Добавить статью
12:49 15 Июля 2016 42018
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Срок и место похорон
(17 часть)

(Читать сначала)

(Читать 16 часть)

Срок похорон

Кыргызы

Саяк, Нарын, Кокомерен

Хоронят не позже, чем через три дня1.

Если приходится ждать приезда близкого родственника, тело хоронят через большой промежуток времени. При таком долгом ожидании на грудь покойнику кладут комок земли и железные конские путы (кишен), что должно предохранить тело от разложения2.

Казахи

адай

Срок похорон бывает разный: продолжительный (до трех дней) и более короткий, в зависимости от сохранности покойника.

Крымские татары

Хоронят, по возможности, быстрее. Если умер человек утром — хоронят после обеда, умер после обеда — вечером, а умер вечером — хоронят утром.

Казахи

Умерших хоронят в день смерти.

Умерших казахи хоронят по мусульманскому обычаю, в день смерти или на следующий день.

Похороны летом часто бывают через сутки после смерти, и только зимой, ввиду трудности сбора всех родственников, тело оставляют иногда даже до двух суток.

Кыргызы

Человека, умершего ночью или утром, хоронят в наступивший день; умершего вечером хоронят утром. Хоронят, как только все близкие собрались на обряд погребения.

Вынос тела

Саяк, Кокомерен

Покойника выносят из кибитки головой вперед3. После облачения тела в саван его выносят из кибитки на носилках, сделанных из трех палок. При выносе мулла совершает молитву жаназа в 50 шагах от кибитки.

Казахи

Адай, Младший жуз

Жаназа — вторая молитва, читается над телом, уже вынесенным из кибитки в степь. На жаназа присутствуют собравшиеся соседи и родственники, которые получают за это после обряда нафил садака (подаяние деньгами, скотом).

Аргын-каракесек, Средний жуз

Жаназа читается над покойником как погребальная молитва.

Найман

Тело выносят головой вперед.

...Труп выносят из помещения (ногами вперед. — Ф.Ф.) и кладут на заранее приготовленные носилки... Отойдя на некоторое расстояние от аула, останавливаются на первом чистом, не затоптанном скотом месте... Ставят ящик на землю и начинается совершение жаназа. Умершего опять кладут головой на север... После совершения молитвы мулла оборачивается к молящимся и спрашивает: «Хорошим ли был человеком умерший?» Отвечают: «Хорошим!»4. Тут же раздается скот муллам и родоначальникам, а одежда умершего обмывальщикам. А затем носилки несут дальше...

Крымские татары

Из дома покойника выносят головой вперед. Когда кладут тело на носилки, женщины опять начинают причитать.

Место похорон

Казахи

Хоронят на том месте (на урочище), где умершего настигла смерть, исключая те случаи, когда покойник завещал похоронить себя на каком-либо известном месте.

Хоронят кыргызов (казахов. — Б.К., С.Г.) на дорогах для того, чтобы родные и почитатели при каждом удобном случае могли исполнить молитву над умершим; другое условие — близость воды.

Адай, Младший жуз

Если человек умирает летом вдали от дома, то его нельзя доставить на родную землю и за него нельзя будет молиться, раз он начнет разлагаться (по шариату). Если же он умрет зимой, то стараются доставить на родину.

Аргын-каракесек, Средний жуз

Если человек умрет далеко от дома летом, то его хоронят на месте смерти.

Двойное захоронение

Кыргызы

Фрунзенский кантон

В жаркую погоду (если человек умер вдали от родины), если покойник начинал разлагаться, его хоронили на месте смерти.

Бугу, местн. Сарыбулак

Известный батыр Алимбек лет 60 назад умер в Кульдже, бежав туда от русских. Кыргызы, услыхав о его смерти, совершили аш. Тот человек, у которого Алимбек умер, решил похоронить его у себя, чтобы родственники Алимбека потом получили останки. Через три года действительно приехали и забрали кости батыра из могилы и похоронили у Иссык-Куля, поднявшись вверх по Тенесу. Такое временное захоронение называется аманат.

Кайназар

Аманат — временное погребение покойника, о чем говорится только в преданиях. Иногда обстоятельства заставляют временно положить покойника куда-нибудь, например среди камней, пока не будет возможности похоронить его. Так, например, бывает зимой на перевале, если кто-нибудь умрет5.

Все посмертные обряды совершаются на месте смерти, а на месте похорон — все связанное с погребением. Если человек умер очень далеко от дома, то хоронили на месте смерти.

Казахи

Адай, Младший жуз

Аманат (букв. «поручение») - временное погребение в чужой земле (например, летом) с тем, чтобы зимой выкопать и перевезти на родину (где похоронены родители и предки). Молитвы и весь ритуал исполняются при первых похоронах. Вторичное погребение совершается уже без всяких обрядов.

Аргын-каракесек, Средний жуз

Одного старика из рода таракты, по имени Карпык, после смерти, наступившей зимой, положили сперва под камень в одной пещере, а весной уже вырыли могилу и похоронили.

Зимой, если снег большой или если зима очень холодная, умерших зарывают в снег до весны и место погребения огораживают камышом

Перевозка умершего домой

Кыргызы

Фрунзенский кантон

В прежнее время, если человек умирал не дома, а родственники желали похоронить его дома, тело сажали верхом на богато убранную лошадь, под подбородок ему ставили упор в виде палочек, чтобы не отвисала челюсть, и так вели лошадь под уздцы.

Саяк, Кокомерен

Почетного человека хоронят на своей земле, привозя даже издалека, если смерть застала его в пути. Тело зашивают в кожу и везут домой, а там уже, несмотря на наступившее разложение, омывают. На верблюде его везут, положив поперек на два ынгырчака, привязанных по бокам; на трудном пути, если верблюд не может перевалить (через горы? — Ф.Ф.), покойника сажают на оседланную лошадь, ставят палку под подбородок с упором в седло, один человек садится сзади него и, обхватив его, поддерживает в пути.

160715_1

Кыргызское кладбище. Джеты-Огуз. 1929 г. (Фото Ф.А.Фиельструпа)

160715_2

Казахское кладбище. Акмечеть. 1926 г. (Фото Ф.А.Фиельструпа)

Бугу

Покойника обычно хоронят в земле отцов.

Зимой покойника можно перевозить на верблюде или лошади, завернув в ткань или кошму, зашив в кожу либо посадив на лошадь верхом.

Верхом на лошади: две палки привязаны от стремян накрест под подбородком тела, затем привязывают сзади к подхвостнику. Двое всадников едут по бокам и держат его на аркане, а один ведет лошадь под уздцы. Все тело обернуто тканью, одеялом, а руки сложены на луке.

Кайназар

При перевозке тело крепко привязывают, посадив верхом на лошадь, на длинных стременах на трех подставках под подбородок (скрещенные палки, концами на бедрах), лицо закрыто платком, глаза закрыты. Если перевозят на верблюде, то тело кладут на кереге, устроив тодны комдо — уравновешенный груз.

Отправляя тело человека, умершего вдали от дома, у чужих, украшали верблюда, клали на него покойника и покрывали ковром. Тело положено на сложенный канат кереге, который привьючивали арканом поперек спины верблюда. Под голову и ноги тела клали подушки, а к кереге его привязывали сызма — тесьмой.

Голова покойника в момент навьючивания должна быть направлена на запад6. Вьюк уравновешивается камнями, положенными в баштык. Если везут на лошади, то кереге с покойником кладут поперек седла, как женщины возят люльку. При верховой посадке ноги покойника привязывали к стременам, иногда привязывали и к ляжке (коня? — Б.К., С.Г.). Под подбородок клали подушку, рот был также перевязан.

Если расстояние до дома составляло всего дня два пути, то покойника несли на руках пешком, на что уходило три-четыре дня, причем несли его, как женщины носят детей — за спиной, верхом на крестце.

Казахи

Адай, Младший жуз

Аргын-каракесек, Средний жуз

Перевозки совершаются простой погрузкой (упаковкой) покойника. Если богатый человек умрет далеко в пути, то тело его везут хоронить домой, только если событие произошло зимой.

Если родственники найдут тело своего сородича уже разложившимся, то соскабливают ножом мясо, собирают кости в мешок, привозят домой, моют, завертывают в саван и хоронят по обряду (Перовский у.).

Зимой, если имеются сани, умершего к месту погребения с чужбины везут на санях. Кочевые вьючат тело на верблюда особым приспособлением. По обеим сторонам горбов из войлоков или мягкой рухляди (шуб) вьются большие свитки, и посередине между ними кладется тело умершего. На лошади покойника везут следующим образом. К седлу с обеих сторон прикрепляется по перевернутому ынгырчаку. Два перевернутых ынгырчака и седло между ними связываются между собой двумя палками: одной спереди седла к ынгырчаку, а другой сзади. Сверху кладется кошма, на нее покойник лицом кверху. На навьюченной таким образом лошади покойник лежит поперек.

Буряты

Приготовив все необходимое к сожжению, собравшиеся буряты снаряжали коня для покойника. На коня надевали лучшую сбрую и лучшее седло. Готового коня привязывали к сэргэ — столбу для привязывания коней. После этого покойника сажали на коня, поддерживали его с обеих сторон; коня вел за повод один из участников похорон или слуга покойника, если он у него был. На покойника надевали полное его вооружение, и покойник ехал впереди, а за ним следовали все его родичи... Впоследствии, с увеличением скота у бурят, бедняков-покойников отвозили иногда на быке.

Одев покойника, приготовляли коня, которого седлали самым лучшим образом. Обряженного коня держал особый раб («держащий лошадь» или «человек-коновязь»). На этого коня хун-сэргэ сажал умершего хозяина и тот же хун-сэргэ помогал хозяину «слезать» с коня...

...Когда все было приготовлено, умершего шамана сажали на коня, два жолоши (держатели повода) вели коня за повод, впереди ехал тугиш, который держал знамя умершего (туг), прочие рабы шли сзади и делали три круга около стоянки... Отойдя несколько от места стоянки, пускали стрелу назад, а потом ехали далее.


1 Мусульмане стараются захоронить умершего в день смерти или, в крайнем случае, если смерть наступила вечером или ночью, на другой день. Захоронение через три дня и более поздний срок — свидетельство того, что у кыргызов сохранились доисламские обычаи в погребальной обрядности.

2 Комок земли, который кладут на грудь покойнику, является, видимо, трансформированной формой древнего обряда вручения покойного земле, известного многим народам мира (Литвинский Б.А. Семантика древних верований и обрядовпамирцев / / Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М., 1981 С. 9 2—93. Там же приведена литература).

Соприкосновение тела с Матерью-землей, прародительницей всего сущего в том числе и человека, способствует более быстрому возвращению умершего ее лоно. Таджики долины Хуф, например, для большей верности разрезали саван так, чтобы тело соприкасалось с землей. Считалось также, что тело праведника быстро превращается в прах, а тело грешника долго не разлагается (Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи) Сталинабад, 1953 Вып. 1. С. 191; Литвинский Б.А. Там же).

Железные конские путы (кишен), которые клали на ноги покойника, тоже видимо, трансформированный обряд, но имеющий иное значение. Можно объяснить его трояко: 1) страхом перед покойником и желанием связать его ноги, что бы он не бродил среди живых и не приносил им вреда (Литвинский Б.Л. Курганы и курумы западной Ферганы. М., 1972. С. 104—106); 2) желанием отпугнуть злых духов, которые могли бы навредить покойнику. А злые духи, как известно боятся железа и всего, что связано с лошадьми (см. раздел “Обряды, связанные рождением и воспитанием детей”); 3) и, как нам кажется, этот обряд является одним из инициационных обрядов. Попробуем объяснить последнее.

Когда ребенку исполняется год, и он делает первые самостоятельные шаги у киргизов, казахов и других тюркских народов совершается обряд “Разрезания пут”: ребенку связывают ножки, а затем кто-нибудь разрезает путы. Смысл этого обряда заключается в том, что младенец пришел в этот мир со связанными ножками, т.е. “неходячим”. Отныне, после совершения обряда, он переходит в новый статус, статус “ходячего” человека.

Смерть — это один из переходных этапов существования человека, и сопровождается он определенными обрядами, в том числе, на наш взгляд, и инициационного характера. Одним из таких обрядов и является связывание ног (или только больших пальцев) покойного, надевание на его ноги пут, что означает, что он переходит в статус “неходячего”. При возвращении его, “неходячего”, в этот мир (в лице какого-нибудь младенца) потребуется опять обряд “разрезания пут”, чтобы он смог пройти свой земной путь самостоятельно и т.д. Объяснение же, что комок земли на груди покойного и конские путы на его ногах — это залог предохранения его от порчи, скорее всего, попытка дать свое объяснение давно забытым обрядам.

3 Народы Средней Азии выносят покойника из помещения по-разному. Б.А.Литвинский считает, что в Средней Азии вообще тело выносили ногами вперед, чтобы покойник не мог найти обратного пути в дом и не навредил живым (Литвинский Б.А. Курганы и курумы... С. 121—122). Действительно, таджики Ягноба, казахи, каракалпаки выносят покойника ногами вперед (Андреев М.С. Материалы... С. 137; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 98; Есбергенов X., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 187). Но таджики Каратегина и, как считает А.К.Писарчик, таджики других регионов (кроме таджиков Ягноба) выносят покойника головой вперед с той же целью, чтобы не нашел обратной дороги домой (Писарчик А.К. Смерть... С. 133). Головой вперед выносят покойника и тувинцы (Потапов Л.П. Очерки... С. 374), и кыргызы, и крымские татары, судя по записям Ф.А.Фиельструпа (см. ниже).

4 Возможно, вопрос: «Хороший ли был человек умерший?», и ответ: «Хороший!» — есть завершение обряда «отпущения грехов».

5 О связи временного захоронения с древним обычаем хоронить через определенное время года (до года) см.: Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 133—135. Временное захоронение было известно и таджикам (Писарчик А.К. Смерть... С. 141—142. Там же приведена и литература по вопросу).

6 Запад (где солнце заходит) у всех южно-сибирских тюрков (думаем, что у всех тюрков вообще) связывается со смертью, в отличие от востока (где солнце восходит). При этом, по представлениям тюрков, запад тяготеет к северу, а восток — к югу. Именно поэтому тюрки хоронили умерших головой на запад или северо-запад, реже на север (Традиционное мировоззрение тюрков. I. С. 4 2—45). Поворачивание же при этом лица в сторону Мекки (с чем мы не раз встретимся в материалах Ф.А.Фиельструпа) — это мусульманизация древнего обряда захоронения.


Читать продолжение

Федор Артурович Фиельструп (19.02.1889-07.12.1933) – российский, а затем советский ученый-этнограф. Один из первых специалистов-этнографов, изучавших кыргызов центрального Тянь-Шаня. Закончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Член Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран Академии наук СССР. Материалы этой Комиссии должны были послужить основой для проведения национального размежевания СССР. С экспедициями он объездил огромную территорию СССР (от Приуралья до Ферганской долины и от Алтая до Кавказа и Крыма). В результате этих поездок ученый собрал большой фактический материал по этнографии различных тюркских народов страны, особенно казахов и кыргызов.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

25-01-2017
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Прочие обычаи
(39 часть)
29433

07-01-2017
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Игры
(38 часть)
16252

27-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Развлечения - как проводили шерине 100 лет назад
(37 часть)
22169

21-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Жертвоприношения, празднества, магические действия
(36 часть)
14991

08-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: «Несчастливые» дни недели
(35 часть)
13508

29-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Названия месяцев
(34 часть)
40900

18-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Календарь и астрономия. Новый год
(33 часть)
48490

11-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Врачевание
(32 часть)
16640

04-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Земледелие и охота
(31 часть)
25749

26-10-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Обряды, связанные с хозяйственным бытом. Скотоводство
(30 часть)
30565

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×