, к счастью, ханы не сердились и даже не обижались на такое обращение, потому что тогда это означало еще и великий. Поэтому на заре Советской власти при возрождении кыргызской государственности республика носила название «Кара-Киргизская» в отличие от просто Киргизской (ныне Казахской) автономной советской социалистической республики.
Основателем Караханидского каганата был Абдыкерим Сатылган (Сатук), выходец из племени чигиль, сын Базира Арслан-хана. У Сатука было два сына: Байташ-Муса и Сулайман. Верховным правителем с титулом арслан-хан и престолом стал Муса, который в 940 году обосновал свою столицу в городе Баласагун. Он завершил дело, начатое его предками: в 960 г. ислам был провозглашен государственной религией Караханидского каганата. Это событие имело далеко идущие последствия для истории Караханидского каганата. Он был вовлечен в сложившуюся и стоявшую на высоком уровне развития систему социальных отношений экономики, культуры, идеологии. В это время правители Караханидского каганата, используя знамя священной войны с неверными, были заняты походами и расширением границ своего государства на север, юг и восток.
Чтобы удержаться в захваченных владениях, Караханидам были необходимы постоянное присутствие и помощь военной силы. Поэтому они выделяли пришедшим с ними соплеменникам лучшие земли, выплачивали воинам жалованье или (гораздо чаще) наделяли их икта. Икта - это род феодального пожалования за службу, когда иктадар (обладатель икта) получал не саму землю, а право сбора с нее налогов. Эта форма феодального пожалования наиболее удобна для воинов. Принимая участие в военных мероприятиях своего хана, илека или тегина, исполняя более или менее постоянную военную службу, воин остальное время проводил со своим племенем, приезжая в пожалованное икта для сбора налогов.
Таким образом, на караханидских монетах отражалась многоступенчатая (от 4 даже 5 ступеней) феодальная иерархия. На более низких ступенях иерархической лестницы, не находивших отражения на караханидских монетах, стояли феодалы среднего ранга, начальники отрядов и т.д. И, наконец, на самой низшей ступени находились воины-иктадары.
Следует сказать, что при Караханидах была образована единая центральная власть со всеми ее атрибутами. Границы государства постоянно охранялись воинами. В этом смысле, с точки зрения среднеазиатской, да и всемирной истории, караханидская история имеет особое значение, поскольку это наиболее яркий образец государства, созданного тюркоязычными племенами. Она представляет богатый материал к пониманию их идей и отношений между многоуровневыми сообществами.
Нам представляется, что победа удельной системы и широкое распространение икта являются в определенной мере результатом именно политических, социально-экономических и культурных связей и взаимовлияний народов Кыргызстана и остальной части мира. Этот новый период характеризуется подъемом производительных сил, связанных с дальнейшим развитием феодального способа производства, расцветом градостроительства. Возрастают объемы торговли, совершенствуются технологические процессы. Увеличивается спрос на ремесленную продукцию. Нарушается замкнутость натурального хозяйства сельской общины, которая вовлекается в сферу торговых отношений. Усиливаются экономические связи оазисов с кочевой степью. Высокого уровня достигает сельскохозяйственное производство. Так, например, на территории Чуйской долины выращивали пшеницу, виноград, рис и тутовые деревья.
В результате всего этого, в Кыргызстане осваиваются новые земли, возникают новые сельскохозяйственные и ремесленные центры. Так, например, в Чуйской долине археологами зафиксировано свыше 60 поселений караханидского времени, в котловине Иссык-Куля - около 70, в долине Таласа - свыше 50. В караханидский период появляются поселения в долинах Кетмень-Тюбе и Суусамыр, на Центральном Тянь-Шане. В местах, богатых полезными ископаемыми, возникают поселения, специализирующиеся на горнорудной и металлургической промышленности.
О высоком уровне товарно-денежных отношений в Кыргызстане при Караханидах красноречиво говорит число монетных дворов, работавших в то время. Такого количества монетных дворов в Кыргызстане не было ни до, ни после Караханидов. Всего в настоящее время их известно пять: Узген, Ош, Куз-Орду или Баласагун, Шельджи, Барсхан. На территории Кыргызстана было найдено большое количество кладов караханидских монет, насчитывающих от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров.
Все эти перемены были вызваны к жизни как объективными, так и субъективными факторами. К числу первых надо отнести прежде всего дальнейшее развитие производственных сил и производственных отношений на базе развивающегося, еще не изжившего себя феодального способа производства. К числу вторых - политику правительства Караханидского каганата, направленную на поощрение ремесел, сельского хозяйства, торговли.
Период существования государства Караханидов в истории кыргызского народа характеризуется и борьбой за свою свободу, и территориальной целостностью Кыргызстана с киданами (или китаями, как пишут некоторые ученые) - тюркоязычными племенами из Северной Монголии и отчасти Китая. Первые отрывки эпоса "Манас", где воспевается борьба кыргызов за независимость, относятся к тому времени, когда Манас воевал с Жолоем (Елюй Даши).
Определенного уровня достигло развитие культуры кыргызского народа в период существования Караханидского государства. Именно здесь шло наиболее интенсивное взаимовлияние и взаимообогащение тюркской и ирано-арабской культур. Именно Караханидский каганат в силу своей специфики стал родиной средневековой тюркской культуры и науки, причем оба крупнейших представителя тюркской науки и литературы по своему просхождению связаны с Кыргызстаном: Юсуф Хасс-Хаджиб - уроженец Баласагуна, Махмуд ибн-Хусейн аль-Кашгари (Барсгани) родом из Барсхана на южном берегу Иссык-Куля.
Вот в таких условиях рос и мужался будущий автор «Кутадгу билиг» («Знание, дающее счастье»). Юсуф Баласагуни предстает перед нами не только выдающимся поэтом, но и глубоким философом, ученым-энциклопедистом, знатоком мусульманского богословия, права, арабо-иранской литературы и науки стихосложения, астрономии, математики, медицины и, конечно же, тонким знатоком тюркоязычной лингвистики, фольклора и обычаев.