В «Манасе» С.Ахсикенди имеется сюжет, согласно которому вождь калмыков Жолой направил Тубая к кыргызам, чтобы тот отравил Манаса. Однако злые намерения Тубая были раскрыты Манасом и его ближайшим сподвижником Карнасом. Последний, устроив жестокую пытку Тубаю, узнал имя заказчика. Манас и Карнас расправились с Жолоем [180.]. Данный сюжет полностью соответствовал историческим событиям, связанным с первым походом Хайду на владения Хубилая, когда хану удалось разгромить двух вассалов Хубилая – Тубая (Тибая) и Чибану, отправленных для уничтожения Хайду хана. Победа досталась благодаря храбрости Хайду [132.-C.386.].
Отсюда можно говорить, что образ Манаса в эпосе для монгольской эпохи создан из реальных событий, привлеченных из героических подвигов Ногая и Хайду, в числе войск которых находились кыргызы. В данном случае следует не забывать, что Хайду хан был коронован на землях одного из основных племен Тянь-Шая канглы в долине р.Талас 1269 году. В источниках, канглийцы вместе с кераитами, чериками, найманами играли важную роль в формировании государства Моголистан на Тянь-Шане.
В версии «Манаса» С.Ахсикенди отмечалось, что «Сейид Джелал ад-Дин определил Тимур-ходжу (на службу) к Токтамыш хану, дал Тимур ходже Ульмаса Кулана, Манаса сардаром сделал. Токтамыш хан для Манаса город построил, назвал тот город Манасия» [301. -C.82.]. Слово «сардар» по происхождению принадлежит языку населения Ферганской долины. Но в тексте он применен в значении «главный темник». Значит, в данном случае речь идет об отношении Бату хана и Ногая, приглашенного на должность главного темника, и не исключено, что кыргызы поселившись в районы золотордынского города Ходжитархан (Астрахань) называли его Манассией. Т.е. в данном случае, Ходжитархан назван кыргызским городом. Следовательно, сюжет с городом Манассии включен в эпос после того как Ногай поместил кыргызов в Ходжитархане.
В то же время С.Ахсикенди писал о кыргызах как об одних из древних обитателей районов города Ахсикет в Ферганской долине. В прошлом кыргызов живущих в районах древнего Ахсикета называли «аксылык кыргыздар». Согласно автору, ферганские города Узген, Андижан и Ширкенд являлись центральными районами кыргызского улуса, управляемого Тагай бием [285. -C.225-227]. По содержанию позднейших версий эпоса «Манас», кыргызы переселились с Алтая в свою прародину и заняли горные долины Кара Тоо и Ферганскую долину, где встретили своих тянь-шаньских сородичей и объединились с ними. Согласно эпосу «Манас» резиденция кыргызского хана Манаса находилась в гг. Андижана и Намангана.
Следовательно, согласно версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди, хан Манас выступал не только как правитель кыргызов и кыпчаков, но и как главный темник Золотой Орды. Его личность согласно служебной иерархии приравнивалась к сановнику второго человека после хана в Золотой Орде, который решал практически все проблемы в государстве, включая вопросы войны и мира. Тем самым, эпический герой Манас превратился в человека равного личности золотоордынского главного темника, который при слабой центральной власти становился сановником, имевшим неограниченную власть.
У нас есть основание утверждать, что под кыпчакским населением Золотой Орды следует понимать не только собственно кыпчаков, но и кыргызов, служивших ханам данного улуса. Как нам кажется, группа золотоордынских кыргызов еще при жизни Бату хана и позже в эпоху соперничества Золотой орды с империей Хубилая с одной стороны, государства Хайду с другой, ушла на юг в районы древнего города Ахсыкет, Андижана, Намангана и Оша в Ферганской долине. В версии эпоса С.Ахсикенди они также назывались кыпчаками области Жете (Жаста) или улуса Мугстан [33. –C.72, 75.], т. е. Моголистан.
Согласно версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди кара калмак Токтак, сын Кыянку, выстрелом из лука в голову убил Манаса. Можно провести параллель между Токтаком сыном золотоордынского хана Менгу-Тимура и Токтаком Кыянку. Манаса похоронили в местности Баяндынын Талаасы [301.-C.125.], которую отождествляли с долиной Баян Талаа Ховузу в Туве.
По данным Рашид ад-Дина, кыргызы в XII веке граничили и находились в тесных взаимосвязях на юго-западе с найманами, жившими к югу от Алтая. В 1199 году найманский хан Буйрук бежал от Чингиз хана в Туву, которая в то время являлась одной из «областей кыргызов» [338. - C.135-137, 150; 271. -С.95.]. Ц.Дандинсурэн, ссылаясь на древнее сказание (Гэсэр, описание событий XI века), писал о хане Нанчине, его владении и племени мангут, обитавшем на Орхоне. «Соседним государством Нанчина является государство кергисов» [124.-C.62.].
И.Молдобаев сравнил местность Баяндынын Талаасы в эпосе «Манас» с Баян Талаа Ховузу (ср. с Баян талаа) в Туве, где обитали тувинские племена кыргысы, монгуши и куулары, имевшие этногенетические связи с енисейскими кыргызами. По легенде часть монгушей откочевали на территорию Киргизии примерно лет 300 тому назад» [299. -C.95.].
Кыргызы переселились в эти места в эпоху Кыргызского Великодержавия. Очевидно, что в IX-XI века предки тувинских кыргызов, кууларов и монгушей представляли племена Великого Кыргызского каганата. Позже в XII веке они подчинились власти кара китаев, а в монгольскую эпоху вошли в состав Монгольской империи и оказались под влиянием Джучи хана. После образования улуса Джучи и назначения главным темником Ногая в Золотой Орде, отдельные мангытские и кыргызские военачальники поступили на службу Бату хану.
Несомненно, вместе с ними были вовлечены на службу к Бату хану как алтайские и енисейские, так и тянь-шаньские кыргызы. Последних представляли группа племен канглы, кераиты, онгуты и другие. Есть данные о том, что кыргызы и кыпчаки в составе войск Бату участвовали в его походе на Запад. В частности, в источниках рассказывалось о сыне правителя онгутов (кыргызское племя нойгут) Алагуш хана Баехе, собравшем большой отряд из алтайских и восточнотуркестанских кочевников (кыргызов, кыпчаков, онгутов) и участвовавшем в покорении Западных стран [177. -C.46,52,96, 106.].
Кыргызы сохранили легенду о своем первом хане Джучи эпохи монголов. Предание родилось на Саяно-Алтае. Но, позже, вместе с мигрирующими на запад кыргызами было экспортировано на Тянь-Шань. В нем говорилось, что поскольку у кыргызов не было хана, то они попросили Чингиз хана дать им своего сына Джучи. Кыргызы нарекли его «Аксак (хромой) — кулан Джучи-хан», так как маленький Джучи, попав по дороге в стадо куланов (диких ослов), получил увечье [301. -C.170].
Следовательно, до кончины Ногая в 1300 году народ Золотой Орды не делился по этническим признакам. Так как, должность второго человека в государстве беклярбека занимал представитель династии чингизидов Ногай, что обеспечивало сохранение баланса сил между различными крупными политическими силами и кланами. Однако после смерти Ногоя, из-за отсутствия общего собирательного лидера, племена постепенно стали отделяться от Золотой Орды. Видимо, до XV века кыргызы и мангыты, как два родственных племени, имели общую историю, культуру и продолжали жить вместе, не отделяясь друг от друга, представляя единый этнос Великого Кыргызского каганата. Но после смерти Ногая каждый из них боролся за власть и привилегии, пытаясь привести своего человека на золотоордынский трон.
В то же время центральная власть лавировала между вышеотмеченными политическими силами и клановыми группировками. С приходом к власти Едиге мангыты стали возрождаться и для усиления своей позиции в Орде, а также на соседние племена, они сложили с себя свое старое этническое имя «мангыт» и приняли новое «ногай». Принятие имени «ногай» в качестве названия этноса было продиктовано временем. В XV веке глава мангытов Едиге стал усиливать свое влияние на соседние владения и завоевывать большие территории. Поэтому необходимо было, чтобы его и подвластные ему племена воспринимали как монгольский этнос, имевший связь с чингизидами.
Впоследствии те племена, которые последовали за Едиге, стали называть ногайцами, а та часть мангытов, которая осталась на прежних землях, вошли в состав кыргызов и приняли их этническое имя. О.Сыдыков насчитывал в составе племени мунгуш (монкош) 13 подразделений, в том числе, мангыт и букур татар [361. -C. 28.], что как бы подтверждает наше вышесказанное мнение. Другая часть мангытов и кыпчаков (контролировавшая торговые центры), позже в эпоху Абулхайрхана окончательно переселилась и закрепилась в городах Средней Азии.
Следовательно, после смерти Ногая политические интриги в Золотой Орде проходили и имели кланово-этнический характер. В борьбу за власть и привилегированное положение вступили сразу два клана представлявшие два родственных народа кыргызов и мангытов, что ослабляло центральную власть в Золотой Орде. Однако, с усилением Московского княжества на севере, а также Ойратского государства на востоке кыргызы постепенно стали покидать Золотую Орду и консолидироваться на Тянь-Шане, где они участвовали в формировании нового государства Моголистан.
Следует отметить, что этническая ситуация на Алтае-Тянь-Шаньском регионе, а также на Северном Кавказе особо не была подвергнута изменению со времен Кыргызского Великодержавия. В ХII-XIII вв. в связи с завоеваниями более могущественных кара китаев и монголов распался союз кимако-кыпчакских племен, который считался единственной конкурирующей силой кыргызам на Тянь-Шано-Алтайском крае. В эпоху кара китаев племена Саяно-Алтая вновь стали собираться вокруг кыргызов против общего врага. Кыргызы становились ведущим этносом края, а этноним «кыргыз» имел собирательный характер для всех кочевников данного региона.
Однако, кара китайские завоевания ускорили процесс консолидации кыргызов. Елюй Даши придя на Алтай, покорил кыргызов, вступил в этнополитические связи с найманами и кангылами. Елюй Даши покорив Караханидский каганат, образовал Великую державу от Енисея до Таласа. В свою очередь, Чингиз хан тоже продолжил процесс консолидации кочевников под одно единоначалие. Чингиз хан, покорив весь Степь, уничтожил всю аристократическую верхушку покоренных владений и племена, не желавшие признать его власть.
В то же время уцелевшие кланы не имели харизмы собирательности, силы и энергии, которые были у их предшественников. Они не были конкурентоспособными перед чингизидами, чья власть и харизма была предопределена свыше задолго до образования улусов Джучи, Чагатая, Угэдея. В этой ситуации победителями становились те, кто смогли сохранить хоть какую-то часть своей аристократической верхушки и меньше подвергались к уничтожению. Видимо, поэтому в постмонгольский период племена Комании, Алтая и Тянь-Шаня консолидировались вокруг кыргызов и под собирательными этнонимами «кыргыз» и «кыргыз-казак».
Отсюда, можно сделать вывод, что костяк союза кыргызских племен составляли аз-ширины, бахрины, аргыны и кыпчаки, черики, жообасары, азыки, саяки и другие. Соответственно ядро народа Золотой Орды составляли кыргызы, потомки тюрко-огузских, а также кыпчакских, мангытских и онгутских племен, которые в IX-XII вв. считались народом Великого Кыргызского каганата. В данном случае тюрко-огузские и кыпчакские племена могли представлять субэтнические объединения единого кыргызского этноса. Они еще не забыли о своей общей истории и происхождении с кыргызами. Сюда же можно отнести народы Северного Кавказа кара чаев, ногайцев, кумыков, которые имели близкие этногенетические связи с кыргызами.
Таким образом, можно утверждать, что Золотая Орда являлась единственной Евразийской державой объединяющей под свое начало большинство народов региона. Золотая Орда была, прежде всего, кыргызским и кыпчакским (казахским) государством.
Очевидно, в эпоху монголов племена ай (айлинцы), имевшие этногенетические и этнокультурные связи с монгольскими племенами, разошедшимися от Алангоа, смогли возродиться, воссоединившись со своими соплеменниками из Монгольских степей кунгратами, салджигутами и кераитами. Отдельные из них успели образовать собственные владения, каковым являлся улус Тайбуга на Алтае, чье происхождение связывалось с племенем ай из Бухары. Отсюда более правильно полагать, что узбекский язык сложился на основе печенежско-хорезмийского и бухарского диалектов тюркского языка. Как нам кажется, последний сложился в результате взаимодействия кангаро-печенегов и айлинцев с местным персоязычным населением города Бухара и его окрестностей. Отметим, что XV в. (в эпоху Абулхайр хана) в Дашти-Кыпчаке превалировал «жокающий» кыргызо-кыпчакский (или кыпчако-кыргызский) диалект тюркского языка (или кыпчако-кыргызский диалект). В связи с чем, мы склонны считать, что как кочевые узбеки Абулхайр хана, так и степные узбек–казаки могли говорить на «жокающем» диалекте.
Как нам кажется, с нарушением баланса между различными клановыми группировками после гибели Ногая, в стране происходит период национального возрождения кочевых племен, которые стали делиться по этническим признакам. Одни сохранили за собой этническое название, другие приняли новый и т.д. В это время кочевники древней Комании стали называться узбеками или узбек-казаками, что, наверное, было тождественно с более поздним русским этнонимам «кыргыз-кайсак» или «кыргыз-казак». Так как происхождение этнонима «узбек» мог быть связан с первой частью «ас-ширин». В предании говорится, в младенчестве Узбек хан рос в степях Черкесии (Карачаево-Черкессии). Т.е. там, где компактно проживали племена азы, ас- ширины. Как выше было отмечено, этноним «казак» имел смысловое созвучие с названием древних кангы (канглы), что соответствовал русскому «бродник». Т.е. Казаками (казахами) называли потомков древних кочевников канглы и вольные (свободные) степные племена, обитавшие в стране Комания.
В таком случае становится более реальным видеть в золотоордынском хане Токтаке, главном виновнике в смерти Ногая, эпического Токтака, убийцу героя сказания эпоса «Манас». Очевидно, что интриги между Токтаком и Ногаем происходили из-за увеличения численности мангытов и кыргызов в Золотой Орде и усиления влияния главного темника, поскольку в эпоху Хубилая часть енисейских кыргызов бежала на запад в Золотую Орду, а часть ушла к Хайду хану на Тянь-Шань. Ногай для усиления своего влияния определил кыргызов в Астраханском вилайете, с последующим их вовлечением в политические процессы в Золотой Орде. В результате в Золотой Орде установилось двоевластие, что не было в интересах Токтака. Это вызвало беспокойство Токтака и других князей орды, опасавшихся захвата власти Ногаем. Это говорит о том, что убийство Ногая было неслучайным.
Очевидно, кыргызы долгое время служили Золотоордынским ханам в составе войск Ногая. После смерти Ногая (1300 г.) в связи с изменением политической ситуации в Золотой Орде, усилением дворцовых интриг и борьбы за власть между царевичами, кыргызы, как и мангыты покинули Золотую Орду. В начале XIV века кыргызы переселились в земли древней Ахсы, в области Андижана и Намангана в Ферганской долине. Токтомуш хан и другие поддерживали и поощряли миграцию кыргызов на Тянь-Шань. В результате этих усилий на Тянь-Шане появился ряд кыргызских улусов, в том числе улус Анга Торе, Салучи-Булгачи, Угэчи Кашка.
Значит, золотоордынские и енисейские кыргызы, мигрировавшие на Тянь-Шань, могли называться в устном народном творчестве кыпчаками, моголами, аксыйскими кыргызами, народом страны Татар (Татарун) и т.д. Однако их истинное имя было кыргыз. Не исключено, что в источниках отдельные кыргызские племена, обитавшие на территории удельных областей Моголистана, отмечались кыпчаками.
В XIII-XIV века, опираясь на поддержку золотоордынских ханов и главного темника Ногая, многие кыргызские племена сосредоточились на Или-Иртышском междуречье и на Тянь-Шане. В XIV-XVI века кыргызы на территории Моголистана и его окрестностях имели три владения – улус Анга Торе, улус Салучи-Булгачи и улус Угэчи Кашка, с которыми могольские царевичи вели постоянную борьбу за власть на Тянь-Шане.
Улус Угэчи-Кашка (1399-1415 гг.) был сформирован в южной части Или-Иртышского междуречья, в сопредельных землях Монгольского Алтая [321. -C.130]. Княжество Угэчи Кашка включало в себя земли и племена средневековой алтайской области Каркырахан. Владение Угэчи Кашка локализовалось в землях Монгольского Алтая, охватывая Восточный Казахстан и Западную Монголию.
Вновь образованное государство Угэчи Кашка не могло остаться вне поля зрения Токтомуш хана, беспокоившегося продвижением Амира Тимура в северном направлении. В это время улус Угэчи Кашка был единственным государством, которое хоть как-то могло противостоять империи Тимура. Об этом свидетельствовала версия эпоса «Манас» С.Ахсикенди, где в эпической форме подробно описаны политические интриги в Золотой Орде в период правления Тохтамыш хана, а также противостояния между ним, его союзниками Анга Торе и Манаса с империей Амира Тимура.
Токтамыш хан и Золотая Орда поспособствовали усилению влияния Угэчи Кашка в Притяньшанье. Неслучайно, придя к власти, Угэчи Кашка объявил созданное им государство Татарским и изменил военную доктрину государства. Вектор военных походов был направлен на Тянь-Шань. Угэчи Кашка пытался захватить Моголистан, объединиться с тянь-шаньскими кыргызами, овладеть хлебными районами Восточного Туркестана. Эта же политика продолжалась после смерти Угэчи Кашка (1425), при его преемниках Эсенху ханом и Абабарци Чингсангом [246. -C.101-113].
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в XIII-XIV века кыргызы активно участвовали в политических процессах, происходивших в Золотой Орде, государстве Хайду хана и Моголистане. В результате политических интриг между вышеназванными государствами и центральной Монгольской империей кыргызы использовались сторонами в качестве основной военно-политической силы.
В XIV веке с обострением отношений между Золотой Ордой во главе с Токтомуш ханом и Амиром Тимуром, первый использовал кыргызов в своих политических интересах. Он поддерживал кыргызов, способствуя созданию ими буферного владения. Политические процессы в Золотой Орде послужили толчком к усилению позиции Салучи Булгачи, Анга Торе и Угэчи Кашка в ойрато-кыргызской конфедерации и формированию нового государства. В XIV-XV веках большинство кыргызских племен были сосредоточены вокруг вышеуказанных владений. После распада ойрато-кыргызской конфедерации в 1468 году, правитель кыргызов Абабарци Чингсан переселился со своим туменом в районы Хами и Баркуля, тем самым усилив позиции кыргызов на Тянь-Шане. В конце XV века кыргызы имели в данном регионе собственное ханство во главе Мухаммедом-Кыргызом.
Отметим, что многие исторические личности эпохи Токтак хана, вокруг которых распространялись разные версии о происхождении и восшествии на престол могли быть прототипами эпических персонажей в эпосе «Манас». Например, судьба Токтака очень схожа с судьбой Джакып хана отцом Манаса, а его приемника Узбек хана - Семетея, сына главного героя в эпосе «Манас».
Токтак пришел к власти с помощью Ногая, правил Золотой Ордой до 1312 года. По «Чингизнамэ» Токтак, также как и Джакып, был в преклонном возрасте и он не имел наследника. Несмотря на все его старания и заботы, его сыну Ильбасару не суждено было наследовать отцовский трон, он умер раньше (в 1309 году) него самого. От скорби старый Токтак хан заболел. Его мучило то, что после его смерти некому будет наследовать его трон. «Уйдет мой юрт теперь чужаку» признался хан своей любимой жене Келин-Баялун. Однако, он узнает от Келин-Баялун, что от ее первого мужа и младшего брата хана, Тогрула, которого он убил вместе со всеми чингизидами, заботясь о своем преемнике, у нее есть сын. В свое время Келин -Баялун отправила его с несколькими людьми в Черкесские степи. По приказу Токтака его беки кыйат Исатай (временщик орды) и Сиджут Алатай (с сорокотысячной армией) привезли этого юношу-Узбека в Золотую Орду. Но, к этому времени Токтак умер. Узбек хану, чтобы воссесть на трон, пришлось сломить сопротивление мурз и беков, не желавших видеть его ханом Золотой Орды.
Весьма любопытно, что Узбек хан тоже имел жену по имени Баялун. Она была дочерью константинопольского императора. Однажды, Баялун поехала в Константинополь, чтобы родить там своего первого ребенка. Однако возвратиться обратно в Золотую Орду не пожелала.
Отсюда в Узбек хане можно видеть прототипа Семетея в трилогии эпоса «Манас». Так как, в действительности Токтак умер, по одной из версий, когда он возвращался с похода. После смерти Токтака Узбек хан с помощью своей матери Келин – Баялун и Исатай нойона путем переворота воссел на трон Золотой Орды. Если учитывать тот факт, что Токтак умер в 38 лет (по офиц. версии, его корабль утонул на Волге, по второй, его отравил Узбек хан), то становится очевидным, что после его смерти вокруг его личности были сложены очень много версий легенд и мифов. История Узбек хана также сходствует с сюжетом исчезновения Семетея (Семетейдин кайып болушу), а также сопротивления родственников отца, не желавших видеть его на ханском троне в эпосе «Манас».
Итак, вышеописанные обе истории о царевнах Золотой Орды и царевиче Узбеке могли стать основой для сюжета о царевиче Семетее в трилогии эпоса «Манас». По эпосу после смерти Манаса его жена Каныкей с молодым царевичем Семетеем бежит к своему отцу в Бухару, чтобы переждать смутные времена. Семетей возвратился на родину своего отца юношей и с помощью мудрого Бакая воссел на отцовский трон в Таласе. Однако, Семетей постоянно терпел притязания на власть со стороны родственников отца коз команов и некоторых других вождей племен.
Таким образом, из вышеизложенного можно заключить, что версия С.Ахсикенди и поздние версии эпоса «Манас» могли отражать исторические события, связанные с формированием империи Чингиз хана и улусов его потомков Золотой Орды, Хайду хана, а также кераитов, канглы и кыргызов, которые входили в состав улусов чингизидов.
Ногай начал свою политическую карьеру с должности главного темника Батыя. Эту должность он занимал при его преемниках Берке (1257-1266 гг.), Менгу-Тимура (1266-1280 гг.), Туда-Менгу (1282-1287 гг.), Тула Буга (1287-1291 гг.), Токтака (Токтай, Токтогу, 1298-1312 гг.).
С 1262 по 1269 годы Ногай был отправлен против его основного врага Хулагу (1256-1265 гг.) сначала Батыем, а затем Берке в Персии и Закавказье.
Батый и Ногай в 1236 году покорили Волжскую Булгарию, куда входили владения башкиров, табынов и кыргызов. С 1236 года вплоть до XV века владения башкиров, табынов и кыргызов находились под влиянием сначала Золотой Орды, а затем Ногайской Орды, во главе которого стояли представители династии Едиге (1360-1411 гг.) и его сыновья Джамгырчи и Муса.
При Менгу-Тимуре началось возвышение главного темника Ногая. После внезапной смерти Менгу-Тимура (1280 г.) Ногай усилил свое влияние в Золотой Орде и превратился в фактического соправителя. С 1280 года идет распад государства на две части. В 1291 году при поддержке Ногая на золотордынский трон взошел Гийас уд-Дин Токтак (или Токтогай, Токта, 1291-1312 гг.) сын Менгу-Тимура. Однако новоиспеченный хан вскоре стал выступать против Hогая. Ему удалось разбить силы Ногая в битве при реке Буга. Ногай был убит Токтаком в 1300 году, тем самым было восстановлено единство Золотой Орды. После смерти Ногая мангытов, конгратов, узов (асов) и другие тюркские племена, составлявшие ядро мангытского улуса, стали называть ногайцами.
В.Радлов отмечал, что в эпосе «Манас» сам баатыр происходил из рода сары ногой (желтые ногайцы). По варианту С.Орозбакова, герой сказания приходился внуком хана Ногоя, родоначальника всей ханской семьи [148. -C.107.]. В позднейших версиях эпоса кара ногаец Джамгырчи выступал соратником Манаса из числа покоренных им ханов [148. -C. 106.]. В то же время у С.Ахсикенди мангыт Джамгырчи (Йамгурчи) показан как противник Манаса. Все это говорит о существовании тесных этнополитических связей между кыргызами и ногайцами в средневековье.
Токтамыш, Едиге начали свою политическую карьеру (1376-1377 гг.) во дворце Амира Тимура. Если Едиге служил Амиру Темиру до 1391 года, то Токтамыш в 1377 году с помощью Тимура овладел Ак Ордой, а затем стал ханом Золотой Орды, низложив Мамая (1360-1380 гг.). Последний бежал в город Каф в Крыму, где был настигнут и убит.
В ставке Тимура Едиге удалось сдружиться с молодым царевичем Тимур-Кутлугом, внуком Урус хана и другими князьями. Впоследствии, после победы над Токтамышем в 1391 году, Едиге все же удалось возвести на трон Тимур-Кутлуга, а сам, согласно ярлыку новоиспеченного хана, стал главным темником в Золотой Орде.
В 90-е годы XIV века Едиге (1396-1411 гг.) вел войны с Токтамыш ханом за господство в Золотой орде, а также в целях укрепления власти Ногайской Орды над соседними княжествами. При правлении Едиге земли Ногайской Орды расширились до Западной Сибири и Сырдарьи. Известно, что в 1446 году мангытский князь Уакас-бий правил городом Узгенд. В различных версиях эпоса «Манас» из потомков Едиге упоминался Джамгырчи, вместе со своим братом Мусой, сыгравшие важную роль в политической жизни Восточной части Дашти Кыпчака в XV веке.
Едиге (1396-1511 гг.) был женат на дочери Токтомуш-хана по имени Каныкей, которая попала ему в руки. Владыка ногайцев от нее имел сына. В ногайском сказании об Едиге рассказывалось о двух дочерях Токтомуш хана – Каныкей и Таныкей, которые были пленницами ногайского хана [148. -C.107-108.]. В эпосе «Манас» Каныкей - жена и главный советник Манаса. Любопытно, что, согласно родословной, одним из общих предков башкирских кыргызов считался некий чингизид Тонак-бий.
В таком случае, из всего вышеизложенного можно предположить, что знакомство Токтамыша и Едиге с предводителями кыргызов, в частности племени черик, произошло еще тогда, когда они скрывались у Амира Тимура или чуть позже, когда Токтамыш стал ханом Ак орды. Данное наше мнение подтверждается сведениями из биографии Амира Тимура, где рассказывается о служении ему отдельных предводителей кыргызов.
Т.Джуманалиев пишет, что в XIII веке черики вместе с бааринами (бахринами) входили сначала в улус Ак Ордо, затем в состав государства Хайду (с 1269 г.), а после создали свой улус во главе с Анга Торе. Улус Анга Торе сохранял союз с бааринами и другими кыргызскими родами. Позже баарины, наряду с чериками, вошли в состав племен правого крыла кыргызов [132. -C.410.].
Становится очевидным, что в данный период кыргызы могли служить и быть в числе войск не только Токтамыш хана, но и Амира Темира и Едиге. Так как, в период дружбы между Едиге и Токтамышем, когда в 1376-1377 годах, они служили у Амира Тимура и бок обок воевали против владыки Ак Ордо Урус хана, кыргызы жили в соседних областях данного государства и Притяньшанье. Известно, что примерно в это же время (в XIV веке) отдельные кыргызские предводители служили Амиру Тимуру. Так, профессор С.Аттокуров писал, что некоторые предводители кыргызов в лице Сары Буги, Ак бугу, Атан бия и Кулжыгач Торе служили Амиру Тимуру [36. -C.42, 84.]. В то же время по другим сведениям часть кыргызов воевала на стороне Анга Торе, Камар ад-Дина и других могольских князей против Амира Тимура.
Отсюда можно сделать вывод, что сюжет союзнических отношений Токтамыша и Манаса у С.Ахсикенди взят из реальных исторических событий, произошедших в эпоху золотоордынских ханов, у которых главным темником был Ногай. При Токтамыш хане сказание было обогащено новыми событиями в связи с усилением отношений между золотоордынским ханом и кыргызами в данный период. Хану необходимо было иметь буферное владение на юге, чтобы противостоять Амиру Тимуру, что заставляло его признать Кыргызское владение.
Токтамыш хан прославился тем, что он взял реванш, вернув боевой дух войску, после поражение в Куликовом поле. Он организовал поход, взял Москву и сжег ее. В авангарде войск Токтамыш хана были кыргызские отряды, постоянно и повсюду сопровождавшие хана. По этнографическим материалам, кыргызские отряды активно участвовали в преследовании Мамая, бежавшего в Крым. Этнограф И.Молдобаев по этому поводу писал: «Бытующее среди кыргызов выражение «Кайда барсан – Мамайдын кору» («Куда ни пойди – могила Мамая») возникло, на наш взгляд, на основе действительных событий, связанных с личностью Мамая – известного темника в Золотой Орде, жившего в XIV веке» [301. -C. 190-191.].
Токтамыш хан развернул активную деятельность против Амира Тимура. В 1387 году Токтамыш хан организовал поход на Мавераннахр в союзе с семиреченскими монголами и кыргызами. Золотоордынский хан Токтамыш поддерживал и оказывал услуги кыргызам в борьбе за власть в Моголистане и против нашествий Амира Тимура, за что последние подвергались жестоким наказаниям со стороны владетеля Самарканда. В частности, Амир Тимур жестоко расправился с кыргызскими племенами булгачи (около 1389-1390 гг.), которые поддерживали Анга Торе.
События связанные с нашествием Амира Тимура в Моголистан, а также расправа с кыргызскими племенами булгачи в местности Бикут очень красноречиво описывались в «Манасе» С.Ахсикенди. Говорится, что Амир Тимур (Сахибкыраан) уничтожил 40 тысяч кибиток народа и Улус Мугстан (Моголистан). Плененные моголы были уведены в Самарканд и Мазендаран. Позже были пленены могольские князья, кыпчаки Жети Кашка, Салусбек-Булгачи [33. –С. 75.] и другие.
Анга Торе обосновался между реками Или и Черным Иртышом и Караталом [184. -C.62; 132. -С.421.]. Благородное происхождение Анга Торе давало ему возможность собрать вокруг себя множество племен Семиречья и Алтая. Он имел популярность среди алтайских и тянь-шаньских кыргызов, кыпчаков, кераитов, онгутов, чериков, монолдоров и др. Союзный ему Кыргызский улус (в середине XIV века) булгачинов-ичкиликов располагался между Или-Иртышом, охватывая районы Алтайин-нуру и Тянь-Шаня. Главную роль в этом улусе играли племена канглы, долос, теит, жоо кесек, бостон, кыдыршах.
Улус Анга Торе, прежде всего, был сформирован для объединения тянь-шаньских и алтайских кыргызов и на основе их земель образовать новое Кыргызское государство. В связи с чем, Анга Торе все могущество, силу и энергию своего улуса и союзников направил на борьбу против Амира Тимура и усилению своего влияния на Тянь-Шане. Версия эпоса «Манас», дошедшая до нас благодаря С. Ахсикенди служила в качестве идеалогической основы улуса. Здесь уместно вспомнить сравнение А. Маргулана Черика (Шерика аргынов) и его сорок Шоро с Манасом и его сорока чорами в «Манасе» [281.].
Согласно данным «Манаса» Сейфи Ахсикенди, Токтамыш хан помог своему союзнику Анга Торе сформировать свой улус и укрепить его. Анга Торе одним из важных и амбициозных проектов Токтамыш хана направленный, прежде всего, против Амира Тимура и моголистанских чингизидов. Союз с Токтамыш ханом, поднял авторитет Анга Торе в регионе. Анга Торе выступал против слабой центральной власти могольских царевичей, которые не могли дать достойный отпор экспансии Тимура.
Сейфи Ахсикенди в своем «Манасе» рассказывал о совместном походе Токтомуш хана и Анга Торе на северный Кыргызстан и Ферганскую долину. Придя в Талас, они воевали с калмаками. Токтамыш хан, объединив военные силы владений Бахрин и Каркыра, проходит из Кулана через верховья Таласа на место битвы [33. -С. 68-69]. По Сейфи Ахсикенди, союзники Манаса Анга Торе, баарины, кыпчаки области Джете помогали ему в выдворении могольского князя Камар ад-Дина из Тянь-Шаня.
Как нам кажется, в вышеприведенном сюжете отражены события, сохранившиеся в памяти народа, связанные с походами Токтамыш хана (1387 г.) и Анга Торе (1388-1389гг.) в Мавереннахр, которые проходили примерно в одно и то же время. В эпосе они даны с напластованием и определенной корректировкой, направленной на защиту отечества в связи с завоеваниями иноземцев.
Отсюда, можно полагать, что вышеприведенные сюжеты говорят о том, что часть кыргызов служила Токтамыш хану и Анга Торе, сопровождая их в военных походах. Анга Торе и кыргызы представляли одну из главных политических сил на Тянь-Шане и всегда держались вместе.
Следовательно, кыргызы принимали активное участие в походах Анга Торе в Мавереннахр в 1387 году. В одном из походов Амира Тимура, преследовавшего Анга Торе, авангард его войск столкнулся в районе Бикут с племенами улуса кыргызских племен булгачи (около 1389-1390 гг., группа племен канглы). Тимур распорядился уничтожить и разорить данный кыргызский улус. Большая часть булгачи была истреблена, уцелевшие группы отступили в горные районы Монгольского Алтая. Плененную часть булгачи Амир Тимур переселил через Кашгар в западный Тянь-Шань.
Значит, пользуясь доверием Токтамыш хана, кыргызы совершали нашествия на Моголистан, чтобы поднять политическую активность своих тянь-шаньских соплеменников, а также усилить свои позиции в регионе. Как нам кажется, борьба кыргызов с Камар ад-Дином проходила после того, как последний убил законного наследника могольского трона Ильяс Ходжу (1365г.), что открывало ему прямой путь к политическому господству в регионе. Однако этому помешали кыргызы, которые, воспользовавшись неурядицами в улусе, попытались обрести независимость. Кыргызы своевременно подняли восстание против могольских князей и не дали захватить власть в Моголистане Камар ад-Дину и его сподвижникам.
С этого времени кыргызы активно включились в борьбу за господство в Моголистане. Как нам кажется, в результате этих усилий еще при Анга Торе кыргызские племена черики, монолдоры, кыпчаки и другие заняли земли между Кашгаром и средневековым городом Атбаш, где ранее жили ягма. Так как, в версии и «Манаса» данный регион связывали с именем Анга Торе [33. -C. 47.]. В поздних вариантах сказания здесь находилась ставка главы тянь-шаньских кыргызов Кошоя, по чьему совету Манас переселил алтайских кыргызов на Тянь-Шань. Очевидно, это непростое совпадение, а скорее всего подтверждение того, что кыргызы и ягма были родственными народами. Возможно, ягма были той частью кыргызов, которые имели этногенетические связи с кимаками, от которых позже откололись и переселились на Тянь-Шань еще в VIII в.
Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.