Добрачные отношения у молодежи
Сагимбай Оркобаев, солто-болокбай
Между холостым парнем и девушкой устанавливаются отношения, при которых каждый из них именуется ойнаш-тамыр1, т.е. друг по игре. Игрой здесь является физическая близость, продолжающаяся при случае и после выхода девушки замуж.
Бугу, местн. Сарыбулак
Такая дружба с девицей заключается через посредство подосланной женщины или пастуха (живущего в одной юрте с девушкой и ее семьей)2, особенно последнего. Уговорившись через посланника, парень приходит в юрту девушки, ему указывают место, где она спит, и он проводит с ней ночь.
Официально никто, разумеется, не знает об этих отношениях, но родители, находясь в одной юрте с парочкой, не могут не знать об этом и обыкновенно закрывают на это глаза, выражаясь фигурально (если шепот любовников становится слишком громким, прикрикнут, якобы на собаку — чих!), во всяком случае, не устраивают публичного скандала, а воздействуют на дочь уговорами внутри семьи.
При женщинах парень позволяет себе некоторые вольности со своей ойнаш-тамыр, по которым можно судить об их отношениях, но не заходит слишком далеко. Браки между любовниками никогда не заключаются. Такие любовные отношения бывают с согласия мужа, неспособного к сожительству, или продолжаются без его ведома, как уже было сказано, и заключаются и с замужней женщиной (т.е. заново).
Ойнаштан туулган бала — «ребенок, родившийся от такой связи». Обычно девушка-мать не выдает отца своего ребенка и говорит, что приезжал к ней по ночам сговоренный жених, будущий муж. Ребенка иногда убивают. Обыкновенно же ссылка на фактического мужа (ирке) спасает положение.
Игра перед первой брачной ночью
Сагимбай Оросбеков, Караколский уезд, долина р.Тюп
Жених приезжает в аул невесты и помещается в отдельной юрте в ауле, где живут не родственники семьи невесты. Он сидит в юрте вместе с народом. Туда входит человек с наброшенным на голову чапаном, поверх чапана на голове надета девичья шапка. Человек (замаскированный мужчина) садится посреди юрты. Жених выходит берет палку (или ук), привязывает на ее конец платок, делает снаружи отверстие, отодвинув или откинув угол кошмы на юрте, и сбрасывает концом палки с головы пришедшего шапку. Сбросив, спрашивает: «Он?» или «Сол?» Замаскированный мужчина скидывает чапан и говорит: «Какой тебе он или сол? Я не девушка, а мужчина», — берет платок и уходит. В таком же одеянии приходит потом невеста. Повторяется та же игра. Когда жених спрашивает: «он» или «сол», в юрту входит мать невесты, и все отвечают: «Он!», а мать берет платок себе.
Тогда жених возвращается в юрту, все угощаются мясом после чего невесту уводят, а в юрте стелят постель в присутствии жениха. Невесту приводят ему другие женщины (не мать). Все уходят. Если жених молод, то никто не сторожит у юрты, а если он намного старше, женщины подслушивают, не будет ли невеста плакать. Чуть свет их будят и молодую жену женщины уводят в юрту ее отца. Муж скрывается в свой аул, чтобы его не видели ее родители.
Уйжаны (привыкание друг к другу) продолжается до тех пор, пока не будет выплачен весь калым (л. 47).
Такыя-сайды
Кыдыр
До совершения обряда такыя-сайды жених держится вдали от аула, а после чего появляется открыто. Невеста сидит на главном месте в кругу женщин и мужчин. Жених заходит снаружи и, открыв отверстие в кошме, уком колет такыя невесты, а молодежь с ним кричит: «Туз бу?» (Точно ли попал?). Им отвечают: «Туз!» (такыя он только слегка сдвигает). Вопрос имеет характер просьбы о разрешении увезти ее. После этой игры невеста одаривает приезжих халатами. Отец жениха приводит хорошую лошадь и спрашивает отца невесты, когда он разрешит увезти ее.
Уйжаны — первое посещение аула невесты женихом (букв, «возле юрты») что указывает на очень отдаленную близость, когда жених остается вне юрты и даже, может быть, не видит своей невесты. Впрочем, все зависит от тещи, которая иногда позволяет молодым все, вплоть до совместного ложа, хотя ввиду священности юрты отца невесты, супружеские права им не предоставлялись.
Кава, уроч. Коль, Учбулак
Уйжаны происходит днем. Жених колет три раза и трижды привязывает к концу ука платок, который каждый раз у него снимают. Люди, находящиеся с женихом снаружи, спрашивают: «Он бы, сол бы?» «Он!» — отвечают изнутри, т.е. «правильно». После этого он является уже мужем и имеет свободный доступ к ней. О калыме речь идет гораздо позже.
Бозбаштык ажи, Нарынская вол., Бучук
Такыя сайды происходит днем в одно из последних посещений жениха, который для этого приезжает специально с отцом. Для этого, если он и проводил ночи с невестой, то только подкупив жене. После такыя сайды он имеет законное право на ложе невесты.
Уйжаны и есть тот момент, когда жених находится возле юрты. Девушке тогда лет 15-17. Такыя сайды не делают раньше достижения ею половой зрелости.
Кыз оюн и прочее устанавливают только после такыя сайды; до этого момента посещения женихом невесты были совершенно секретны. При уйжаны, происходящем днем, для такыя сайды невеста сидит справа от тор’а. Сбивание шапки происходит один раз и не сопровождается никакими словами.
пер. Каравос
В первую ночь, если молодой сомневается в том, что его жена останется ему верна, или наоборот, один заставляет другого «закусить» пулю в знак верности.
Кавак, Жеттитор
Во время такыя сайды девушка сидит справа от тор’а. Никаких слов при этой игре не произносится.
Жингиш ажи, p.Макмал-Нарын близ Тогуз-торо
Уй жаны и такыя сайды совместны. Кыз оюн происходит только через две-три ночи. После такыя сайды жених уезжает, не повидав невесты или увидав только сквозь отверстие, в которое просовывает палку. Во второй и последующий разы он приезжает к вечеру, к нему приводят невесту с разрешения ее матери. В эту ночь они не остаются вместе спать.
Сочетание происходит в следующую ночь, до которой жених остается гостить в ауле. Следят и спрашивают о целомудрии невесты в ночь нике.
Такыя сайды происходит в то время, когда ведется разговор о дне свадьбы и о калыме. Невеста сидит за көшөгө слева от тор’а.
Бугу, местн.Сарыбулак Сатывалды
Такыя сайды — невеста сидит справа, за көшөгө в отцовской кибитке, в присутствии обеих сторон. Задают вопрос: «Он бы?» Ответ: «Он!»
пер. Каравос
Если после разговоров, следующих за такыя сайды, одна из сторон отказывается от брака, то родители возмещают затраты.
1 Ойнаш-тамыр от кырг. ойно — играть, забавляться, шутить; быть в любовных сношениях; тамыр — друг, приятель, побратим; любовник, любовница (Юдахин К,К. Киргизско-русский словарь. М., 1965. С. 562, 700).
2 Если пастух был наемным, то обычно он жил в доме (юрте) хозяина.
Федор Артурович Фиельструп (19.02.1889-07.12.1933) – российский, а затем советский ученый-этнограф. Один из первых специалистов-этнографов, изучавших кыргызов центрального Тянь-Шаня. Закончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Член Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран Академии наук СССР. Материалы этой Комиссии должны были послужить основой для проведения национального размежевания СССР. С экспедициями он объездил огромную территорию СССР (от Приуралья до Ферганской долины и от Алтая до Кавказа и Крыма). В результате этих поездок ученый собрал большой фактический материал по этнографии различных тюркских народов страны, особенно казахов и киргизов.