Добавить статью
11:13 10 Марта 2016 42103
Кыргызы - этногенез и история: О кыргызских и других племенах, мигрировавших на запад
(32 часть)

(Читать сначала)

(Читать 31 часть)

2.9. О кыргызских и других племенах, мигрировавших на запад

Алакчыны. В VIII веке, с приходом к власти Барсбек кагана, кыргызы вступили в стадию рассвета Кыргызской государственности. Енисейские кыргызы сформировались как этнос. Кыргызы распространили свое влияние на некоторые районы Алтая и Западной Монголии. По данным исторических источников, Кыргызский каганат как один из основных претендентов на лидерство в Центральной Азии сделал безупречную заявку, заключив союз с тюргешами, карлуками и Китаем и создав мощную антитюркскую коалицию.

Однако, Барсбек кагану для достижения своей цели необходимо было подчинить своей власти соседние племена и упрочить свои позиции на Саяно-Алтайском крае. Барсбек каган покорение алтайских племен начал с алакчынов. Источники тех времен отмечали, что кыргызы в то время «часто дрались» с многочисленным народом бома или йелочжи, всего в три раза уступавшего им по количеству.

По мнению В.Бартольда, бома (йелочжи) были предками енисейских остяков, т.е. кетов, у которых сохранились предания о нападении на них с юга могущественного народа килики [40. - С. 183-184.].

Китайцы помещали племя йелочжи на севере от резиденции тюркских каганов на Орхоне, близ моря. «Они часто воевали с соседями гегу (кыргызами), на которых походили лицом, но языки обоих народов были различны». Более конкретно об их месторасположении сказано у Рашид ад-Дина, а именно, что это владение находилось по соседству с кыргызским владением Фури (Кори) на р. Ангара и лежало вниз по течению у моря [40.- С. 183-184.].

Алакчын являлась горной страной, где шел постоянно снег. Жители ее предпочитали жить в горах. Население занималось ловлей рыбы и охотой. Вместо лошадей для пахоты употребляли людей и сеяли пять родов хлебных растений. У них было в традиции откармливать для еды лошадей с черной гривой, что можно объяснить религиозными обычаями народа.

Алакчыны строили деревянные дома срубом, но не имели единого государственного образования, из-за чего возникали постоянные стычки между племенами. Чтобы пройти эту страну с востока на запад, необходим месяц пути, а с юга на север — пятьдесят дней. Всего 80 дней пути.

Народ бома-алакчын разводил пегих лошадей с белыми пятнами на лбу. Страна эта находилась в таежной зоне и располагалась в области слияния рек Ангара (Ангара мурен) и Енисея (Кем) рядом с землями кыргызов. Историки монгольской эпохи делили эту страну на четыре области: Алафхин, Адутан, Мангу и Балаурнан.

По данным средневековых источников Бома и Басмылы были родственными объединениями. В источнике говориться: «Басими одно и то же, что государство Били. Стали известны во время династии Суй (589-618). Находятся на юг от Бэйтина и Бэйхая (Байкала), на восток от цзейегу (хягасов). На юге примыкают к горам. Живут рассеянно… Их мужчины мужественны и крепки, все умеют охотиться. В стране много снега, (поэтому) постоянно вместе лошадей употребляют дерево (лыжи), по снегу преследуют оленей… Что касается их жилья, то жилище делают из коры березы. Взрослые мужчины стригут волосы, из бересты делают шапки» [75. –С. 347—348.].

В VII – IX вв. н. э. было положено начало кыргызо-басмыловским отношениям. В эту эпоху кыргызы захватили земли карлукских кештимов, которые долгое время находились в подчинении у карлуков и подверглись языковой ассимиляции. По сведениям источников, кештимы прежде относились к племенам конфедерации басмыл. С установлением власти кыргызов в этом крае кештимы попали под их влияние.

Следует отметить, что в составе лакайцев Таджикстана обнаруживались непосредственные связи между ними и хакасским племенем сагай в Минусинской котловине, что может свидетельствовать об их связи с енисейскими кыргызами. Примечательно, что ряд лакайских этнонимов имели тождество с названиями родов сагайцев и кыргызов. Например, шакай (сагай), азау (аз), каллар (сагайский каллар), гургуру (область каркырахан).

Б.Х.Кармышева, изучив кыргызо-лакайские отношения, выявила много общего между кыргызами и лакайцами. Причем, в фольклоре лакайцев присутствуют кыргызские легенды о 40 девицах (прародительницах кыргызов), Толубай сынчы. Ею выявлен ряд кыргызо-ла-кайских параллелей, например, лакай (мундуз) = лакай, кунту (солто = кунту, беш корук (солто) = беш корук, тентек (найман) = тентек, азоо (черик) = азау, досой (саяк) = досой, карача (саруу) = карача, кармыш (кыпчак) = кармыш, парча (кыпчак) = парча, каллар (кесек) = каллар и т.д.

По нашему мнению, лакайцы являлись потомками одной из групп алтайских кыргызов, мигрировавших на Тянь-Шань во главе с племенем алакчын (в. алакай). В прошлом лакайцев кыргызы называли алакай. Вероятно, они могли иметь отношение к области Каркырахан на Алтае. Один из их родов носил имя гургуру, что вполне отождествимо с топонимами Истахри — «Каркырхан» (Алтай).

Кыргызы имели много общего с лакайцами, предки, которых, возможно, также входили в группу племен древних теле-алакчынов. Нас больше интересовали лакайские роды абдал (эфталит; кыргызский кайдоол), байкучкар (алтайский — коткор мундуз; кыргызский — кочкор мундуз), джадыгер (огузский — ядгер; кыргызский жедигер), гургуру (кимако-кыргызский — каркырахан), кучек (туркменский — кучек; кыргызский кючюк), бадраглы (башкирский бадраглы), мраз, сары мраз (алтайский топоним мраз), нарын (тяньшаньский топоним «нарын») [190; 36.].

Этнографические материалы говорили о существовании тесных этнических связей между лакайцами и кыргызскими племенами кушчу, мундус, доолос, считавшимися в прошлом переселившимися группами с Алтая. В структуре мундузов лакайцы представлены родами зулум (чулум), зуркай, замин, шыгай и др. Родоплеменные подразделения чулум кашка племени доолос — зумбул (зулум), булбул, кармыш тоже можно отнести к лакайцам. К потомкам алакчынов в составе кыргызов можно отнести также роды алакчын (саруу) и беш бакачы (саяк).

О мундузах впервые говорилось в словаре М.Кашгари «Дивани Лугат ат Турк». О них также упоминал придворный поэт караханидов Ж.Баласагуни.

С.М.Абрамзон отмечал, что мундузы и доолосы встречались только у алтайцев и кыргызов и генетически восходили к племенам конфедерации теле. [3. –С. 63-65. С.М.Абрамзон отмечал, что в составе кыргызского племени мундуз осколки средневековых чаруков представлены родом жарыке, а алтайцев (алтай кижи) «дьарык». Он же писал: «своим предком иссык-кульская группа киргизов-доолосов называет Чулум-Кашка, а в составе алтайцев имеется подразделение «чулум мундуз». [3. –С. 63-65].

Как нам кажется, в эпоху М.Кашгари предки мундузов и толосов управлялись кыргызским кланом чаруков. Позже их потомки назывались чулымскими тюрками и имели соседство с шорцами (кара чор, сары чор, карга). По нашим данным, мундузы являлись потомками огузского рода пукдус. Алтайские мундузы имели род пукдус (пуктуш), сохранившее свое имя в составе этого объединения. Отметим, что один из кыргызских мундузовских этнонимов «утамыш» имел тождество с туркменским «отамыш».

Отуз огланы, азы и чигили играли важную роль в миграции восточных племен на запад. Отуз огланы могли переселиться в долину реки Талас вкупе чигилями и другими карлукскими племенами в середине VIII века. Происхождение отуз огланов могло быть связано с булгарским племенем берселов (барсил) и алтайскими кыргызами, покоренными тюркским вождем Чеби ханом. Не исключено, что они представляли часть народа Шории, где до сих пор сохранились названия родов кара шор и сары шор. По нашему мнению, кыргызы и западнотюркские племена дулу, управляемые чорами, слились и сформировали новые объединения, под названиями отуз оглан и он оглан. Вновь созданную кыргызскую конфедерацию возглавили кара чоры. Отуз огланы находились в тесной этногенетической связи с нушибискими племенами асиги (аз) и гешу (кючюков). В одном из таласских рунических писем говорилось о соседстве отуз огланов с азами: «Ата агыз аша аз». Т.е., перейдя через Ата агыз – азы [54.-C.29]. В кыргызских генеалогических преданиях XIV-XVII веков, имевших суфийский характер, народ состоял из двух крупных объединений кыргыз и отуз огул, костяк которых составляли племена трех крупных подразделений - тагай, отуз уул и ичкилик.

Отуз огланы мигрировали в древние земли кангюйцев-канглы в Таласе и Сырдарье. Связь отуз огланов с канглами и древнетюркскими племенами в прошлом (VIII-X в.) была зафиксирована в родословной кыргызов приведенной в книге С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих» (XVIв.). Согласно генеалогии происхождение трех крыльев кыргызов связывалось с Отуз огулом, общим предком отуз огланов. Группу его потомков по линии Салучи Булгачи (ичкилик-кыргызов) представляли племена, предки которых в VI-VIII века входили в состав Великого Тюркского каганата канды, кыдыршах, теит, жоо кесек, долос. Шестой род бостон представлял карлуков. Следовательно, важную роль в консолидации тяньшаньских кыргызов сыграли отуз огланы, азы, чигили (бугу), канглы и другие племена, проживавшие на землях Западнотюркского каганата в средние века.

Азы кочевали на востоке от своих сородичей енисейских кыргызов, в районе реки Ус, что находится на территории современной Тувы. После событий 715 года азы разделились на две группы западных и восточных. Западные назывались большими азами и кочевали в восточных землях Тюргешского каганата, а восточные остались на землях предков, составляя владение малые азы. Ибн Хардадбек западную группу азов называл - аз киши. Племена азов участвовали в формировании Тюргешского, Хазарского Булгарского кимакского каганатов. Азы также жили на Северном Кавказе, Центральном Казахстане (в кимакской области Ондар Аз Кыпчак). Отдельные ученые полагают, что азы в то время дошли до Крыма.

В исторических источниках рассказывалось об этногенетических связах азов с кыргызами. Согласно легенде, приведенной в «Юаньши» кыргызы вели свое происхождение от 40 (родоначальниц) девиц земли Хань, вступивших в брачный союз с мужчинами Усы. С тех пор эта страна стала называться Кыргызской землей [294.-C. 74-76.]. В исторических источниках есть также сведения о кыргызском владении Кырк Эр, где господствовали представители рода аз.

Отдельные ученые связывали появление крепости Кырк Йер в Крыму в связи с миграцией в Прикаспийские и Причерноморские степи башкирских, печенежских и бурзанских племен в IX-X века в связи с продвижением огузов, кимако-кыпчакских племен на запад. Крепость управлялась династией узунов и представляла небольшое владение в междуречье Альмы и Качи. По информации В.Д.Смирнова, первоначальными жителями Кырк йера был какой-то народ ас, либо тюркского, либо монгольского происхождения [355.-C. 102-105.].

Р.Г.Кузеев, рассматривая проблему переселения башкирских племен на запад, писал, что отдельные группы кыргызов в общем потоке миграции восточных кочевников в VIII-X века достигли Причерноморья и Крыма. В результате чего этноним «кыргыз» запечатлен в географических названиях: Киргиз, Баш-Киргиз, Кучук-Киргиз, Киргиз-китай, Одоман-Киргиз [234. -C. 362; 282.-С. 12.] и т.д.

По нашему мнению, княжество Ус и владение Кырк Йер являлись названиями одного и того же царства, которое своим именем мог быть обязан кыргызскому роду кырк огул (кырк огул – сорок мужей). Очевидно, азы и кыргызы в эпоху миграции карлуков и огузов на запад продвинулись в районы Сырдарьи и Приаралья, где они смешались с местными башкирскими племенами бурзянами, тангаурами, а также канглы. В результате передовые группы азов и кыргызов в купе с башкирскими и канглийскими племенами продвинулись дальше на запад в степи Причерноморья, Крым и на Волгу. В Крыму азами было образовано владение Кырк Йер, в котором до XIV века правила династия узунов. На берегах Волги кыргызы образовали улус, позже вошедший в состав башкирского народа. Согласно родословной башкирских кыргызов, родоначальником племени был Коркуд-ата. Предки их некогда жили «на Бухарской дороге у моря Сыр» [3.-C.73.]. Свое генеалогическое древо связывали с именами потомков Чингисхана Тонак-бия и Кадык-бия. В отличии от кочевников башкир, кыргызы занимались наряду со скотоводством и земледелием. Они были мусульманами.

По-видимому, это были те кыргызы, которые жили в соседстве с огузами на берегу Сырдарьи в IX-XII века.

Однако, основная масса азов и отуз огланов сосредотачивалась в Семиречье, имея соседями канглы. Канглы жили в районах нижнего течения Сырдарьи и Приаралья, а азы – в Илийской и Таласской долинах, охватывая степные районы и горы Кара Тоо, где соседствовали с огузами.

По данным средневековых источников VIII-Х веков, азы постоянно указывались на Тянь-Шане. Азы и чигили имели общие земли в Или-Таласском регионе и Иссык-Кульской котловине. Есть основание полагать, что азы имели родственные отношения с чигилями и ягма.

Все это дает основание полагать, что енисейские кыргызы продвигались на запад в купе с азами, ягма и чигилями в VIII-X вв. Они составляли западную группу кыргызов, которые жили в соседстве и вперемешку некоторых районах Алтае-Тянь-Шаньского региона. Очевидно, что эти группы кыргызов больше были известны под племенным названием (аз-азык, ягма-жагалбай, чигиль-бугу), нежели этническим.

Как нам кажется, период консолидации азов, отуз огланов и канглов в Семиречье с центром в районах горы Кара Тоо отразился в кыргызском эпосе «Манас». Согласно содержанию эпоса «Манас», кыргызы переселились с Алтая на Тянь-Шань в районы священной горы Кара Тоо, где находилась ставка Манаса. В одном из сюжетов отец Манаса Джакып говорит о своем происхождении:

Из Кара Тоо Азирета,

Где нынче и обитаю.

Но туда я прибыл из Алтая.

Многим я отомстил

И занял Черную Гору Азирета» [275.-C. 580].

Азы и группа племен канглы консолидировались до арабо-китайских войн в Таласе в 751 году. Не исключено, что один из основных сюжетов в эпосе «Манас» «Чон Казат» (газават), является отражением тех исторических событий, когда объединенные силы арабов и тюркских кочевников во главе с карлуками нанесли сокрушительное поражение многотысячной китайской армии в районе средневекового города Атлах в 751 г. Эта победа оказывала огромное влияние на дальнейшее развитие кочевых обществ, изменение политической, культурной и религиозной сферы жизни номадов региона. Победа арабо-тюркских сил открыла путь к исламизации и появлению первых исламских государств на Тянь-Шане-Алтайском регионе, где обитали волжские булгары, тюргеши, тюрки, огузы, карлуки, чигили, кыргызы и другие кочевые племена.

В составе кыргызов потомков азов называли торт тамгалуу азык, по числу входивших в объединение родов козугун, борю, байкючюк, бычман. В связи с чем в источниках арабы их обозначали этнонимом «доит», что соответствовало тюркскому «торт – четыре». «Доит» тождествен кыргызскому «теит», кыпчакскому «дурут» [30.-C.262.]. В родословной кыргызов, приведенной в книге С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих», теиты вместе с канды указывались в составе объединений кыргызов-ичкилик. В структуре же племени азык есть роды байкючюк (гешу-чубань) и кангыр [190.-C. 84.], что тождествен с «кангар».

Чигили могли входить в круг племен, имевших отношение к кыргызам. Как мы полагаем, после миграции чигилей на Тянь-Шань в середине VIII века, их земли на Алтае были заняты енисейскими кыргызами. Прослеживается историческая и этногенетическая связь между чигилями и пугу, одного из основных племен древних тюрков. Чигили и пугу управлялись аристократическим родом сабак. В кыргызских генеалогических сведениях племена бугу и сары багыш считались родственными родами. По санжыре представители бугу пречисляли себя к потомкам чигилей. В одной из версий эпоса «Манас» потомками чигилей указывались сары багыши. У нас есть все основания утверждать, что чигили и пугу один и тот же народ. Они являлись предками кыргызского племени бугу, жившего на Иссык-Куле.

Саяки могли быть потомками енисейских кыргызов, предки которых по Гардизи поклонялись «красивым деревьям» [106.-C. 39.] . По гениалогии саяки происходили от пяти прародителей-беш терек, что значит пять тополей. Саякские этнонимы о беш терек и беш бакачы их связывали с средневековым племенем табынов (от монг. «пять»). По нашему мнению, предки саяков мигрировали в купе с чигилями и карлуками на Тянь-Шань в VIII веке. Проведенный анализ родоплеменной структуры кыргызского племени саяк указывал на существование близких отношений между ними и карлуками с одной стороны, между ними и чигилями с другой. Родоплеменные группы саяков актери, бозтери, энтери, борош (бириш), чекел (чигил), албан (лабан), абак (ябагу) мы рассматриваем как потомков алтайских карлукских родов, сохранивших свои этнические названия в составе саяков [36.-C. 89-100.].

Этноним «саяк» можно отождествить с хакасским «сагай», который имеет близкие к первому названию формы «сагайях», «саай» или «сай». Одним из его вариантов мог выступать этноним «кара чай» (или «кара сай»). «Саяк» может иметь прямое отношение к ряду названий местностей Саяно-Алтайского края, к примеру – Енисея, Саяна, Чаяк-Бакты (горный массив в районе Алтынтага), Арсаякбажы (река и озеро в районе Телецкого озера), где обнаруживалось компактное проживание толосов. Отметим, что кумандинские роды чедыбер (четибуур), челей (иллей), чооты (хакасский-чоода), тастар, тон-куманды, солу (солто) и чабраш [333.-C. 92-93.] находили свои аналогии в родоплеменной структуре кыргызских (роды коман, тастар, чаа племени солто), казахских (род чапрашты племени дулат) и хакасских племен.

Родословные данные кыргызского племени саяк и казахского рода шапырашты племени дуулат указывали на существование этногенетических и этнокультурных связей между этими родами в прошлом. В составе кыргызских саяков есть род дуулат (кайдуулат). Согласно данным казахского санжырачи Казыбека бека Тауасар уулу (из рода шапырашты, 1776г.) саяки пришли в Прииссыккулье с Алтая и имели родственные отношения с казахским родом шапырашты племени дуулат. По санжыре прародитель рода Шапырашты имел четырех сыновей Ыстыка (Ысыка), Кыстыка, Абака и Саяка. По тродословным данным кыргызские саяки также связывали свое происхождение с Алтаем. Причем, согласно им миграция представителей этого племени проходила в несколько этапов. По одной из версий кыргызы мигрировали вместе с Долон бием в эпоху Чингиз хана. Однако, существует и другое предание о беглом алтайце Эрдене. Согласно преданию, саяки из рода беш бакачы встретили беглого царевича Эрдене во время охоты. Беш бакачы отдали царевича одному из представителей родственного рода Чораке (Чоро аке), не имевшему детей для того, чтобы тот усыновил царевича. От него происходит все роды Чораке. Антропоним «чораке» можно сравнить с хакасским «шор».

Как нам кажется, алтайские кыргызы были известны в данном регионе еще со времен Чеби хана. По утверждению Л.Гумилева земли Чеби хана находились между Телецким озером и р.Катунь, а на востоке они простирались до бассейна Кобдо. В средние века в районе Телецкого озера с кыргызами могли соседствовать алтайские тюрки (толисы и тардуши), а в районе реки Ямар (река Омар или Умор, в бассейне реки Катуни) карлукское племя ябагу [296 –C.77-79.]. В Восточном Казахстане жили племена табынов (горы Табын-Богда-ола), западнотюркский род хулуу куль-чуров (река Кальчир; озеро Марка), пугу (река Пугу-чжень; Черный Иртыш) [3. – C. 65.]. В междуречье Или-Иртыша жили племена агач эри, халач и кючюки (река Кючюгур в Илийской долине).

По мнению ученых кыргызы проживали в бассейне Томи, что отразилось на названии ряда местностей края, что указывало на миграцию енисейских кыргызов на Алтай со стороны Кузнецка и Верховьев Чулыма. Например, в Том впадают две речки Большая и Малая Киргизка (Киргисла). На берегу Малой Киргизки расположено селение Киргизка, входившая в состав Томского района. Аналогичные названия также обнаруживались в Горном Алтае, где мы встречаем достаточно много названий местностей рек, озер, имевшее отношение этнониму «кыргыз» и кыргызам. Здесь же мы находим названия рек Большая Кыргыста и Малая Кыргыста.

Все это может служить подтверждением того, что часть кыргызов в эпоху Чеби хана входила в состав владения хана. Сюда же могли относиться алтайские ку-хэ, жившие между реками Кыргызан, Куманды и Солтон.

Кулжыгачи могли быть потомками западнотюркских хулуу-кюль-чуров (или хулуву, хулуши-кюе) [132.-C. 222.]. Этноним «хулу» или «хулуву» состоял из двух слов кул (или кулу) – могучий и ву/баг/аймак/улус/владение/дерево. Хулуу-кюль-чуры могли быть одним из ответвлений древних чэ-ли (черик). Этноним можно связать с топонимом «кальджир» (р.озера Марка) в Восточном Казахстане и кыргызским антропонимом «кылжыр» (кюл-чур). Вполне возможно, что кулжыгачи являлись господствующим родом тяньшанских кыргызов, куда входили и саяки.

Кючюки (союз нушиби) жили в районах р. Кучугур в Илийской долине. Они всегда упоминались вместе с азами и кыргызами, что говорит о существовании тесных этногенетических отношениях между ними. Вышеупомянутый крымский топоним Кучук-Киргиз также говорит о тесных этнических отношениях между кыргызами и кючюками, которые происходили на Тянь-Шане, примерно VIII-X века. «Кючюк» в качестве этнонима встречался в родоплеменной структуре ряда кыргызских племен в XIX веке. Например, бугу, азык, саяк, басыз и других.

Байсаньганы (союз нушиби) обитали в районах средневекового города Байшунку/р (позже Исфиджаб) [199.-C. 218.] в долине реки Талас. Потомки последних обнаружились в составе кыргызов (племя басыз, род байсогур) и казахов (байсейкым) долины реки Талас. Родовые подразделения басызов — сапарбай и кулан сарык, чик уулу, ак кючюк, сары кючюк, байсогур (байсунгур) и другие указывали на их связь с древними алтайскими родами кючюк, чик, шары.

Кушчу могли быть потомками племени енисейских кыргызов почитавших сокола [106.-C. 39.]. Об этом, прежде всего, свидетельствует его имя «кушчу», что означает сокольничий. Они мигрировали вкупе с огузо-кыргызскими племенами на запад после событий 840 гг. Первоначально кушчу жили на Алтае, но позже переселились на Тянь-Шань. Позже кушчу вошли в состав государства Моголистан.

Мундузы алтайское племя. Отдельные ученые полагают, что этноним «мундуз» происходит от названия огузского племени бугдуз. Вполен возможно, что мундузу также мигрировали назапад в купе с кыргызо-огузскими племенами. В ХI-XII вв. Мундузы уже жили на Тянь-Шане. Они входили в состав Караханидского каганата. Часть мундузов еще в то время оказались на Северном Кавказе, где в средние века встречались названия местностей мундуз. В составе кыргызов мундузы компактно проживают в различных регионах Кыргызстана. Их называли ай тамгалуу мундуз, что говорит о благородном происхождении племени. Однако, одну из их групп называли кончу жок мундуз (мундузы без сапог). Отсюда можно полагать, что мундузы в Моголистане входили в состав племенного объединения кончи (букв. изготовители кожаных сапог) или сагарачи (букв. мастера по коже; изготовители кожаных изделий). Данное объединение управлялось кланом тагаидов.

Бахрины потомки тюргешских мукринов входили в состав Великого Кыргызского каганата. В эпоху Кыргызского Великодержавия подверглись ассимиляции. В монгольскую эпоху всегда упоминались вместе с кыргызами. Имели союз с Анга Торе. Позже вошли в состав кыргызского народа.

Табыны сыграли важную роль в истории кыргызов в средние века. Табынов можно считать одним из древних племен Урала.

Имя табынов мог быть связан с древним именем реки Урал. В древности ее называли «благая Даитья» (среднеперсидск.- Яик, Деик, от пехлевийск. - Даитих, Даих). Этноним «табын» происходит от монгольского слова «табан-пять». Согласно «Авесте» слово «пять» мог быть числительным символом быка пятого по счету творения Ахура-Мазды, после неба, воды, земли, растений. Шестым его творением верховного бога был первый человек – Гайа-Мартан. Бык и Гайа Мартан были созданы в Арьяна Вэджа на берегу Датии - он был на правом берегу, а Гайа Мартан на левом берегу. Последние были сотворены из земли. Ахура - Мазда из света и влаги неба сотворил семя людей и быков, которых вложил (семя) в тела Гайа Мартана и Быка для того, чтобы от них могло пойти обильное потомство людей и скота.

В «Авесте» говориться:

«Пятым он создал Первозданного Быка

в Арьяна Веджа, на берегу благой реки Датии (Урал - Т.А.),

там, где находится центр земного мира

и был этот бык и сияющим, как луна» [335.-C.88.].

Как нам кажется, предки табынов входили в состав пяти племен массагетов (саков). В VI-VIII вв. табыны входили в состав Великого Тюркского каганата, а позже союз племен огузов.

Можно полагать, что предками табынов, хакасских сагайцев, кыргызских саяков, сакы (пл.нойгут), башкирских сагитов, якутских саха, и сары уйгурских сокалык были древние саки, обитавшие на Саяно-Алтае и Тянь-Шане. В эпоху Кыргызского Великодержавия табыны смогли возродить свое владение на Урале. Кыргызские табыны являлись выходцами Табынской земли (она же Кыргызская земля) в верховьях Абакана [140.-C. 74-76.]. Связь табынцев с енисейскими кыргызами и Минусинской котловиной подтверждали, прежде всего, названия подразделений башкирских табынов, которые также свидетельствовали в пользу существования тесных отношений с племенами тянь-шаньских кыргызов.

Согласно санжыре их предками были легендарный Майкы бий и его сын Кара Табын, возродили владение табынов в XII веке. Казахские табыны жили под Оренбургом и Уральском, а отдельные группы их – у Тобола и Эмбы [333.-C.112.].

Возможно, что в более древние времена предки табынов жили в районах гор Табын Толагай и Табын-Богда-ола («Пять божественных гор» на Ю.-В.Алтае). По данным ученых, начиная от Монголии до Таласа, обнаруживались топонимы, связанные с «Манасом». Большинство их встречалось в междуречье Или и Иртыша, в том числе в районах горы Таван Богд уул [301.– С. 28; 30. - С. 158-159.]. Один из первых топонимов, связанных с «Манасом», был зарегистрирован еще до эпохи Хайду хана, в 1261 году Елюй Си Ляном, в его книге «Си юй Лу», где рассказывалось о посещении им Джанбалыка и реки Манас в Восточном Туркестане [301.– С. 28.].

Отметим, что большинство топонимов связанных с «Манасом» локализовывались на землях или прибрежных районах средневековых владений Чеби хана, Анга Торе, Салусбека-Булгачи и Угэчи Кашка. Ряд названий мест мы встречаем в Дагестнане, где живут кумыки и ногайцы. В Илийской долине (Восточный Туркестан) встречались названия реки озера и города Манас. Другой город, связанный с именем Манаса расположен в Северо-Западной Монголии. Полное сходство имеют названия местностей Баян талаа и Барык балыкчан эли в эпосе «Манас» с топонимом Баян Тала Ховузу и гидронимом Барык в Туве, где живут тувинские племена –монгуш, кыргыс и куулар [301.-С.125]. В структуре казахского племени кара кисек имеются роды манас, тагай и кусчи (г.Каркыралинск, в Восточном Казахстане).

Ч.Валихановым была записана интересная легенда о Манасе и его боевом коне Как кула ат у казахов (между Иртышом и Балхашом) живущих в районах Каркыралинских, Тарбагатайских гор [30.-С.158-159]. В. А. Обручев отмечая особое значение котловины Саура и Тарбагатая для кочевников связывал ее с Манасом. Он писал, что «один из проходов Тарбагатая называется Манастын-Асу, то есть проход Манаса» [300.-С.101]. Далее он отмечал, что «по преданиям Манас кочевал по равнине Зайсана». Здесь же на Тарбагатае И.Молдобаев обнаружил второй топоним, имевший отношение к «Манасу»- Ворота Баймурза (в эпосе Байдын уулу Баймурза) [300.-С.101]. С «Манасом» связаны кумбез Манаса (Талас), городище «Кошой Коргон» (Ат-Башы), а также ряд священных мест в Баткенской области и других районах Кыргызстана.

Итак, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы с VIII века развитие Кыргызской государственности шло по нарастающей. Особенно этот процесс усиливается после падения Второго Тюркского каганата в 744 году. Следует отметить, что именно усиление Кыргызского государства привело к полному краху империи древних тюрков, ибо после ее падения все вассальные владения перешли в руки кыргызского кагана. Наследование кыргызами владений тюркских каганов дало им возможность включить в свой состав новые этнические группы или сблизиться с восточными племенами. В первую очередь, родственными азами, чиками, огузами, байырку (баргы), цзюйлобо (забайкальские кара борами), бахринами (баарынами), алакчынами и др.

В 840 году енисейские кыргызы ликвидировав гегемонию уйгуров в регионе, установили полный контроль над Центральной Азией. В.Бартольд справедливо назвал этот период истории народа Кыргызским Великодержавием. В эту эпоху кыргызы расширили свое влияние от Приамурья на востоке до Таласа на западе. Государство енисейских кыргызов превратилось в Великий Кыргызский каганат. Этноним «кыргыз» и «кыркыр» получили распространение повсеместно. По содержанию версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди кыргызами правил потомок легендарного Каркырабека Манас. Великий Кыргызский каганат также имел название Каркырахан. Название страны Каркырахан было закреплено за Западнотюркским (Тюргешским) каганатом.

В эпоху Кыргызского Великодержавия передовые группы азов, кыргызов, жагалбаев через Алтай и Тянь-Шань прошли в Приаралье, где в купе с башкирскими и канглийскими племенами продвинулись дальше в Причерноморье, Крым и на Волгу. В эту эпоху кыргызы Алтай-Тянь-Шаньском регионе имели ряд владений Каркырахан, Табуни, Аз, Отуз Оглан.

Анализ процесса миграции восточных племен на запад и современной топонимики показывали, что в период Кыргызского Великодержавия передовые группы кыргызов, жагалбаев через Алтай и Тянь-Шань прошли в Приаралье. Отдельные группы их осели на Тянь-Шане. Неслучайно, анонимный автор «Худуд аль-Алам» упоминал кыргызов не в связи с карлуками, а рядом с чигилями и тухси. Родословные данные указывали о существовании тесных этнических связей между башкирами, жагалбаями (ягылбай), азами, чигилями, кыргызами и канглами в прошлом.

Усиление позиций кыргызов в Семиречье, началось еще в VIII веке. Закрепление азов в Семиречье после событий 715 года, слияние их с племенами нушиби и включение в политические процессы в регионе стали причиной нового витка миграции родственных племен чигилей, кыргызов, карлуков, вовлеченных в борьбу за верховенство на Тянь-Шане. На Тянь-Шане азы, кыргызы слились с западнотюркскими родственными племенами асиги, гешу, хулуу-кюль-чурами, байсаньганами и др. Последние сохранили свои этнические имена в составе кыргызского народа под названиями азык, кючюк, кылжыр (сары багыш, бугу), кулжыгач, басыз и т.д. Кыргызы также ассимилировали племена байырку (баргы) и басмыл (басыз), переселившихся вкупе с ними на Тянь-Шань в IX веке.

В VIII-Х века в Тянь-Шане-Алтайском регионе появилась новая общность родственных племен алтайских тюрко-огузов, чигилей, кыргызов, которые вместе продвигались в западном направлении. В XI веке передовые группы тюрков-огузов, канглов, чигилей, кыргызов мигрировали в нынешнюю территорию современной Турции. В Семиречье ими были установлены тесные этногенетические и этнокультурные связи с местными племенами азами, тухси и ягма, что привело в последующем к формированию нового государства на Тянь-Шане – Караханидского каганата в середине Х века.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
25854

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12769

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19934

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
33291

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
19854

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
33158

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
20609

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10561

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
42074

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
25085

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×