Мухаммед Кыргыз — правитель независимого ханства (XV-XVI вв.)
Мухаммед-Кыргыз |
В начале ХVI в. этнополитическое объединение кыргызов, возглавляемое Мухаммедом Кыргызом, стало претендовать на политическое первенство в Моголистане. Кыргызы, ведя активную политику по ликвидации гегемонии моголов в регионе, стали притеснять последних. Этому способствовала политическая ситуация в стране, сложившаяся после смерти владыки моголов Ахмед хана и вызвавшая долгую междоусобную войну между его сыновьями Мансур ханом, Султан Саид ханом и Султан Халилом за отцовский трон. Последние не желали признавать центральную власть Мансур хана. Они имели особую популярность среди кыргызов, причем признанным правителем кыргызов считался Султан Халил.
В 1508 году Мансур хану удалось разбить в Илийской долине силы своих братьев, побудив их к бегству. Однако хан Мансур не смог удержаться в Центральном Тянь-Шане. Он вынужден был отступить из-за действий отрядов другого могольского князя Абубакира, которые контролировали северные районы Моголистана и использовали силы кыргызских племен в войне. Видя в кыргызах зачинателей всех смут и беспорядков в стране, Мансур хан увел последних с собой в Чалыш (Карашар), значительная часть их впоследствии была истреблена. В Моголистан вернулись лишь те, которые смогли спастись бегством.
Однако этим не решилась проблема власти в стране. В 1510 году с вовлечением в династийную борьбу Султан Бабура, следившего из Кабула за развитием событий в Моголистане, междоусобицы в стране усилились. Поддерживая Султан Саида, скрывавшегося до этого в Кабуле, Бабур стремился укрепить свои позиции в Моголистане, с тем чтобы заручиться поддержкой с тыла в предстоящем походе на Индию и coздании там государства Великих Моголов.
В 1510 году с помощью Бабура Султан Саиду удалось овладеть городом Андижаном. Благодаря поддержке Бабура, Саид хан добился признания большинства могольских, кыргызских и других племен. Сразу же после занятия Султан Саидом Андижана недовольные правлением Абу-бакира дуглатские знатные князья и могольские эмиры Сейит Мухаммед (родной брат Абубакира), Махмут султан, Бекчик мырза и Пишкек мырза ушли к Саид Султану в Андижан.
Вскоре о своей поддержке Султан Саида заявил предводитель тянь-шаньских кыргызов Мухаммед Кыргыз. В то время кыргызы делились на два объединения кыргыз (северные) и бурут (южные). Первые жили в Центральном Тянь-Шане. Ставка их предводителя Мухаммеда Кыргыза находилась в районе нынешнего села Барскоон на Иссык-Куле. Вторые кочевали в районе Хами. Ставка предводителя южных кыргызов — Булювана (правителя бурутов) находилась к северу от Хами в местности Басыко (Барскуль).
Кыргызы в то время в количественном отношении представляли довольно многочисленный народ. По подсчетам китайских историографов они насчитывали более 100 тысяч человек. Племя сяолету (солто), управляемое вождем Ибрахим-онганом, насчитывало 7 тысяч человек. Солтинцы обитали в районах Басыко (Барскуль). Племя Бек-Арслана (Цзяцзясылана) емекэли (дикие меркиты) насчитывало около 50 тысяч человек, кочевавших в окрестностях Хами. Здесь же, в горных районах Восточного Притяньшанья — Хами, Барскуля и др. жили племена кэшиту (кушчу), челикэ (черики), сяоши (саяки) и др.
По распоряжению Султан Саида предводитель кыргызов Мухаммед Кыргыз был отправлен в страну Яркенд, где последнему удалось узнать, что Абубакир не в состоянии собрать достаточное количество войска для отражения нападения хана.
Осенью 1514 г. Султан Саид хан, опираясь на объединенные силы кыргызов, могольских князей и эмиров, без боя овладел Кашгаром, Янги Хисаром, Яркендом и другими городами. В результате этого в Восточном Туркестане было сформировано Яркендское государство (или государство Саид Султана), в котором кыргызским предводителям был предоставлен ряд мест, что значительно укрепило их позиции в этом регионе.
Особой чести был удостоен Мухаммед Кыргыз, оказавший большую услугу хану в борьбе с Абубакиром. Саид Султан поставил его во главе своего народа. Одарил «поясом для сабли, золотыми сосудами и серебряными чашками и прочими ценными подарками за его многообразные труды и старания».
Получив весть о взятии Кашгара и создании Яркендского государства, к Султан Саиду от Бабура ушел главный его советник Али Дост Тагай, который всю жизнь был верным придворным вельможей у тимуридов и возглавлял правое крыло войска султана.
В 1516 году в Арбате (Восточный Туркестан) состоялось свидание Мансур хана и Султан Саида, завершившееся примирением противоборствующих сторон. Восточный Туркестан был разделен между могольскими царевичами. Мансур хану достались Турфан и Карашар, и он был признан верховным правителем Восточного Туркестана. Эмиль Ходжа получил Уч-Турфан и Аксу, третий — Бабачак Султан Бай и Кучу.
Правитель кыргызов Мухаммед Кыргыз всегда пытался вести самостоятельную политику, что вызывало недоверие центральной власти. Однако авторитет и слава кыргызского правителя росли с каждым днем.
В 1517 году Мухаммед Кыргыз совершил набеги на города Сайрам, Ташкент, Туркестан. Клин между Султан Саидом и Мухаммедом Кыргызом был вбит после того, как предводитель кыргызов пощадил и отпустил попавшего к нему в плен правителя Туркестана узбекского царевича Абдуллу, сына Кучкунчу, причем он был отпущен с почестями.
Это насторожило Султан Саида, подозревавшего своего недавнего союзника в измене, а именно в том, что правитель кыргызов мог вступить в тайный союз с шейбанидами против хана. В том же 1517 году сам Саид-хан выступил против Мухаммед Кыргыза. Войска хана моголов на берегу Иссык-Куля внезапно напали на кыргызов. Мухаммед Кыргыз был схвачен и доставлен к Саид хану. Однако хан не смог подвергнуть смерти правителя кыргызов, имевшего большой авторитет и поддержку среди соплеменников. Он был лишь строго предупрежден. «Тебя по обычному праву кочевников (тура) и по правилу следовало бы предать смерти. Но я великодушно прощаю тебя», — довольствовался хан. По велению Султан Саида Мухаммед Кыргыз был заточен в оковы и отдан под охрану Улусбегу Сеид Мухаммеду.
Однако арест Мухаммеда Кыргыза не принес желаемого результата хану моголов. Зимой того же года он был вынужден покинуть Центральный Тянь-Шань.
В 1521 г. Султан Саид хан решил окончательно подчинить себе кыргызов. Во главе войска, отправляемого к кыргызам, стоял Рашид (кыргызы звали его Иреше хан) — тринадцатилетний сын хана. С ним вместе был отправлен Мухаммед Кыргыз, освобожденный из заточения с целью вызвать снисхождение у кыргызов и подчинить их власти хана. Ставка молодого царевича расположилась в Кочкорской долине.
Мухаммеду Кыргызу удалось собрать вокруг себя большинство кыргызских племен и полностью подчинить Моголистан. Численность его войска росла довольно быстро и, главным образом, за счет местных кыргызских, казахских и других тюркских племен. Даже ежегодное посещение Султан Саидом ставки молодого царевича в Кочкорской долине не могло помешать усилению позиций кыргызов в регионе.
В конце концов, убедившись в силе и могуществе кыргызского правителя, Рашид Султан вынужден был покинуть Моголистан и возвратиться в Кашгар.
В 1524 году Султан Саид хан зимовал в Кочкорской долине. При отъезде из Кочкора он снова распорядился арестовать правителя кыргызов. На этот раз Мухаммеда Кыргыза подозревали в союзничестве с казахами. Мухаммед-Хайдар по этому поводу писал: «Его неповиновение стало явным, потому что (он) начал искать поддержки у казахов. По этой причине Мухаммед Кыргыз оставался в заключении и был освобожден из заточения лишь после смерти хана».
Мухаммед Кыргыз до конца своей жизни правил кыргызским ханством. При нем окончательно сформировалась этнополитическая структура кыргызов — он (правое крыло) канат, сол (левое крыло) канат, ичкилик (внутренние), которая фактически означала государственное устройство народа.
Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.